Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
план-конспект урока по теме

Дмитриева Татьяна Вячеславовна

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ А-О

1 класс

Цель: создать необходимые условия, при которых обучающиеся научатся различать гласные звуки [а-о] на слух и буквы «А», «О»  на письме.

Задачи:

Познавательные

уточнять и закреплять знания обучающихся о гласных звуках;

учить дифференцировать гласные звуки А-О по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам в слогах, словах;

Коррекционно – развивающие

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать фонематические процессы;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);

закрепить навыки пространственной ориентировки;

Воспитательные

воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

пиктограммы эмоций,

аудиозаписи, «Звонок»,

компьютер, для презентации,

картинки ёжиков,

карточки с индивидуальными заданиями (дифференцированные задания по степени сложности, карточки с рядами букв а-о, карточки - пазлы),

демонстрационные буквы о-а на доске;

наборы элементов букв о-а ;

схемы слов на карточках,

мяч,

фишки, для оценки работы на занятии,

карточки с буквами а-о из твердой и мягкой бумаги.

Тип занятия: занятие совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: групповое логопедическое занятие.

Методы: словесный, наглядный, мимические упражнения, имитирующие упражнения, игра, индивидуальная и фронтальная работа, практический.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Психогимнастика «Эмоции», с использованием аудиозаписи.

Цель: создание комфортной психологической обстановки для последующей работы, коррекция психофизических функций, мотивация познавательных интересов обучающихся.

Задачи: включить учащихся в работу с первых минут занятия; способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я»; развивать воображение; преодолевать двигательную неловкость, закрепить навыки пространственной ориентировки.

Метод: мимические, имитирующие упражнения.

Результат: положительный настрой на продолжение занятия, эмоциональное состояние учащихся, интерес.

- Добрый день! Сегодня светит солнышко нам в окно. Нам весело и хорошо! Покажите, какое настроение у вас сегодня? Какие красивые улыбки я вижу на ваших лицах!(мимические упражнения).  

- Давайте представим, что мы отправились в поход. (Звучит аудиозапись, имитирующие движения).

- Покажите, как вы будете греть руки, когда они замерзли? (напряжение. Растирание  ладоней для того, чтобы активизировать работу мозга; волнообразные движения руками – развитие обоих полушарий; круговые движения по ладоням – развитие внимания; массаж макушки головы – повышается работоспособность).

-Покажите, какое у вас будет настроение, когда вы согреетесь. (Расслабление).

- Какие вы все радостные, веселые. Я надеюсь, ваше хорошее настроение сохранятся до конца занятия.

- Посмотрите, у нас в гостях ежики! Выберите себе ежика.

- В какую сторону смотрит твой ежик? (вправо). А твой? (влево).

- Сначала к партам подойдут и сядут те, у кого ежики смотрят вправо, затем те, у кого ежики смотрят влево.

        - Прозвенел и смолк звонок.

           Начинается урок.

           Все за парты тихо сели,

           На меня все посмотрели.

           Все готовы, всё в порядке? (да).

Введение в тему.

Цель: создать условия, при которых обучающиеся смогут осознать и самостоятельно сформулировать цель занятия.

Метод: наглядный – ТСО (компьютерная презентация), словесный – специально подготовленные вопросы.

Результат: осознание и самостоятельное формулирование обучающимися цели занятия.

- Посмотрите на картинки, какое время года изображено? (осень).

- А как называется этот осенний цветок? (астра).

- Какие первые звуки в названиях этих картинок? (а-о).

- Как вы думаете, различать какие звуки мы будем сегодня на занятии? (а-о)

- А что это за звуки? (речевые, гласные звуки).

- А какие гласные звуки вы еще знаете? (а, о, у, ы, э).

- Давайте поиграем в игру «Найди звук».

«Найди звук».

Цель: уточнить знания учащихся по теме «Гласные».

Метод: игра.

Форма: фронтальная работа с учетом личностных особенностей учащихся.

Инструкция: по беззвучной артикуляции узнать гласный звук и поднять соответствующий символ. 

- Ребята, посмотрите на карточки на столе. Какие звуки они обозначают? (перечисляют). Я буду без голоса показывать звуки, а вы поднимайте нужную карточку – символ, артикуляцию какого звука она обозначает.

Критерии: задание выполнено, все звуки отгаданы.

Мотивация: фишка за каждый правильный ответ.

- Какие звуки я чаще показывала? (а – о).

- И так, тема нашего занятия «Гласные звуки А-О».

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?(будем учиться различать А-О).

2. Основная часть.

Цель: создать условия, при которых обучающиеся научаться дифференцировать гласные А-О в слогах, словах.

1) «Сюрприз».

Метод: упражнение – трансформация части знаний в навык, формирование у учащихся готовности к практическим действиям (работа с тактильным анализатором).

Инструкция:

- Поглядите, к нам влетели в окно листочки. Эти листики не простые, а с сюрпризом. (рассматривают листочки).

- Возьмите красный листик. Потрогайте его. Какой он на ощупь? (жесткий).

- А! Больно! (имитация).

- Как вы думаете, какой звук обозначает этот листик? (этот листик обозначает звук а).

- Теперь возьмите желтый листик. Потрогайте его. Какой он на ощупь? (мягкий).

