Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С
план-конспект

Тупикова Елена Сергеевна

Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение»
в 1 классе у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuki_s-s2.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение»
в 1 классе у детей с ТНР.

Тема: "Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];

- учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука [С] и [Сь], её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух; звуко-буквенный анализ,  зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику; пространственные представления, грамматические категории.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: картинный материал, фишки,  схемы звукового анализа слов, схемы предложений.

Ход занятия:

Логопед: доброе утро, ребята!

Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Дети приветствуют гостей.

Организационный момент.

Логопед: сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Садится за парту  тот, чья фамилия начинается с глухого согласного звука,  со звонкого, с гласного звука.

Логопед: отгадайте загадку

Запорошила дорожки,

Раскрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прикатила. 

Дети: зима

Логопед: Молодцы, ребята! Какое сейчас время года?

Дети: зима

Логопед: Сколько месяцев длится зима?

Дети: зима длятся три месяца

Логопед: А какие же это месяцы?

Дети: декабрь, январь и февраль

Логопед: Все правильно, молодцы

Сообщение темы

Логопед: Ребята послушайте слова (Сорока, сугроб, лиса, санки)

А какой одинаковый звук слышится в этих словах?

Дети: В этих словах общий звук [С]

 

Логопед: Значит о каком звуке мы будем сегодня говорить ?

Дети: о  звуке [С]

Логопед: Правильно о звуке [С] и его братце мягком звуке [Сь], а какой буквой мы обозначаем звуки [С] и [Сь]?

Дети: Буквой С

Логопед: правильно, молодцы

Основная часть.

Актуализация имеющихся знаний у детей.

Характеристика звуков:

Логопед: Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой.

 – А каким цветом мы обозначаем этот звук?

Дети: Синим.

Логопед: Звук [сь] — согласный, мягкий, глухой.

-А каким цветом мы обозначаем этот звук?

Дети: зелёным.

Дифференциация звуков в слогах.

Игра «Самый внимательный».

 Логопед : У вас на столе лежат синие и зеленые кружки. Когда вы услышите твердый звук С , покажите мне синий кружок, а когда услышите мягкий звук Сь –зеленый

АС – АСЬ      ОС – ОСЬ      УС – УСЬ      ИС – ИСЬ

СЯ – СА        СЕ – СО         СЮ – СУ       СИ – СЫ

Дифференциация звуков в словах.

Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названиях которых есть мягкий звук [Сь] и положить их к зеленому кружочку, в словах , в которых есть твердый звук [С] - к синему.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята посмотрите на доску и назовите картинку в верхнем правом углу  

Дети : синичка

Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.

Дети : поднимают зеленую карточку

Логопед: назовите картинку в нижнем правом углу  

Дети : лиса

Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.

Дети : поднимают синюю  карточку

Логопед: назовите картинку в верхнем левом углу  

Дети : лось

Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.

Дети : поднимают зеленую карточку

Логопед: назовите картинку в нижнем левом углу  

Дети : сова

Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.

Дети : поднимают синюю  карточку

Динамическая пауза.

Логопед: сейчас мы с вами будем определять место звука в слове.  Если мы слышим звук в начале слова , то мы хлопаем в ладоши над головой,  а в середине слова - поворачиваемся в стороны (руки на боках), а когда слышим звук в конце- присаживаемся  (санки, маска,  синичка, сугроб, лиса, снегопад, нос, снежинки, лось, лосята, снегопад, фокус, месяц)

Логопед: Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Знакомство с буквой С.

Логопед:  Вспомните, чем отличается звук от буквы?

Дети : звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем видим и читаем.

Логопед:  Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь].Это буква С . Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Дети : рассказывают на что похожа буква, прорисовывают ее в воздухе.

Звуко-буквенный анализ.

Логопед:  Ребята, а на чем вы больше всего любите кататься зимой?

Дети : на санках,

Логопед:  а по другому их можно назвать сани. Давайте составим звуковую схему слова сани.

Дети выполняют звуковую схему из фишек. Один ребенок выполняет у доски

Логопед:  Сколько слогов в слове «сани» (сколько в слове гласных….) поделили на слоги. Поставили ударение.

Два слога-какой первый СА (какая первая буква в слоге СА, а какой звук она обозначает - характеристика звука, вторая буква –звук гласный, ударный ), какой второй слог НИ (какая первая буква, какой звук она обозначает-характеристика звука, а почему он мягкий, вторая буква), а почему здесь звук [Н] мягкий (И всегда смягчает)

Логопед:  Давайте посчитаем сколько букв в слове сани, сколько звуков.

Дети : четыре буквы и четыре звука

Логопед:  Ребята , а если сани из железа, то они какие?

Дети : железные

Логопед:  Ребята , а если сани из дерева, то они какие?

Дети : деревянные

Логопед:  Пришло время поиграть в снежки. Я называю слова, а вы говорите о них ласково.

Снег — снежок

Сосулька – сосулечка

Санки – саночки

Снеговик- снеговичек

Снежинка — снежиночка

Синица-синичка

Лиса-лисичка

Работа над предложением.

Логопед:  Ребята, я придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите, пожалуйста, их собрать.

слепил Соня Снеговик.

Симу Санки везут.

Дети правильно проговаривают предложения.

Логопед:  Ребята, а сейчас возьмите карточки и составьте схему предложения: Сима везёт санки.

Дети индивидуально составляют схему.

Логопед:  Сколько слов в предложении? Почему первое слово вы обозначили такой карточкой? Что в конце предложения?

Дети объясняют выполненное задание.

Логопед:  Молодцы!!! Вы очень внимательные!

Итог занятия. 

Логопед:   Какие звуки мы сегодня учились различать? Какой буквой мы обозначаем эти звуки.

Оценивание деятельности учащихся.

https://infourok.ru/user/630779/blog/konspekt-zanyatiya-po-korrekcionnomu-kursu-proiznoshenie-v-1-klasse-u-detej-s-tnr-189231.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....

«Дифференциация звуков д - т, д\' - т\' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».

laquo;Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза»....

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему:" Дифференциация звуков [Т] и [Д]. Буквы Т и Д".

Цель:  учить различать звуки [т]-[д] и буквы Т-Д в слогах, словах, предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные:- уточнить артикуляцию звуков [т]-[д];- упражнять учеников в ...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....