Открытое логопедическое занятие на тему: "Зимушка-зима"
план-конспект

Переверзева Екатерина Викторовна

Открытое логопедическое занятие на тему: "Зимушка-зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие

                                                                    Учитель-логопед

                                                                                              Переверзева Е.В

Тема: Зимушка-зима

Цель: уточнить и  закрепить представления детей по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;

- Уточнить и активизировать  словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие: 

-  учить использовать предлоги «на, с, в», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

- учить правильнее и точнее выражать свои мысли;

 - развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

- развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные: 

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Место проведения: кабинет

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

интерес к способу решения и общему способу действия;

оценивать свою активность в деятельности;

применять правила делового сотрудничества, желание оказать поддержку и помощь одноклассникам;

формирование временных представлений;

развитие умения взаимодействовать с другими людьми, делиться впечатлениями;

МетапредметныеУУД:

Познавательные УУД:

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию

Регулятивные УУД:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формирование умения организовать учебное пространство, быть организованным в учебной деятельности.

выполнение последовательности необходимых операций;

сравнение способа действия и результата с заданным эталоном;

умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные УУД:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества

формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Технология: здоровьесберегающая

Оборудование: картинка снеговик, презентация с  изображением зимы, мяч; снежинка ,снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, разрезные картинки, раскраска с изображение снеговика,

Ход: 1. Оргмомент. Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

        - Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

        А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать вот эта снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго дня: « Добрый день, Ксюша! Доброе утро, Семен!»

2. Введение в тему.

-  Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?

- А как вы узнали, что к нам пришла зима?

-Правильно ребята, и тема нашего логопедического занятия «Зимушка-зима» СЛАЙД 1.

- Ребята, к нам в гости пришел… А вот кто пришел, попробуйте отгадать.

«Что за нелепый человек

        Пробрался в 21 век?

        Морковка – нос, в руке – метла,

        Боится солнца и тепла.»  (Снеговик)

- Конечно, снеговик. Он написал письмо деду Морозу о зиме и хочет, чтобы мы посмотрели его и проверили. Давайте поможем снеговику.

-  Игра «Найди ошибки». СЛАЙД 2. Вот первые вопросы : - Снег белый или красный? - Лед твердый или мягкий? - Снег капает или идет? - Зимой бывает снегопад или листопад? - Лед скользкий или шершавый? - На улице мороз или жара? - Зимой одеваемся тепло или легко? - Снеговика лепят или строят? -На коньках катаются или качаются? (Дети отвечают)

- Посмотри, Снеговичок, сколько ошибок ты сделал. Ты, наверное, очень мало знаешь о зиме. Мы с ребятами тебе о ней расскажем. Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

3. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был язычок в большом домике (широко открыть рот). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно»). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье»), потом с крыши (упражнение «Маляр»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»).

4. Беседа о зиме.

- Ну, вот, наш язычок готов рассказывать о зиме. - Ребята, сейчас мы с вами расскажем снеговику, что бывает зимой, что происходит в природе? Для этого вы соберете картинки, на которых изображены зимние явления и расскажите о них.

(Рассказы детей по картинкам.)

5. Игра «Какой? Какая? Какие?»

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете. СЛАЙД 3.

- Зима какая? – …(холодная, снежная, морозная, …).

- Снег какой? –   … (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

- День какой? – …  (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

- Лед  какой? – …(холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

- Сосулька какая? – …(холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

- Снеговик (какой?) –  …(большой, белый, круглый, веселый…).

6. Упражнение «Снежинки».

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они? (Каждому ребенку дать снежинку на ниточке.)

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Во время выполнения упражнения следить, чтобы  дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

7. Дидактическая игра «Подбери слова».

- Ребята, зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Когда я смотрю в зимнее окно на кружение снежинок, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения. Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например:

Кружится балерина – кружатся снежинки.

Летит птица – летит … снег.

Дует человек – дует … ветер.

Завывает волк – завывает … вьюга.

Злится злодей – злится … мороз.

8. Игра «Один-много»  с мячом.

- Пришло время поиграть с  мячом в игру «Один – много».

сосулька  - …сосульки           

снежок - …снежки              

льдинка - …льдинки

снежинка - …снежинки

снеговик - …снеговики

сугроб  - …сугробы

мороз - …морозы                          

метель - …метели

прорубь-проруби

снегурочка-снегурочки

ветер-ветра

9. Физкультминутка «Зима».

- Давайте немного отдохнём.

        Наконец пришла зима,           (встать, руки в стороны)
        Стали белыми дома,                 (руки над головой, ладони вместе)
        Снег на улице метёт,                  (движения руками сверху вниз)
        Дворник улицу метёт,                  (изобразить, как будто подметаешь)
        Мы катаемся на санках,         (присесть)
        Пишем на катке круги,          (руки за спину, повороты вокруг себя)
        Ловко бегаем на лыжах,         (шагать, как на лыжах)
        И играем все в снежки!          (наклон, слепить снежок и бросить его                                                           вдаль)

10. Игра  «Какое слово лишнее?» СЛАЙД 4

- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

- Каток, платок, каток, каток.

- Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

- Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

11. Упражнение «Закончи предложение».

- Ребята, давайте поиграем с нашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово  СНЕГОВИК.

- Мы решили слепить…(снеговика).

- Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

- Мы показали соседям нашего…(снеговика).

- Мы играли с нашим …(снеговиком).

- Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

- Молодцы, ребята. А теперь давайте все  вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.

- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. (Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)

12. Массаж биологически активных точек «Неболейка».

- Ребята, гуляя зимой на улице, можно легко заболеть. Но нам с вами простуда не страшна, потому что мы делаем массаж «Неболейка»:

         Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание                                      

                                                                                  ладонями  шеи сверху вниз)
         Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным                                                                 пальцем растирать крылья носа)
        Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко                                                                         лбу ладони и растираем)
        «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем                                                                 точки впереди и сзади ушей и шею)
        Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна. (потираем обе                                                                                                 ладони).

13. Собери картинку.

- Вот мы и рассказали Снеговику о зиме. Я думаю, теперь он сможет написать своему другу снеговику письмо и рассказать о зиме.   - В благодарность за то, что мы помогли ему, он каждому из нас дарит свой портрет, который мы сможем сами раскрасить.

14. Итог занятия.

- Давайте попрощаемся со снеговиком и вспомним, о чём мы говорили на занятии?

- Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии на пришкольный участок на тему «Зимушка – зима»

Работа по введению детей Особый ребенок в мир природы...

Презентация к уроку на тему "Зимушка-зима. Бумагопластика". 3 класс.

›Цель урока:   расширить понятие о бумагопластике, способах конструирования из бумаги; развивать образное мышление, наблюдательность, зрительную память, совершенствовать навыки работы с бума...

консект занятия на тему "Зимушка-зима"

конспект логопедического фронтального занятия...

Дидактический материал по теме "Зимушка зима"

Дидактические игры по теме "Зимушка зима" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направленные на: обогащение знаний о зиме и зимних месяцах....

Проект на тему « Зимушка зима» в старшей группе № 40

Муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение«Д\с № 22 «Город детства»     Проектна тему « Зимушка зима»в старшей группе № 40...