Развитие навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка (9 класс)

Виролайнен Наталья Юрьевна

Работа учителя с обучающимися по индивидуальным программам на дому, предполагает постоянную работу над навыком чтения. Известно, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) затрудняются бегло и правильно читать, с трудом понимают смысл прочитанного. Тем не менее процесс чтения является основным видрм деятельности, необходимым для изучения других учебных предметов. В данной методической публикации рассматриваются различные приемы и упражнения, направленные на развитие навыка чтения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Разработка адресована учителям школ, учителям-логопедам, осуществляющим работу с детьми, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков чтения у обучающихся

 по индивидуальным программам на дому

Виролайнен Наталья Юрьевна,

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга, учитель

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

 В.А. Сухомлинский

Овладение владение чтением является сложной и напряженной для ребенка работой, требующей от него много эмоциональных и физических сил. Особо это касается обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У некоторых учащихся процесс овладения чтением осложняется еще и тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс еще более сложным и приводят к стойким нарушениям чтения, поэтому не случайно проблема усвоения навыков чтения, и коррекция процесса чтения представляет большой интерес для учителей школ, учителей-логопедов и других специалистов.

Среди большого количества методической литературы, к сожалению, мало работ, посвященных практическим вопросам развития навыков чтения и вопросам его коррекции у обучающихся по индивидуальным программам на дому. Это явилось предпосылкой для разработки данной темы. Цель ее заключается в том, чтобы в какой-то мере, обеспечить учителей обобщенным материалом по проблеме, который поможет сделать коррекционную работу по чтению более целенаправленной и результативной.

В работе представлены различные приемы и упражнения, направленные на развитие навыка чтения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная разработка адресована учителям школ, учителям-логопедам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, родителям.

Работа учителя с обучающимися по индивидуальным программам на дому, предполагает постоянную работу над навыком чтения. Потому что обучающиеся с умственной отсталостью, в силу своих нарушений, затрудняются бегло и правильно читать, с трудом понимают смысл прочитанного. Так как чтение является основным видом деятельности, необходимым для изучения других учебных предметов, в повседневной жизни и играет важную роль в овладении рабочей специальностью, то необходимо обратить внимание на развитие навыков чтения.

Известно, что процесс чтения складывается из таких качеств как правильность, беглость, выразительность и осознанность. Процесс формирования и развития этих качеств у умственно отсталых обучающихся весьма своеобразен. И на разных этапах овладения этими навыками у каждого ученика он идет по-своему.

Рассмотрим каждый из качеств в отдельности.

Правильность чтения предполагает чтение без искажения звуков с соблюдением правильного ударения в словах. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью при чтении допускают большое количество ошибок: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, слова, сливают конец одного слова и начало второго, перескакивают с одной строки на другую, не дочитывают окончания, неправильно ставят ударение в словах, читают текст с несоблюдением орфоэпических норм русского языка.

Для формирования правильного чтения используются специальные упражнения. Это артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на отработку четкости произношения звуков. Такие упражнения готовят детей к правильному прочтению слов текста.

Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, направленные на точное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке.

Большую часть урока занимает тренировка в чтении. Это однообразная работа, и чтобы она не привела к быстрому утомлению ученика, целесообразно использовать разнообразные приемы: чтение по цепочке (по предложениям), чтение предложений, в которых существительные заменены картинками, по абзацам (называю ученика, который будет читать следующий), выборочное чтение (подобрать строчки к иллюстрации, зачитать отрывок, отвечая на вопрос).

Беглость чтения – это чтение в темпе разговорной речи при хорошем понимании прочитанного. Данный навык характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение. Подготовка к овладению этим навыком начинается, когда обучающиеся в основном освоят чтение целыми словами. Формирование данного навыка будет эффективным после усвоения специальных занятий, направленных на ознакомление с окружающими предметами, явлениями, на развитие речи, когда создан достаточный запас представлений, помогающих учащимся быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.

Прежде всего для формирования беглости чтения, как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении. Для этого каждое повторное чтение на уроке необходимо сопровождать сменой заданий, использовать все тоже чтение с учителем, чтение по цепочке, эстафетой, выборочное чтение, а также упражняться в чтении текстов про себя.

Перед чтением необходимо проводить разбор трудночитаемых и не понятных слов и словосочетаний, тренировать детей в произнесении этих слов.

При формировании беглости чтения целесообразна работа над развитием смысловой догадки. Этому способствуют упражнения на умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета. Не менее важно для формирования навыка беглого чтения развитие оперативной памяти, которая позволяет помнить читающему ранее прочитанные слова и текст в целом. Хотя обучающиеся с легкой умственной отсталостью часто затрудняются в запоминании прочитанного: учащиеся могут, прочитав второе слово, забыть первое, записав одно слово из продиктованного предложения, не могут вспомнить его остальную часть. Поэтому для развития оперативной памяти, а, следовательно, для развития навыка беглого чтения можно использовать зрительные диктанты слов, предложений, четверостиший, небольших текстов.

