Развитие кадрового потенциала: от профессионального стандарта - к профессиональному успеху.
статья

Положение современного образования и тенденции в его развитии требуют принципиально новых системно-организующих подходов к развитию образовательного процесса и улучшению качества образовательных услуг.
В соответствии с ФГОС основным принципом построения образовательного процесса при обучении детей с ОВЗ является  комплексное сопровождение обучающихся, направленное  на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, создание широких возможностей для социализации, формирования личности обучающегося и  самореализации.

 Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров. В профессиональном стандарте педагога сказано: «Педагог – ключевая фигура реформирования  образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_menshaevayakupova.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие кадрового потенциала: от профессионального стандарта - к профессиональному успеху.

Меньшаева С.П., заместитель директора по ВР,

Якупова Д.И., заместитель директора по УР

ГБОУ «Бугульминская школа №10 для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Положение современного образования и тенденции в его развитии требуют принципиально новых системно-организующих подходов к развитию образовательного процесса и улучшению качества образовательных услуг.
В соответствии с ФГОС основным принципом построения образовательного процесса при обучении детей с ОВЗ является  комплексное сопровождение обучающихся, направленное  на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, создание широких возможностей для социализации, формирования личности обучающегося и  самореализации [3, c.72].

 Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров. В профессиональном стандарте педагога сказано: «Педагог – ключевая фигура реформирования  образования».

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – важные характеристики, определённые  профессиональным стандартом педагога [4, c.2].

 Профессиональный стандарт педагога, введённый в 2020 году,  становится  механизмом, повышающим качество работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

Для того, чтобы соответствовать быстрому темпу изменений, руководителю школы необходимо не только реагировать на новые вызовы, но и прогнозировать опережающие действия и инициативы. В связи с этим мы нашли единственную возможность развития кадров -  создание условия для признания успеха педагога в ситуации перемен [5, c.16].

Основными направлениями деятельности администрации школы в организации образовательного пространства являются работа с педагогическими кадрами и методическая работа. Данные направления считаем важными в системе управления профессиональным развитием педагогических кадров [2, c.2].

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных задач. Образовательный ценз педагогических работников составляет: высшее образование имеют 37 педагогов (93%), средне – специальное 3 педагога (7%). Все педагоги прошли профессиональную подготовку по направлению «Олигофренопедагогика».

Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом, так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы. Ежегодно повышается уровень квалификации педагогических кадров, снижается процент педагогов без категории. Уровень категорийности педагогов за последние 3 года имеет тенденцию роста

2020

2021

2022

Высшая квалификационная категория

2

3

5

I-я квалификационная категория

28

26

25

Соответствие занимаемой должности

6

7

7

Не проходили аттестацию

3

3

3

Повышение квалификации особенно актуально при аттестации педагогов и руководящих кадров, так как невозможно говорить о перспективах развития, о внедрении в педагогическую практику новых форм и методов работы  без системной работы по обучению кадров [2, c.3]. Составлен перспективный план повышения квалификации на 5 лет. Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по ФГОС и успешно реализуют знания на практике. Кроме того, повышают квалификацию на различных семинарах, вебинарах издательства «Просвещение», участвуют во Всероссийских образовательных проектах. Установлено тесное сотрудничество  с  Ресурсным  учебно-методическим  центром на базе ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж» по вопросам получения профессионального образования детьми с ОВЗ. Педагоги делятся опытом работы с обучающимися с ОВЗ при  проведении республиканских научно – практических конференций и круглых столов: «Готовность педагога к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования», февраль, 2020 год, «Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в  профессиональных образовательных организациях», ноябрь, 2021 год; «Организация преемственной системы инклюзивного образования как формы профессионального сотрудничества образовательных организаций и социальных партнеров» в рамках Деловой программы Республиканского этапа VII национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья “Абилимпикс” в Республике Татарстан, сентябрь 2021 года. Учитель технологии, Ибрагимова Л.Х., является членом экспертной группы демонстрационного экзамена по стандартам WORLDSKILLS.

Методическая работа – это оказание реальной действенной помощи педагогам[1, c.56]. Она представляет непрерывный, постоянный, повседневный процесс. С 2019 года коллектив школы работает над единой методической темой «Система комплексной работы педагогического коллектива по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС». В школе действует 5 методических объединений: учителей общеобразовательного цикла, технологии, начальных классов, надомного обучения, классных руководителей. Каждое МО работает над своей темой, связанной с методической темой школы. В рамках МО проводятся заседания, открытые уроки, работа по самообразованию, круглые столы и семинары. Педагогами разработаны и апробированы авторские программы: учебного предмета «Математика» (учителя математики Меньшаева С.П., Фархутдинова М.Х., Якупова Д.И.), по штукатурно-малярному делу, 6-7 класс (учителя технологии Михайлова Л.П., Соловьева С.Ю.), учебного предмета  «Русский язык» (учителя Савина Е.А., Радаева О.Е.), по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (учителя начальных классов Вдовина М.Г., Насонова Ю.П.).

