Методическая разработка занятия "Любить природу значит ее охранять"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lyubit_prirodu-znachit_ee_ohranyat.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

   школа № 584 «Озерки»

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Воспитательского часа для учащихся 3 «В» класса

«Любить природу – значит ее охранять»

                                                                               Составила и провела:

                                                                               Гриб Н. В.

Санкт - Петербург

2021

Цели и задачи:

- воспитание патриотизма и гражданственности подрастающего поколения;

- воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

-  развитие духовно – нравственной личности учеников.

Ход урока:

1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

        2. Подсолнух солнечного цвета,

        Такой, что радостно всем жить.

        Природой называется все это,

        Давайте же с природою дружить!

3. Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется –природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

Мы начали нашу встречу с замечательного стихотворения о природе. Вы видите, наш кабинет украшен репродукциями и рисунками о природе. Кроме того, здесь представлены стихотворения поэтов-классиков о родной природе, вот одно из них: Белая береза под моим окном,

4. Принакрылась снегом , точно серебром,

На пушистых ветках снежною каймой

Распушились кисти белой бахромой.

Ребята! Задумывались ли вы, почему поэты и художники в своем творчестве  часто обращаются к природе? (В ней черпают вдохновение) Чаще воспевается родная природа, и это неслучайно. Потому что природа и родина неотделимы друг от друга. Недаром у этих слов одна основа-род.

Вспомним историю… Когда русский композитор Михаил Глинка возвращался на Родину, то переехав границу, он остановил экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе, как символу своей Родины.

Чувашия-край лесов. Они занимают третью часть республики. Самая распространенная порода в Чувашии -сосна. Она светолюбивая и неприхотливая к почве.

Располагается в основном в Заволжье и южной части республики. Значительную часть республики занимают дубравы. Они островками расположены вдоль правого берега Волги. Дуб стал в чувашском краю символом мужества, стойкости, долголетия. Под ним молились, приносили в жертву домашних животных, у него просили благополучия. Дуб имеет ценную древесину, из которой изготавливают мебель. А во времена Петра 1 его использовали при постройке флота. Дуб живет до 2000 лет и более. А самый старый дуб растет в Ильинском лесничестве ( Моргаушского района).. Он отметил уже 350 летие. Всмотритесь, и даже сама территория Чувашии напоминает на карте резной дубовый лист.

В последнее время из хвойных пород культивируется – лиственница сибирская и кедр. А какие вы еще знаете деревья и кустарники нашей республики?

(Прекрасное далеко-1 куплет)

Однако за последние десятилетия наблюдается повсеместное засыхание вершин дубов. Причина этому – загрязнение атмосферы. Кроме того, после вырубок на строительство флота и лесных пожаров дубов становится все меньше и меньше.

5. Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том , что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька

Пока  об этом думать неохота

Сейчас нам не до этого …пока.

6. Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды

Все меньше окружающей природы

Все больше окружающей среды.

Прислушайтесь к Михаилу Михайловичу Пришвину – знатоку природы: «Я много лет изучал природу, лес. Хочу сказать- Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки- я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!

(Прекрасное далеко – 2куп)

Какие же мероприятия проводят для этого?

  1. Красный свет светофора предупреждает «Остановись!». «Красная книга»-это тоже предупреждающий сигнал .Все растения и животные, внесенные в нее, подлежат строгой охране.В Красную Книгу Чув. АССР включено 243 вида растений и 72 вида животных. Редкими стали в долине реки Суры водяной орех – чилим, купальница европейская, сон – трава, венерин башмачок, и др.
  2. В последнее время уменьшилась численность бабочки – махаона, аполона, Мнемозина, жука – оленя. Из птиц – черный аист, из животных – выхухоли.
  3. В связи с этим в нашей республике созданы охраняемые территории – Заповедник «Присурский» в Алатырском р-не.
  4. Национальный парк «Чувашский лес» в Шемуршинском р-не.
  5. Республиканский природный парк «Заволжье», расположенный на левом берегу Волги.
  6. 15 Ботанических садов
  7. 4 Заказника
  8. 111 Памятников природы.

Лес – гостеприимный хозяин. Он наградит тебя чистым воздухом, свежей водой, угостит полезными ягодами, грибами, растениями, защитит от палящих лучей солнца, в случае если ты себя правильно будешь вести

(Одинокий пастух)

Вот что произошло в рассказе «Легенда» В.В.Вересаева:

Однажды, пароход заночевал из – за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтоб сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья., жуть их взяла. Всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли лужи. Оборванные лианы корчались на земле как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, а в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда больше не улыбались.

Наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. Мы ударим топором, думая побежит бесцветный холодный сок, а начинает хлестать красная горячая кровь.

В жизнь нужно входить не веселым гулякой, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

7. Я сорвал цветок  - и он увял

Я поймал мотылька – и он

Умер у меня на ладони,

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте

Можно только любовью.

(Одинокий пастух-конец)

Ребята, давайте повторим правила, который должен соблюдать каждый в лесу.

№1. «Не ломай ветви деревьев и кустарников»

Недаром говорят «Лес – легкие планеты». За лето ива задерживает 38 кг пыли, тополь-34 кг. А в воздухе лесов ее нет совсем.

№2. «Не повреждай кору деревьев». От этого деревья перестают расти, в их ранки попадают споры паразитических грибов – трутовиков, от которых деревья умирают. Кроме того, сок для дерева как кровь для человека. Дерево лишается питательных веществ, необходимых для образования молодых побегов и листвы.

