Конспект по автоматизации звука [C]
план-конспект

Герасимова Светлана Евгеньевна

Конспект по автоматизации звука [С]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с] с ребенком подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Учитель-логопедГерасимова С.Е.

Тема: Автоматизация звука [с]

Цель: создать условия  для  закрепления   произношения звука [с] в словах, в предложении

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнять и обогащать словарный запас;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать грамматический строй речи – употребление существительных в развитии фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • развивать просодическую сторону речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
  • развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • формировать самоконтроль за речью;
  • формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: зеркало, дидактическое пособие «Домик», массажные ёжики, предметные картинки со звуком [С], мяч, снежинка( для развития дыхания),счетные палочки.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Материалы

  1. Организационный момент

Логопед. Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт, синего цвета! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше 

  1. Содержание работы

1.Артикуляционная гимнастика

а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
    «Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
    «Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
    «Самомассаж» языка:

  • «Замешиваем тесто» – высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • «Раскатываем тесто скалкой» – проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (движение вперед-назад).
  • «Испекли блинчики» – покусываем кончик языка.
  • «Съели блинчики» – жуем язык, как жвачку (боковые края языка).
  • «Помыли посуду» – шлепаем по языку, говоря при этом пя-пя-пя.

«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую. 
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленной воздушной струи.
«Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами.
«Сердитая кошечка за забором» – «кошка» прячется за забор, но продолжает злиться.
«Насос» – произносим звук [С]  длительно на одном выдохе: с – с – с – с…

б) задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.

Логопед :Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.) Открой его аккуратно: с-с-с.

2. Развитие дыхания и голоса

- Подуть на «снежинку»

Логопед: Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.) Откроем его. Что же там за задание?

3. Автоматизация звука [С] в слогах с использованием пальчиковых упражнений

а) повтори прямые слоги со звуком [С] собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

Са-Са-Са-Са-Са
Со-Со-Со-Со-Со
Су-Су-Су-Су-Су
Сы-Сы-Сы-Сы-Сы
Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ

повтори обратные слоги со звуком [С], собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

Ас-Ас-Ас-Ас-Ас
Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Ус-Ус-Ус-Ус-Ус
Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс
Эс-Эс-Эс-Эс-Эс

б) повтори прямые и обратные слоги со звуком [С], «пальчики здороваются с большим пальцем»:

Са-Со-Су-Сы-Сэ
Ас-Ос-Ус-ыс-Эс

в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»

Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы

А вот и следующий конверт. Какого цвета?

4. Развитие фонематического слуха

Задания:

а) Отложи счетную палочку, когда услышишь [С]:

Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.

Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук [С] и положи фишку обратно в коробку.

б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»:

Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со

в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук [С] в середине слова

Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.

Логопед:А сейчас отдохнем

Физкультминутка

Выполнение движений по тексту.

Вот носы, носы, носы
Вот усы, усы, усы
Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот и сами коты

Логопед: А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-то карточки.

5. Карточки-картинки с использованием дидактического пособия «Домик»

Задание: называй картинки. Карточки без звука [С] положи слева, а со звуком [С] положи в свой домик.

7. Игра «Один – много» с мячом

Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусная сосиска….

Логопед: Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? 

8. Повторение чистоговорки

СА-са-са - сани, сахар, колбаса

Со-со-со - соска, колосок, песок

Су-су-су - суп, сосуд, пасут, несут

Сы-сы-сы - осы, косы, сын, часы.

Повторение предложений.

- На суку сидит сова

- В кустах спрятались лисы

- На столе - ананас и абрикос

- У Сани скрипят сапоги

Логоред: Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания? Узнать не сложно. Вот вопрос: У кого длинный нос? Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это? (Буратино). Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино.

Выполняет упражнения

Оранжевого

Дует

Желтого

Повторяет слоги

Красный

Кладет счетную палочку, когда слышит звук [С]

Считает сколько палочек положил и придумывает столько слов на звук [С]

Повторяет слова с движениями

Голубой

Маски

Лески

Аисты

Кусты

Пустые миски

Вкусные сосиски

Повторяет

Фиолетового

Пособие для для дыхания

Счетные палочки

Домик и карточки со звуком [С].

  1. Итог

Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?

С-с-с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях....

Презентация к конспекту занятия "Автоматизация звука Р" по теме Транспорт

Презентация к конспекту занятия "Автоматизация звука Р" по теме Транспорт...

Конспект НОД автоматизация звука [Р]в слогах и словах с сочетанием -ДР-, -ТР-

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАКонспект открытой непосредственно образовательной деятельности...

Конспект занятия "Автоматизация звука [р]"

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука р с использованием СОТ...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Р]" .

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми подготовительной группы с ОНР III уровня со стёртой дизартрией (второй год обучения) по теме "Автоматизация звука [Р]  в словах и...