При подготовке научно – методических мероприятий разного уровня в школе работают творческие группы: - по разработке программы развития школы, образовательной программы, публичного доклада;

- по подготовке педсоветов;

- по разработке и внедрению программы воспитания.

Педагоги школы диссеминируют свой опыт работы через сайты сети интернет и печатные издания.

Школа  профессионального мастерства под руководством ЗДУР Якуповой Д.И. помогает утвердиться в профессии молодым специалистам и передать опыт работы учителям – наставникам. В школе работают два молодых специалиста, которым оказывается всесторонняя помощь и поддержка.
          Созданная в школе система методической работы способствует раскрытию реализации творческого потенциала педагогов, мы имеем заметные результаты инициативы педагогов. Среди них участие и победы в профессиональных конкурсах.

Ежегодно   наши педагоги становятся обладателями гранта в 100 000 рублей, принимая участие в конкурсе «Лучший педагог общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Широкова З.Р., Савина Е.А., Екимова Л.Н., Ибрагимова Л.Х.). Учитель музыки Барышева Н.Б. – обладатель гранта «Лучший педагог сферы воспитания и дополнительного образования». Учитель истории, классный руководитель 7-а класса, Наркаева А.М. стала победителем муниципального этапа конкурса профессионального мастерства работников сферы воспитания и дополнительного образования детей «Воспитать человека-2021».

В последние годы в связи с возросшей активностью педагогов мы имеем заметные результаты инициативы и у обучающихся, о чём свидетельствует статистика конкурсной активности в мероприятиях муниципального, республиканского и всероссийского уровня [1, c.205].

Учащиеся школы активные участники и победители мероприятий муниципального, республиканского и всероссийского значения:

- ежегодное участие в муниципальном фестивале художественного творчества людей с ограниченными возможностями (Дипломанты);

- ежегодное участие в зональных этапах соревнований Специальной олимпиады РТ (победители и призеры);

- ежегодное участие в Республиканской предметной олимпиаде «Марафон знаний» среди учащихся с ОВЗ Юго – Востока Татарстана (победители и призеры);

- муниципальный конкурс МБОУ Детский эколого-биологический центр «Ёлка – Диско», победители, 2021 год;

- V научно – практическая конференция школьников «Юность в древнем Биляре», (Диплом III степени), 2021 год;

- XII открытая конференция исследовательских и проектных работ младших школьников им.С.Ф. Морозова (призеры), 2021 год;

- муниципальный конкурс МБОУ Детский эколого-биологический центр «Ёлка – Диско», 1 место, 2021 год;

- региональная научно-практическая конференция им. Степанова Н.Н. «Мой родной край», 1 место, 2021 год;

- Всероссийский конкурс – выставка декоративно – прикладного и изобразительного творчества «Пасхальная радость» г. Ярославль (2 место), 2019 год;

- Республиканский детский художественный фестиваль народного творчества «БЕЗ БЕРГЕ» (Лауреат 1 степени), 2020 год;

- IV республиканский фестиваль детских театральных студий для детей с ОВЗ «ТЕАТР – ALL INCLUSIVE» (специальный приз), 2021 год;

- Национальный Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс»:

2019 год, победители республиканского этапа, участие в  финальном этапе;

2020 год, победители Республиканского этапа, призеры финального этапа;

2021 год, 2 место в Республиканском этапе.

 Таким образом, работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства и результатах образовательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы / Л. И. Акатов. — М.: Владос, 2003. -368 с..

2. Гусарова М.Н. Личностное информационное пространство педагога как фактор его профессионального развития // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. С.1 -3
3. Дьячков А.И., Основы обучения и воспитания аномальных детей. – М.: Медицина, 2003 г.

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 № 544-н (изм. от 05.08.2016).

5. Сариева К.Н., Саякова А.М. Развитие профессиональных компетенций педагога-дефектолога, как основа повышения качества специального образования // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 4(29). – Новосибирск: СибАК, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...

Программа семинара ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»»

Программа семинара  ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»». Те...

В Москве обсудят вопросы развития кадрового потенциала преподавателей русского языка

29-30 марта 2019 года в Москве состоится всероссийский семинар «Обучение русскому языку в образовательных организациях Российской Федерации: опыт, проблемы, тенденции»...

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ...

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Соответствие профессиональному  стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...