Урок истории в 7 классе "Обычаи и традиции восточных славян"
план-конспект урока (7 класс)

Вантеева Надежда Алексеевна

Цель урока: познакомить  с традициями, обычаями восточных славян

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое образовательное учреждение Омской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Большеуковская адаптивная школа-интернат»

Конспект урока

по истории Отечества в 7 классе

«Обычаи и традиции восточных славян»

http://admin.unassvadba.ru/Image/Nastja/kras_gorka/krasnaya_gorka_horovod.jpg

                                                              Подготовила: учитель истории

Вантеева Надежда Алексеевна

Большие Уки - 2019год

Тема: «Обычаи и традиции восточных славян»

Цель урока: познакомить  с традициями, обычаями восточных славян; 

Задачи:   

Образовательные: повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян;

Коррекционно - развивающие: 

развитие элементов аналитико-синтетической деятельности и устной речи через  
 различные виды учебной деятельности;

формирование навыков  парной и групповой работы с   предметным материалом;

 Воспитательные: 

 воспитывать уважение к историческому наследию, любовь к Отечеству и гордость за ее историческое прошлое;  повышение мотивации обучающихся к изучению предмета.                                     

 Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданиями, обереги,  кроссворд, каравай.  

Тип урока: комбинированный

Форма урока: устный журнал

План урока:

1)Орг.момент(1-2мин)

2)Проверка домашнего задания(2-3мин

3)Объявление темы(6мин)

4)Изложение новых знаний(15 мин)

5)Физминутка(2-3мин)

6)Обобщение(5мин)

7)Подведение итогов(3-4мин)

8)Домашнее задание(1 мин)

9)Оценка работы учащихся(3-5мин)

1.Орг.момент

На фоне русской народной музыки звучит стихотворение.

Учитель.

Звонок голосистою птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру.

И мы начинаем учиться

Всему, что узнал человек.

Истории древней страницы

Расскажут про каменный век.

Раздвинутся мира границы,

Заманчив познания путь.

И надо ещё умудриться

В грядущее нам заглянуть.

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

 И в ваших глазах я тоже увидела любопытство, которое поможет нам открыть много нового на уроке. 

-Добрый день, дорогие учащиеся, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древнюю Русь. Мы гордимся нашей страной, а каждый настоящий патриот своей Родины должен знать, уважать историю своего государства. История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.

Сегодня наш урок пройдет  в форме устного журнала со страницами которого мы познакомимся чуть позже, работать будем фронтально, в парах, в группе

-У каждого на столах лежат оценочные листы, где вы будете ставить баллы за выполнение заданий

Определим критерии оценивания:

Если задание выполнено без ошибок, не было  дополнений - ставите 2 балла

Если при выполнении задания допустили 1,2 ошибки, или ваш ответ дополняли - ставите 1 балл.

Если при выполнении задания требовалась постоянная помощь учителя и ваш ответ дополняли ребята, он был неверным – ставите 0 баллов.

Ключ к выставлению отметки

Если вы набрали 9-10 баллов - отметка «5»

Если набрали 6- 8 баллов- отметка «4»

Если набрали 5 и менее – отметка «3»

2.Проверка домашнего задания. Устный опрос.

-Какую тему изучили на прошлом уроке? (Денис)

-Что такое ремесло? (Вова Г)

- Какие ремёсла были у восточных славян?(Руслан)

-Назови основные  ремёсла славян? (Виталий)

-Какую работу выполняли мужчины? (Андрей)

-Чем занимались женщины? (Даша)

-Кто помогал по дому маме? (Вова Ч)

-Молодцы. Оцените свои ответы. Поставьте баллы по нашим  критериям.

3. Объявление темы урока.

       Слово учителя.

     Не зная истории человечества, невозможно понять настоящего. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишён исторической памяти. Истинная любовь к Родине немыслима без знания её великого трагического и прекрасного прошлого.

 Чтобы узнать тему нашего урока попробуем  разгадать кроссворд.

