Доклад по самообразованию
занимательные факты

Переверзева Екатерина Викторовна

Доклад по самообразованию на тему: Профилактика дисграфии у младших школьников" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему самообразования: «Профилактика дисграфии у младших школьников»

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными.

Людям, хорошо владеющим письменной речью, обычно не приходится задумываться о так называемой «технике письма». Поэтому родителям часто бывает непросто понять, с какими сложными проблемами встречается их ребенок на нелегком пути овладения грамотой. Это и заставляет нас хотя бы кратко и в упрощенной форме рассмотреть здесь процесс письма и необходимые предпосылки для овладения этим сложным навыком. Своевременное (до начала школьного обучения ребенка) понимание этой проблемы родителями позволит предупредить в дальнейшем возникновение у него многих трудностей.

Процесс письма — это сложный психо-физиологический процесс, в осуществлении которого участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. В отличие от устной речи, которую ребенок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения. Овладение письменной речью для каждого человека сопряжено с большими или меньшими трудностями.

Ребенок не имеет возможности сразу пользоваться письменной речью как средством общения и сначала должен овладеть так называемой «техникой письма». Дело в том, что если в процессе устной речи он может думать непосредственно о тех предметах и действиях, которые он хочет обозначить при помощи слов, то на начальных этапах овладения письмом это совершенно исключено. Так, ребенку, которому предстоит записать, например, слово КОШКА, приходится думать в процессе письма не непосредственно об этом милом животном, а о тех звуках и буквах, из которых это слово состоит. Иными словами, ребенок, обучающийся грамоте, вынужден в процессе письма оперировать не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения. Для ребенка такой поворот дела очень сложен и непонятен.

В самом звучании записываемых слов он пытается искать какой-то смысл, какую-то непосредственную связь с живой действительностью, к чему он так привык при пользовании устной речью. Очень убедительное подтверждение этому мы находим у А.Р.Лурии, который в одной из своих работ приводит такой пример. Когда 3-4-летнего ребенка спросили, какое слово образуется из звуков «м-а-м-а», то он ответил: «Корова». Такой ответ объясняется тем, что в сочетании этих звуков ребенок уловил нечто похожее на мычание коровы. Как же далек от него этот чисто формальный анализ, полностью уводящий в сторону от смыслового содержания речи! И сколько времени и сил ему придется потратить, прежде чем он получит возможность, уже больше не думая о технике письма, излагать в письменной форме непосредственно сами мысли..

Наше письмо осуществляется по так называемому звуковому аналитикосинтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу, и в самых простых случаях написания мы должны как бы «сфотографировать» каждый звук, изобразив его на письме в виде вполне определенной, соответствующей ему буквы. Например, приступая к записи слова СТУЛ, ребенок должен отчетливо себе представлять, что первый звук в этом слове — С (а не Ш или 3), второй — Т, третий — У, четвертый — Л. Именно в такой последовательности эти звуки и должны быть изображены в виде соответствующих им букв (то есть как бы перешифрованны в буквенные знаки). И лишь после этого зрительные образы букв переводятся в их двигательные образы, что осуществляется посредством движений руки при письме. Когда же мы смотрим на быстро пишущего человека, то мы видим только заключительный этап письма, и поэтому нам кажется, что весь процесс письма сводится только к движениям руки.

С необходимостью разделения слова на какие-то составляющие элементы ребенок впервые сталкивается в процессе обучения грамоте, поскольку при пользовании устной речью у него никогда не возникало такой необходимости. С самого раннего детства он все слова усвоил «целиком», то есть как нечто неделимое, поэтому даже сама по себе задача звукового анализа слов на первых порах ему непонятна.

Мы говорили о записи одного лишь слова, о необходимости деления его в процессе письма на отдельные звуки. Не менее сложным для ребенка, обучающегося грамоте, является и членение всего речевого потока, то есть разделение его на отдельные предложения и слова. С такой необходимостью ребенок также никогда не сталкивался в процессе устной речи, которая звучит слитно, без всяких пауз между словами. Некоторые дети сначала переносят эту слитность и на письмо — записывают предложение как нечто целое, не оставляя интервалов между словами.