№3. «В лесу старайся ходить по тропинкам, чтоб не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи - пустыню».

№4. «Не рвите цветов  в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов  цветов. А букеты можно составлять из садовых цветов».

Давай, пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

№5. «Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей». Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Животные в природе не потерянные  и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста, развития кроме родителей.

№6. «Не сбивайте грибы, даже несъедобные». Часто человек, проходя в лесу, сшибает палкой мухоморы и другие несъедобные грибы. Оказывается  мухоморы  помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки. Многие грибы разрушают пни, поваленные стволы, отмершую листву. Они – санитары леса.

№7. «Не оставляйте после себя беспорядок!». Помните, брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – несколько веков, а осколки бутылок могут причинить вред даже через 2000 лет – вызвать пожар в лесу, порезать резиновую обувь.

  №8. «Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости». Кострище – это рана в покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От них гибнут многие животные и растения.

№9. Запрещается поднимать крик и шум, включать на полную мощность магнитофоны, радиоприемники». От этого звери и птицы покидают свои гнезда и норы, птенцы не поспевают за взрослыми, теряются и гибнут. Помни, путь в лесах – это тишина, безветрие

Ребята, я знаю, что вы все читали сказки Надежды Николаевны Медюковой

«Мои роднички» Многие из вас нарисовали рисунки и подготовили вопросы.

Вопросы к сказкам Н. Н. Медюковой:

1.В какой сказке прослеживаются правила поведения в лесу?

(«Здесь был Вася», «Косишка», «Елочка и заяц», «Счастье», «Сердце матери»)

2. В какой сказке есть правило «Не повреждай кору деревьев»?

(«Здесь был Вася»)

  • Почему весной не распустились листья дуба?
  • Что Вася забыл сказать дубу?
  • Кто дубу пытался помочь?
  • Как рябина спасала дуб?

3. В какой сказке есть правило «Нельзя брать домой животных»?

(«Косишка»)

  • Правильно ли поступил Косишка, взяв домой кукушонка?
  • Как помог Косишка кукушонку?
  • Что сделал кукушонок, когда выздоровел?
  • Как на это отреагировал Косишка?
  • Что сказала мама Косишки?

(Каждому овощу свое время. С нами погибнет- не вынесет наши морозы)

  • Как вы понимаете выражение Сент –Экзюпери «Надо отвечать за тех, кого приручаете»?

4.К какой сказке подходит правило «Не рубите деревья, не ломайте его ветви, не рвите листья»?

(Заяц и елочка)

  • Вам приходилось видеть срезанные под Новый год ели? Какие мысли при этом у вас возникали?
  • Как сохранить ели от вырубок?
  • Как Заяц и Волк вернули елку?

5. Согласны ли вы с выражением: «Неси добро людям – будешь счастливым»?

К какой сказке можно отнести это выражение?

(«Счастье»)

  • От чего ослепла бедняжка Белка?
  • Как помогла белке Попрыгунья?
  • Что поняла Попрыгунья?

(Счастье – когда можешь помочь другому)

6. Все вы читали сказку «Сердце матери».

Послушайте сочинение на эту тему Гайкова Никиты (ученика 5 класса)

Вот как про добрые дела написали сочинения старшеклассники

  • Недаром говорят «Много леса – береги, мало леса –не губи, нет леса – посади».Учащиеся старших классов для борьбы с эрозией почвы посадили в этом году вдоль оврагов 1200 деревьев.
  • Ежегодно проводится вырубка елей для производства бумаги. В этом году старшеклассники нашей школы сдали 224 кг макулатуры, тем самым спасли 4 ели.
  • Ежегодно в нашей школе проводится «Месячник охраны птиц», где ведется большая работа по привитию любви к пернатым: организуются вечера «День Птиц», изготовление кормушек и скворечников, экскурсии в лес.
  • Школьники 5 – 7 классов ведут учет и охрану муравейников в «Салабайкасинском лесу»
  • С целью привития любви учащихся к родной природе ученики 5 класса организовали выставку из природного материала.
  • Ежедневно учащиеся нашей школы очищают территорию от мусора и грязи.
  • Много у ребят забот о природе во все времена года. Но главное – сохранение богатств природы: экономное использование леса, воды, газа, топлива, электричества, бумаги, железа

8. Звонкой песней сумели увлечь.

Охранять зорко нашу природу –

Это Родину, значит беречь.

ВЫВОД:

Какое для себя решение сделал каждый для себя после этого урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Тема природы в лирике А.С.Пушкина"

Особенности лирики Пушкина, его стихи о природе в разные периоды жизни...

Методическая разработка "Особенности природы Санкт-Петербурга"

В методическом пособии дан конспект занятия по программе  для детей 3 года обучения (9-12 лет).Содержание:- Теоретическая часть – знакомство с Красной Книгой, водными объектами Санкт-Петербурга, ...

Методическая разработка "Экология природы - экология души"

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему: «Экология природы - экология души»  (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»).Цель: Воспитывать...

Методическая разработка УРОКА «ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»

Данный урок предназначен для 5го класса по истории Древнего мира. Учебник- Вигасин А.А. "История Древнего мира", Просвещение 2013. На уроке изучается история Древней Индии....

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...

Методическая разработка занятия "Природа - наше богатство"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия "Природа и мы"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....