1.Наука о прошлом (История)

2.Имя богини, покровительницы истории. (Клио)

3.Большое животное, на которое охотились древние люди. (Мамонт)

4.Отрезок времени в 100 лет (Век)

5.Страна ,которая подарила миру Олимпийские игры(Греция)

6.На берегах какой реки возникло Египетское государство ( Нил)

7.Наука, которую называют «наукой лопаты» (Археология)

-Какое ключевое слово у нас получилось? (Славяне)

-Значит,  о ком пойдёт речь?

-Да,  сегодня  будем говорить об обычаях и традициях  восточных славян.

Тема урока –  Обычаи и традиции восточных славян.

Цель нашего урока – познакомиться с обычаями и традициями наших предков славян.

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату 12.11.19  и тему урока.

На уроке нам встретятся новые слова, давайте их поместим в тетрадь (вклеивают карточки со словарными словами)

4.Изучение новых знаний.

Как уже говорила раньше, наш урок мы проведём в форме устного журнала. Давайте познакомимся с его страницами.

 (план на слайде и на доску)

1 страница -  «Гостеприимство славян»

2 страница – «Праздники, игры и обряды славян»

3 страница –  «Одежда славян»

          4 страница -  «Обереги»

Открываем первую страницу нашего журнала «Гостеприимство славян»

Муз заставка минусовка ОЙ полным полна коробушка Хлеб всему голова

Слово учителя.

- Русское гостеприимство – неотъемлемая часть наших культурных традиций, пришедшая к нам от наших далёких предков- славян. Они были удивительно  добрыми и гостеприимными людьми, никогда не закрывали дверь своего дома на запор.

На столе оставляли хлеб и воду на тот случай, если какой-то путник заглянет в дом в отсутствии хозяев. Гостям были всегда рады, делились последним куском. Недаром,  говорили: «Что есть в печи – всё на стол мечи!».

Хлеб был основной пищей славян, поэтому относились к нему с уважением и почётом: «Хлеб – всему голова!» « У кого хлебушек – у того и счастье». Круглый душистый хлеб с румяной корочкой пекли для дорогих гостей, на свадьбу, после уборки урожая, назывался  он – каравай. (словарное слово) Преподносили каравай на полотенце вышитым красивыми узорами на концах, называлось такое полотенце - рушник.

(Уточняющий вопрос)

-Что такое КАРАВАЙ?

Сюрпризный момент (вынос каравая) Тихо звучит песня о хлебе.

Дарья М:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

 Круглым, пышным караваем.

ВоваГ:

Вы примите, дорогие,

Наш душистый каравай.

 С караваем соль подносим.

  Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из  рук.

- Спасибо ребята, садитесь.

- А сейчас мы будем работать по карточке №1. Как вы думаете, что было основной пищей славян?

 Задание: нужно подчеркнуть тот продукт, который употребляли в пищу славяне.

Слежу за осанкой детей.

 Взаимопроверка.

Поменяйтесь карточками, проверьте, если есть ошибки, укажите их товарищу.

А сейчас оцените себя по нашим критериям. Сели красиво.

2. Перелистываем страницу нашего журнала, которая  называется                               «Праздники, игры и обряды славян»

   (Звучит хороводная музыка.)

Слово учителя.

 -Русские люди всегда и во все времена были очень трудолюбивыми, много работали, но  любили и повеселиться. Они хорошо пели, плясали. Водили хороводы  (словарное слово) Прочитай,  Вова, что такое хоровод.

А сколько народных игр и забав подарили нам наши предки: «Золотые ворота», «Городки»,  «Лапта»,  «Ручеёк»,  «Горелки»,  «Прятки»,  «Ладушки»,  «Взятие снежного городка» и др.        

 Многие праздники  дошли до наших дней, которые почитаемы русским народом: Рождество, Крещение, Пасха, Троица, которые к нам пришли с принятием христианства на Руси, один из языческих праздников дошедших до наших дней – «Масленица», празднуется  он целую неделю, символом и основным блюдом являются блины- символ солнца. В праздники затевали магические обряды, игры, гадания, пели песни, водили хороводы.

 Физминутка.

Давайте и мы сейчас встанем в хоровод.

Дети исполняют элемент праздника Масленицы ( «Кострома»)

Садитесь на места. Вам понравилось водить хоровод?

А сейчас выполните задание в парах.