Трудность выделения из состава предложения отдельных слов во многом объясняется тем, что ребенок дошкольного возраста способен уловить лишь предметный смысл фразы, не улавливая при этом тех слов, из которых она состоит. Убедительное подтверждение этому мы находим в конкретном примере из той же самой книги А.Р.Лурии. Когда дошкольнику было предложено сосчитать слова во фразе «В комнате стояло два стула и диван», то он ответил, что тут три слова (два стула и диван). Как видим, ребенок здесь считал не единицы речи (то есть слова), а единицы смысла (то есть сами предметы).

Все это говорит о том, насколько даже чисто психологически сложен для ребенка переход от привычной для него устной речи к речи письменной.

Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается преодолеть эту сложность, а для других она оказывается трудно преодолимой: они упорно продолжают смешивать на письме (а нередко и при чтении) сходные по начертанию буквы. Причина возникающих у детей трудностей в усвоении буквенных знаков отчасти кроется в самих особенностях русской графики. Дело в том, что в ней имеется очень ограниченный набор элементов букв, как в печатном, так и в рукописном шрифте. Поэтому многие буквы отличаются друг от друга лишь разным количеством одних и тех же элементов (например, рукописные и-ш, п-т, ц-щ, л-м и др.) или различным расположением этих элементов в пространстве по отношению друг к другу (например, рукописные в-д, ш-т). Есть и буквы, состоящие из сравнительно мало отличающихся друг от друга элементов (рукописные п-р). Все это приводит к тому, что в нашем алфавите имеются целые группы похожих по начертанию букв, которые особенно трудны для различения. Не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв, что и приводит к их смешению. Таким образом, испытываемые ребенком кратковременные трудности в усвоении букв, постепенно исчезающие без какой-либо специальной помощи, можно считать естественными. По этой причине в дальнейшем речь пойдет лишь о тех затруднениях в усвоении букв, которые носят устойчивый характер и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Почему же у некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв?

Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

• во-первых, он должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по их форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный и т.п.);

• во-вторых, он должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по величине (большой, маленький, средний) и владеть такими понятиями, как большой-маленький, больше-меньше; длинный-короткий, длиннее-короче; высокий-низкий, выше-ниже (в смысле величины); толстый-тонкий, толще-тоньше; широкий-узкий, шире-уже;

• в-третьих, он должен уметь определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве по отношению друг к другу, то есть понимать пространственные отношения между ними: высоко-низко, вверху-внизу, выше-ниже (в смысле местоположения); далеко - близко, дальше-ближе; впереди-сзади; слева-справа.

Ребенку, не владеющему такого рода представлениями, будут непонятны пояснения учителя об особенностях начертаний букв (например, о том, что палочка у буквы р длиннее, чем у п; что надстрочный элемент у буквы в направлен вверх, а у д — вниз; что овал у буквы ю должен располагаться справа, а не слева, и т.п.).

позаботиться о своевременном развитии у него достаточно тонкого и дифференцированного зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза и зрительно-пространственных представлений. Без этого он неизбежно столкнется с большими трудностями в процессе усвоения буквенных знаков.

Далее, для того чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном возрасте должна быть хорошо развита устная речь. Ведь в письменном виде мы можем (одни — лучше, другие — несколько хуже) изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому если устная речь ребенка бедна по своему содержанию из-за имеющегося у него малого запаса слов, если она оформлена грамматически неправильно, «коряво», то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.

Хочу представить вашему вниманию задания, которые позволят помочь учителям эффективно вести коррекционную работу по предупреждению и преодолению нарушений письма целенаправленно и планомерно.