Выразительность чтения – это чтение, при котором эмоциональное и смысловое содержание текстов передается с помощью различных средств интонации (высоты тона, ритма речи, темпа речи, силы звучания голоса, смысловых пауз). Учащиеся школы VIII вида в силу своих возможностей должны научиться владеть всеми составляющими компонентами речевой интонации. Для этого в процессе анализа произведения совместно с учащимися устанавливаем наличие логических пауз, выделяем слова, которые несут смысловое ударение, определяем темп чтения, тон и силу голоса.

Работая над выразительностью чтения, нужно выбирать эмоционально насыщенные произведения. Сначала читает текст учитель, это дает детям возможность правильно сориентироваться в интонировании произведения; затем это же произведение дети читают самостоятельно.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.

Осознанность чтения – это чтение, при котором достигается полное понимание смысловой стороны текста. В развитии этого навыка нужно выделять следующие этапы: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом и детьми, вторичное чтение учащимися, анализ прочитанного, составление плана, пересказ, характеристика героев.

Для формирования данного навыка чтения целесообразно проводить работу по развитию логики, использовать игры на составление слов со словами и работать с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

При работе с обучающимися по индивидуальным программам на дому эти виды работ имеют специфические особенности. Поэтому подготовка обучающихся к восприятию текста проводится более основательно, с использованием экскурсий на природу, на производство, демонстрации натуральных предметов, картинок, показа компьютерных презентаций, анализа возможных ситуаций. Все это помогает правильно понимать читаемый текст. Иногда проводить подготовку учащихся к восприятию произведения в виде беседы, в процессе которой актуализировать и уточнять уже имеющиеся у детей представления, понятия, устанавливать связи между знакомым материалом и новым.

В связи с особенностями текстов, литературная ситуация бывает далека от реальной жизни детей, и при усвоении таких произведений ученики не могут опираться на наглядно-практическую деятельность и собственный жизненный опыт. В этом случае необходимо образно рассказывать о подобных жизненных ситуациях, демонстрировать наглядность (картины, кинофильмы, экскурсии в музеи, на выставки, компьютерные презентации и др.)

На разных этапах урока важно проводить словарную работу: объяснять значения незнакомых слов, приучать детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова, выражения, уточнять их смысл, стараться вводить эти слова в активный словарь детей, это способствует повышению уровня осознанности при работе с текстом.

Значительную роль в правильном восприятии текста играет первоначальное чтение, которое должно быть выразительным. В процессе повторного чтения производится анализ текста. Поэтапно разбирая содержание, нужно акцентировать внимание на отдельных существенно важных моментах, таким образом, подводить детей к пониманию всего произведения в целом.

Давая характеристику героев произведения, обучающиеся разбирают отдельные события и устанавливают, как проявляется в них характер персонажей, или наоборот сначала выделяют характерные черты, а затем подтверждают их пересказом соответствующих эпизодов произведения.

Работу над составлением плана прочитанного необходимо начинать с коллективного составления картинного или словесного плана, заголовки подбирать в виде вопросительных и повествовательных предложений, затем пункты плана формулировать в виде нераспространенных предложений, а иногда отдельных строк из текста.

Интеллектуальная недостаточность обучающихся мешает выработке умения составлять план самостоятельно, поэтому необходимо использовать в этой работе произведения, которые легко можно разделить на части и в которых нетрудно выделить главную мысль.

Пересказ текста для учащихся школы VIII вида является сложным процессом, поэтому для более интересной работы необходимо использовать в качестве плана для пересказа предметные картинки, фиксирующие содержание каждого предложения в тексте, серию сюжетных картинок, рассказывание по цепочке, по отдельным пунктам плана, пересказ отдельных эпизодов и др.

Надо упражнять обучающихся в различных формах пересказа: выборочный, полный, краткий, с изменением лица, все это способствует более полному осмыслению прочитанного текста.

Заключительным этапом работы над осознанным чтением произведения является обобщающая беседа, которую надо сопровождать творческой деятельностью учащихся: это выполнение рисунков к тексту, изготовление поделок, макетов, составление книг, альбомов, презентаций, инсценировок, сочинений, изложений прочитанных текстов.

Интеллектуальная недостаточность обучающихся по индивидуальным программам на дому приводят к нарушению всех компонентов процесса чтения: правильности, беглости, выразительности, осознанности. По мере перехода детей из класса в класс развитие навыков чтения улучшается. Увеличивается круг тем, в которых обучающиеся начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и связи между информационными единицами. Несмотря на это, у умственно отсталых старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности обучающихся в овладении навыками чтения. Тем не менее, представленная работа по развитию навыков чтения очень важна, так как благодаря ей, обучающиеся овладевают процессом чтения в объеме нужном им для адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здоровьесбережения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальной школы»

Основные направления реализации проекта "Здоровье":•физкультурное - оздоровительное направление•направление обеспечение безопасности жизнедеятельности•экологическое направлени...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Русские счеты как инструмент развития вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Характерной чертой развития детей с умственной отсталостью является то, что у них отмечается неготовность к обучению в школе. При достижении требуемого уровня готовности к школьному обучению у ребенка...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...