Карточка № 2

Задание: Нужно вычеркнуть лишнее, что не относится к славянским праздникам.

Проверка. Оцените себя по нашим критериям.

                           Музыкальная заставка- звучит тихая музыка.

3. Следующая страница нашего журнала «Одежда славян»

Рассказ учителя.

-Одежда славян значительно отличалась от традиционных нарядов других народов. Одежда их шилась в основном изо льна, конопляного полотна и шерсти, т.е. из натурального сырья. Одежда была просторной и удобной, чтобы не стесняла во время работы, потому что славяне очень много работали в поле и дома.

    Одежда была повседневной и  праздничной.

Мужская одежда состояла из нескольких основных деталей: рубаха повязанная поясом,  штаны (порты), верхняя одежда - кафтан подпоясанный кушаком,  на голове шапка, на ноги наматывали широкие льняные ленты, называлось это - онучи, обувь была - лапти плетенные из лыка.

Женский наряд славянок  также включает  основной элемент -  длинная рубаха, рубахи были разные по назначению: повседневные, праздничные, обрядовые украшенные красивой  вышивкой.

Поверх рубахи надевали сарафан либо длинную юбку (понёва), сверху фартук (передник), что касается головных уборов, то это были налобные венчики, ободки красиво украшенные орнаментом, позднее появились - Кокошники- старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком (словарное слово)

    Из украшений особенную изюминку добавляли височные кольца, любили носить бусы, ожерелья.

Сядьте все правильно, ровно.

Карточка № 3 работа в  группе (советуемся, слушаем товарища)

Задание: Подпишите на картинке элементы одежды славян. Одна группа работает с карточкой «Мужская одежда», вторая «Женская».

Проверка по слайду.(НА СЛАЙДЕ УКАЗАТЬ СТРЕЛКАМИ НАЗВАНИЯ И ТАКИЕ ЖЕ КАРТОЧКИ)

Оценивание работы.

(звучит фоновая музыка)

4. Перелистываем следующую страницу журнала  «Обереги»

Слово учителя.

  Чтобы защитить своё жилище и  свою семью от злых духов, в которых наши предки свято верили и поклонялись, славяне использовали обереги. (словарное слово)

Оберег-это предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастий. Славянские обереги играли очень важную роль в жизни наших предков. Славянскими оберегами являлись украшения, предметы быта, даже узоры на одежде. Обереги носили  с собой, для защиты в пути.

Сейчас ребята нам расскажут, какие были обереги у наших предков- славян.

1.Рассказ Виталя М -о коньке  на крыше дома

2.Рассказ Руслана Б.- об амулетах

3. Рассказ Вовы Г-о оберегах женщин

4.Рассказ Даши М – о куклах-оберегах.

Спасибо, ребята, молодцы. Вы подготовили интересную информацию об оберегах.

Нужно сказать, что  это далеко не весь перечень оберегов.  Конечно,  можно по - разному относиться к оберегам, верить в них или нет. Но неизменным всегда  оставалось  и остаётся желание  человека уберечь свой дом и свою семью от бед и несчастий.

Работа в парах.

Предлагаю выполнить задание в парах «Собери оберег»

Задание: из разрезанной картинки нужно собрать целое,    и назвать то, что получилось.

Оцените себя.

 5.Обобщение урока. Музыка минусовка  «Улетай на крыльях….»

Это была последняя страница нашего Устного журнала на нашем уроке, но не последняя в этом учебном году.

      Человек не может не задаваться вопросами: кто я?  Откуда я? Кто мои предки?

Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни, проникнуть в суть событий. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но прежде всего самих себя.

Ибо,  чтобы идти вперёд, часто оглядывайтесь назад, иначе забудете, откуда вышли и куда нужно идти.

Наш урок подошёл к концу, надеюсь, он вам понравился и у вас появился ещё больший интерес к предмету история, изучению прошлого нашего народа.

Сегодня на уроке вы были внимательными, любознательными, активными. Скажите  какая была цель нашего урока.

Цель- познакомиться с обычаями и традициями наших предков славян. Мы достигли своей цели?

-Что нового узнали? С чем познакомились? Молодцы.

6. Итог урока.