Работа включает следующие направления:

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Упражнения:
"Посчитай до 30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы". Таблица шульте.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. 
Упражнения:
"Домик для звука". 
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа

Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка. 
Расширение объема зрительной памяти;

  • Развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия, узнавание величины, формы, цвета);
  • Развитие слухового и зрительного синтеза и анализа;
  • Формирование временных и пространственных представлений;
  • Овладение графическими символами и формирование графомоторных навыков;
  • Обучение умению различать буквы, имеющие кинетическое и оптическое сходство.


Задание 1. Предложите ребенку из всех помещенных ниже картинок молча показать только те, в названиях которых имеется звук Ш. Сами Вы эти картинки также не называете. Правильное выполнение этого задания возможно только в том случае, если ребенок способен достаточно отчетливо представить себе звучание звука Ш, поскольку в данный момент он не слышит этого звука. Иными словами, он имеет возможность опереться здесь только на сохранившийся у него слуховой образ звука. Возможно, в оживлении этого образа ему поможет воспоминание о шуме листьев на дереве, а также все другие Ваши пояснения об особенностях звучания этого звука.


2.. Попросите ребенка определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук С в следующих словах: СУМКА, САНКИ, НОС, КАСКА, ОВЕС, БУСЫ, ВЕСЫ, КОСЫНКА, САРАЙ, СОЛОМА, ЛЕС, СЛОН, СЫР, РИС и т.д. Но до предъявления этого задания Вы должны быть твердо уверены в том, что ребенок хорошо понимает значение слов НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ. Для уточнения этого вопроса попросите его, например, показать, где начало страницы (строчки, целой книги, нарисованной на картинке очереди и пр.), где ее середина и конец.

4. Назови картинки. Произнеси гласный звук и напиши в тетради соответствующую букву.

9. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено:




10.Посмотри ещё раз внимательно на рисунки и скажи: какие буквы «спрятались» в изображённых предметах?

11.Построй цепочку.

а) Выложи из палочек или спичек буквы:

Скажи: на какие буквы похожи элементы орнамента?

19.Заштрихуй фигурки так, как на рисунке. Не ошибись! Будь внимателен!

Скажи: на какие буквы похожа штриховка?


30.Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получились слова:

Скажи, меняется ли значение слова и почему. Сколько слов получилось в каждой строчке? Отметь цифрой их число на каждой строчке.

Расскажи о звуковом составе слов, в которых 2 гласные.

31. Четко прочитай слова:

пень, соль, зубы, врач, вагон, мел, майка,

работа, ворона, грач, загон, забота, лень,

губы, ноль, сел, топот, сайка, корона, ропот.

Найди пары слов, которые различаются друг от друга одной буквой. Назови эти пары слов и скажи, какой буквой они различаются.

На самом деле вариантов профилактики и проработки отклонений письма существует немало, Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давать ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами.
Задания по профилактики дисграфии может использовать учитель начальных классов родителями чьи дети испытывают трудности в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию. Профориентация учащихся.

·         настроить учащихся на серьезные раздумья, связанные с их будущим профессиональным выбором;·         активизиро...

Доклад по самообразованию (2014 – 2015 уч. г.). Тема: «Использование игровых моментов и дидактических игр на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП».

В докладе рассказывается о том, что игра является уникальным средством всестороннего развития личности ребёнка, особенно детей с недостатками слуха, источником усвоения самых разнообразных знаний и ум...

Доклад по самообразованию (2013 – 2014 уч. г.). Тема: «Электронные физкультминутки для глаз на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП».

В докладе говорится о внедрении в работу на индивидуальных занятиях электронных физкультминуток для глаз, как один из видов кратковременных (длительность: 1,5 -2 мин.) физических упражнений, проводимы...

Доклад по самообразованию «Исторический подход в исследовании истории обучения устной речи глухих учащихся»

Данный доклад поможет изучить и отследить развитие дефектологии как науки в разных странах мира....

Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».

Одной из актуальных проблем  преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении...

Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения ...

доклад по самообразованию

мои методы ведения учебной практики...