- О! Как приятно! (имитация).

- Как вы думаете, какой звук обозначает этот листик? (этот листик обозначает звук о).

2) Объяснительная беседа.

Цель: изложение новой информации, получение обратной связи, путем постановки вопросов.

Метод: словесный, работа зрительного анализатора, работа тактильного анализатора.

Форма: фронтальная.

Инструкция:

1) Сравнить артикуляцию гласных:

а) с голосом; б) беззвучно.

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук а. Какой ротик? (широкий).

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук о. Какой ротик? (в форме овала).

2) Рассмотреть графические обозначения этих звуков (карточки).

- Для каждого звука есть своя форма.

- Какая форма для звука о? (овал). (карточка буквы о).

- И у звука а форма тоже овальная, только есть еще крючок справа. Посмотрите. (карточка буквы а).

- Обведи буквы пальчиком, и посчитайте, сколько элементов у букв. (ответы детей).

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику, снять усталость, напряжение.

Метод: игра.

Инструкция:

- Выложите буквы а - о из крышечек, из веревочек.

Результат: снятие усталости, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

  1. Закрепление учебного материала.

Цель: развить навык дифференциации гласных а-о на слух и на письме на уровне слогов, слов.

 «Найди букву».

Цель: развить навык дифференциации гласных а-о  на письме.

Метод: игра.

Форма: индивидуальная работа с дифференцированными заданиями по степени сложности, с учетом личностных особенностей учащихся.

Инструкция: подчеркнуть гласные красным цветом о - одной чертой, а- двумя чертами.

- Ребята, посмотрите на карточки. Подчеркните букву «о» красной ручкой одной чертой, а букву «а» – двумя чертами.

Карточка №1

ааоаооаооаааоооааооаоаоаооаооаоаоааао

Карточка №2 (с подсказкой цветом и количеством черточек А О).

ааоаооаооаааоооааооаоаоаооаооаоаоааао

Критерии: задание выполнено, верно, все буквы правильно выделены.

Мотивация: фишка за каждый правильный ответ.

- Давайте еще раз вспомним тему занятия. (Различаем А-О).

 «Кто внимательней?»

Цель: развивать навык дифференциации гласных а-о на уровне слогов.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Инструкция:

- Поднимите карточку с соответствующей буквой, если услышите звук, который она обозначает.

Речевой материал: ом-он-ор ар - аш – ан то – со – ло   па – ка – на

Критерии: правильно выполненное задание.

Мотивация: фишка.

Физкультминутка с массажным мячом.

Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую и мелкую моторику, выработать четкие, координированные действия во взаимосвязи с речью.

Метод: подвижная игра.

Инструкция: выполнение команд логопеда.

Результат: снятие усталости, напряжения, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

«Составь картинку»

Цель: развивать навык дифференциации гласных а-о на уровне слов на слух.

Метод: упражнение.

Форма: индивидуальная работа.

Инструкция:

- Составьте картинки.

- Что получилось? (нож, мак, рак, дом)

- Определите, какой гласный звук есть в названиях картинок.

- На каком месте он стоит?

Мотивация: фишка.

Результат: обучающиеся научаться дифференцировать гласные а-о на уровне слов, правильно выполняя инструкцию взрослого.

Гимнастика для глаз.

Цель: снять напряжение со зрительного анализатора.

Метод: упражнение.

Инструкция: закройте глаза. Считайте до10. Откройте глаза и найдите за окном дальнюю точку. Посмотрите на нее, считайте до 5.

Результат: снятие усталости, напряжения со зрительного анализатора.

4. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно осознают уровень сформированности УУД.

Игра «Да-нет».

Цель: контроль над уровнем сформированности УУД.

Метод: словесный, итоговая беседа.

Форма: специально подготовленные вопросы по теме «Дифференциация а-о».

- Над чем мы сегодня работали? (различали а-о).

- Звук а – согласный? (нет)

- Звук о – гласный? (да).

- У буквы а два элемента? (да)

2) Оценка достижений на занятии под руководством логопеда.

Цель: определить степень усвоения учащимися материала по теме «Дифференциация а-о».

Метод: словесный.

Инструкция: сосчитайте фишки.

Критерии: материал усвоен, если фишек 9 и больше.

Цель учащихся: развивать навык самооценки.

3)Оценка эмоционального состояния.

Цель: выявить эмоциональный отклик на занятие.

Метод: словесный.

Форма: специально подготовленные вопросы.

- Вам понравилось занятие?

- Вам было интересно?

- Какие задания вам запомнились?

- Посмотрите на картинки и определите свое настроение от занятия.

- Спасибо вам большое. Мне было очень приятно с вами общаться.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ЛОГОПЕДИИ

ТЕМА «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ А-О»    

1 КЛАСС

           

ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД   МОУ СОШ № 88

            ДМИТРИЕВА Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект "Дифференциация звуков и букв б-д"

Конспект "Дифференциация звуков и букв б-д" является приложением к одноименной  презентации....

Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С

Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение»в 1 классе у детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему:" Дифференциация звуков [Т] и [Д]. Буквы Т и Д".

Цель:  учить различать звуки [т]-[д] и буквы Т-Д в слогах, словах, предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные:- уточнить артикуляцию звуков [т]-[д];- упражнять учеников в ...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....