 Ключ к выставлению отметки (на слайде) 

Если вы набрали 9-10 баллов- отметка «5»

Если набрали 6- 8 баллов- отметка «4»

Если набрали 5 и менее – отметка «3»

-А сейчас посчитайте  баллы и поставьте отметку,  которую вы заработали.

Виталя, что себе поставил? Ребята, вы согласны с отметкой Виталия?

Оцениваю каждого ребёнка за работу на уроке.

7. Домашнее задание.

Предлагаю вам выполнить ДЗ на ваш выбор.

  1. Работа по карточкам.

  соедини изображение предмета с названием предмета.

  1. Работа со словарными словами: что означает это слово:

Каравай, Оберег, Хоровод, Кокошник

КАРТОЧКА№3

Задание: подпиши элементы мужской одежды

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\одежда задание.jpg

Карточка№3

Задание: подпиши элементы женской одежды

                                 C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img34.jpg

                         C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img34.jpg

                               C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\hello_html_m385a7a62.jpg

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img14.jpg

C:\Users\Олег\Desktop\40ee8885a413ba1d8bce265dadf345f8--traditional-jpg.jpg

1.Рассказ об обереге дома: Виталий М.

«Конёк – охлупень» -оберег дома от злых духов. Конёк вытесывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с корнем, обрабатывали и придавали ему вид конской головы. Коньки смотрят в небо, защищают дом от непогоды и злых духов.

Из-под конька спускалась искусно вырезанная доска- «Полотенце»,названная так за сходство с вышитым концом настоящего полотенца, и символизирующая солнце в зените.

2.Рассказ об амулетах: Руслан Б.

Славяне носили амулеты-обереги.По их представлениям, они защищали людей от бед и злых духов. На амулетах из металла, дерева и глины изображали солнце, огонь, воду, растения. Нательные мужские  славянские обереги делались в виде бляшек, на которых изображали восьмиконечный крест (символ плодородия), обычный крест (символ солнца), ромб (знак земли). Самым сильным оберегом от всех опасностей считали секиру Перуна.

3. Рассказ об оберегах женщин:Вова Горшков.

Славянские девушки свои обереги прикрепляли к ленте, которую носили вместо головного убора, обереги - подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами. Очень часто женские славянские обереги защищали звоном. По мнению славян при ходьбе или движении обереги, стуча друг о друга, отгоняли злые силы. Славянские женщины обереги носили на поясе, а также в виде ожерелья на шее, у плеча или соединяли их с головным убором.

4.Рассказ о куклах-оберегах Даша М.

Одними из самых распространенных защитных магических предметов являлись народные куклы -обереги.Славянские куклы имели одну особенность: они не имели лица,куклы делались безликими.Самыми распространенными куклами- оберегами считаются следующие:

Зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг

Крупеничка – оберег на сытость и достаток

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка

Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье

Желанница – оберег на исполнение желания

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.

Тема урока: Обычаи и традиции  восточных славян.

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.

Дарья М:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

 Круглым, пышным караваем.

ВоваГ:

Вы примите, дорогие,

Праздничный наш каравай.

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из  рук.                                                                                       

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.

Словарные слова:

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

Хоровод – старинный танец, который танцевали,  взявшись за руки в круг.

Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

Каравай - круглый хлеб, для дорогих гостей.

Кокошник -старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком на лбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица для заполнения по истории 6 класс. Тема "Соседи восточных славян"

Таблица предназначена для самостоятельного заполнения учащимися 6 класса....

Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понима...

Открытый урок по истории. Тема "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Открытый урок по теме "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"  был создан для студентов первого курса СПО, но он также подойдет и для учащихся шк...

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

Презентация к уроку истории России в 6 классе "Восточные славяне и их соседи"

Презентация к уроку истории в 6  классе по учебнику «История России»  под редакцией А.В.Торкунова к параграфу 3 "Восточные славяне и их соседи" сопровождает и дополняет...

Презентация "Жилища, одежда, семейные традиции восточных славян"

Презентация к уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы...

Урок истории в 7 классе "Ремесла восточных славян"

Цель –узнать какими ремёслами владели восточные славяне, познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; обратить внимание на трудолюбие славян....