Конспект "Дифференциация звуков и букв б-д"
план-конспект урока на тему

Весельева Людмила Николаевна

Конспект "Дифференциация звуков и букв б-д" является приложением к одноименной  презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_differentsiatsii_b-d.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  « Дифференциация   строчных букв б –д». ( Слайд 1)

          Цель:

                        Дифференциация рукописных  строчных букв б– д  на письме.

Задачи:      ( Слайд 2)

  • Образовательные:

- учить различать кинетически сходные строчные  буквы «б» и «д» на письме (в слогах, словах)  путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

- совершенствование навыков выполнения  звуко-буквенного анализа и синтеза;

  • Коррекционно-развивающие:

   - Развитие  пространственной  ориентировки, зрительного гнозиса .

                - Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

                   - Развитие общей и мелкой моторики рук.

                - Развитие навыка самоконтроля.

  • Воспитательные:

- воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности,   умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование:    индивидуальные  зеркала,  индивидуальные карточки,  предметные картинки,   карточки с образцами написания  рукописных строчных  букв б и д.

                                      План  урока

  1. Организационный момент. 

 Игра «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:

1.1

Лениться - …

К знаниям стремиться - …

Сладко зевать - …

На вопросы отвечать - …

Быть невнимательным - …

Очень старательным - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать - …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять - …

1.2 Назовите ваши главные действия на уроке:  смотрим, слушаем, думаем.

1.3 Артикуляционная гимнастика   (Слайд 3)

1.4 Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса):    (Слайд 4)

– Посмотрите на картинку и выделите изображения  предметов, наложенные друг на друга. 

рис.1

   Что это? ( Дерево, дом, бочка)

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы.
  • Характеристика звуков  б- д,  их  артикуляция .

А сейчас я загадаю вам загадки, а  вы отгадайте их.

      « Я по дереву стучу,
      Червячка добыть хочу». 
(Дятел)  

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].

 (Слайд 5)

      – Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий,  взрывной; преграда – кончик языка упирается в десна  верхних резцов (Д –десна).  (Слайд 6)

        « В сосне дупло, в дупле тепло.
         А кто в дупле  живет в тепле?» 
(Белка)

  •   Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б]. 

             (Слайд 7)

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые  губы (Б – губы). (Слайд 8)

  • Сопоставление звуков  б-д  по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и, глядя в них,  произнесите звуки  б-д.  Найдите, что общее (одинаковое)  в произношении  этих звуков, и что разное (чем различаются).

Общее: звонкие, взрывные  согласные.

Разное: место преграды: Б – губы, Д – десна.

  • Соотнесение  звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки  [б]  и [д]  и рукописные буквы б и д.

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и  крючок вверху) (Слайд 9)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»: (Слайды 11- 12)

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десна; буква д – хвост дятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:  

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да                        адо – або

бо – до                        ода – оба

ду – бу                        уда – уба

ды – бы                      абы – ады

Физпауза.

– Разогреем ручки.  Упражнение «Мячик».

   

Запишите  тему занятия.

Различение  б – д. (Слайд 13)

Дифференциация букв б — д  изолированно. (Слайд 14)

-  Взрослый диктует буквы, а ребенок прорисовывает буквы б-д  в воздухе.

 1. Дифференциация букв  б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?» (Слайд 15)

Прочитай загадочные слоги и отгадай, элементы каких букв пропущены в слогах. Верни элементы и назови слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

image043.jpg

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)

а) На  магнитной доске выставляются картинки:  ботинки, сарафан, платье,  

– Какая картинка лишняя?      Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы?        Обувь

Запишите это слово графически в тетрадь  (черточками, обозначаем количество букв  в слове).

К доске  по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.         

_ б _ _ _

б) ложка, тарелка, стол, чашка.                               Посуда          _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты.                         Одежда         _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка.                                 Мебель         _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других словзапишите в тетрадь новое слово  (подчеркнуть б-д  разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

 Река, арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.

  • Физминутка    (Слайд 18)

Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правых и левых сторонах пространства.

-    возьмите правой рукой за левое ухо;

  • левой рукой за правый локоть;
  • правой рукой закрыть правый глаз;
  • левой рукой дотронуться до правой коленки;

        -    нужно поднять руки вверх, если услышите звук [б]  в словах,  если        услышите звук [д]   - присесть.

  •  «Странные слова».  

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.

Спишите, вставляя нужные буквы.

   Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа у доски).  (Слайд 19)

Сегодня у нас учитель ……    Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные помогают ему.

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.

Проверим.

  • Физпауза.  (Слайд 20)

Гимнастика для глаз.

  • Вставь пропущенные буквы   б-д  и подели слова между гостями занятия.

...РОВИ,    ...ОРОГА,   КОРИ...ОР,   ...УПЛО,    ...ЕГЕМОТ,   ЗА...ОР, ...ИЛЕТ,    ...ИРИЖЕР

3. Итог занятия.  (Слайд 21)

– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня …   Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.

Использованные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...


 

Комментарии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Спасибо за конспект логопедического занятия.

Весельева Людмила Николаевна

Была рада поделиться опытом.