Конспект занятия "Автоматизация звука [Р]" .
план-конспект

Исакова Людмила Юрьевна

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми подготовительной группы с ОНР III уровня со стёртой дизартрией (второй год обучения) по теме "Автоматизация звука [Р]  в словах и предложениях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isakova_l.yu_._konspekt.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми подготовительной группы с ОНР III уровня со стёртой дизартрией (второй год обучения).

Тема : Автоматизация звука [Р]  в словах и предложениях.

Цели занятия:

  • Коррекционные:
  • развивать подвижность органов артикуляции,
  • закреплять знания о правильной артикуляции звука Р,
  • автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях,
  • развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,
  • развивать ориентацию в схеме тела,
  • осуществлять связь звука с буквой.
  • развивать лексико-грамматический строй речи
  • Образовательные:
  • закрепить понятия «звук», «слово», «предложение»,
  • совершенствовать навыки чтения слогов с буквой Р.
  • Воспитательные:
  • воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование: настольные зеркала, схема артикуляции звука Р, драже «Ревит», ноутбук с мультимедийной презентацией, эскиз сельского дома, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки на звук Р, мозаика, карточки-слоги, бархатные буквы в коробке «Волшебный сундучок».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим учиться красиво и правильно говорить.

2. Объявление темы.

-Послушайте стихотворение. Подскажите последнее слово в предложении.  

Наша старшая сестра вяжет с самого (утра).

Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).

Солнце светит ярко-ярко, бегемоту стало (жарко).

Спи, мышонок, до утра, дам тебе я (комара).

Среди жирных голубей прыгал тощий (воробей).

-Какой звук встречался в словах, которые вы договаривали? (Звук Р).

-Сегодня продолжим учиться правильно произносить звук Р. Повторим наше «правило красивой речи». (Хором: Говорим всегда красиво, четко и неторопливо, звуки произносим внятно, чтобы было всем понятно).

3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и пищевым подкреплением. Гимнастика для мышц шеи.

-Наши язычки хотят правильно произносить звуки. Поэтому постараемся в выполнении зарядки.

Показываю упражнения с элементами биоэнергопластики, дети выполняют: «Лопаточка», «Чашечка», «Грибочек», «Дятел», чередование «Лопаточка» - «Чашечка»; удерживать в «Чашечке» драже «Ревит» (до 20 секунд), чередуя подъём языка к верхним резцам и опускание до нижней губы (рот широко открыт).

-Молодцы! А сейчас встряхнем руки, опустим голову вниз, отдохнем. (Расслабляем мышцы шейно-воротниковой зоны).

4. Произношение изолированного звука Р (с применением ИКТ).

-Вспомним, как разговаривает щенок с мамой, как тигр с тигренком, с каким звуком работает на поле трактор?

 Демонстрирую мультимедийную презентацию: слайды с изображением щенка с собакой, тигрёнка с тигрицей, трактора. Дети произносят изолированный звук Р с усилением и затуханием звука. Отрывисто, протяжно.

5. Анализ артикуляции звука Р (повторение).

-Давайте дадим характеристику звуку Р. Рассмотрим карточку-схему.

-Когда мы произносим звук Р губы улыбаются или вытягиваются в трубочку? (Улыбаются).

-Зубки открыты или закрыты? (Открыты).

-Язычок находится внизу или поднимается вверх? (Поднимается вверх).

-Язычок спокоен или дрожит? (Дрожит).

-Голосовые связки работают или выключены? (Голосовые связки работают, звук звонкий).

-Звук Р гласный или согласный? (Согласный).

-Твердый или мягкий? (Твердый).

6. Связь звука с буквой.

-Какая буква на письме обозначает звук Р?

-Напишите букву Р в воздухе правой рукой, левой рукой, головой.

-Давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок». Найдите среди других букву Р.

Дети наощупь находят в сундучке букву Р из бархатной бумаги (выбирают из разных букв нужную; буквы разные по величине и фактуре).

7. Развитие фонематического слуха и мелкой моторики пальцев рук.

-Сколько раз услышите слово со звуком Р, столько гвоздиков поставьте в мозаике.

Шел Егор через бор,

Видит вырос мухомор,

«Хоть красив, но не беру»,-

Вслух сказал Егор в бору.

«Верно, ты сказал, Егор»,-

Так ему ответил бор.

Дети определяют наличие звука Р и вставляют мелкие гвоздики-мозаику в отверстия.

8. Закрепление звука в слогах.

Игра «Кто больше запомнит и повторит слогов».

Дети читают слоги по карточкам. (Ра-Ру-Ры-Ро-Рэ. аР-оР-иР-эР-уР).

9.Закрепление звука в словах.

Игра с предметными картинками «А что у вас?».

-Выберите из предложенных только те изображения предметов, которые имеют в названии звук Р.

10. Автоматизация звука Р в предложениях.

Игра «Сельский домик».

-На картинке художник начал рисовать деревенский дом. Нарисовал стены. Мы продолжим рисовать эти дома. Соблюдаем условие: дорисовываем только такие детали, в названии которых есть звук Р. Называем(комментируем) то, что мы рисуем.

Дети выполняют задание и проговаривают: «Я нарисую крышу». «Я нарисую трубу на крыше». «Я нарисую оконную раму». «Я нарисую цветочный горшок с розой». «Я нарисую шторы» и т.д.

11. Итог занятия и оценка.

-Какой звук мы учились сегодня правильно произносить и внимательно слушали его произношение?

-Чему вы сегодня научились?

-Что вы узнали нового?

-Мне было приятно с вами заниматься! Вы очень красиво и внятно произносили трудный звук Р! Погладьте себя по головке! Молодцы!

12. Домашнее задание.

-Дома закончите, пожалуйста, рисунок деревенского дома. Напишите с помощью родителей, кто живет в вашем доме. Не забудьте, что все имена должны быть с буквой Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....

конспект урока "Звук и буква У"

Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....

Конспект урока - "Звук "С"

Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Конспект занятия "Звук Ж"

Данный конспект составлен  к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи  с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...

план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"

Урок содержит  элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....