Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие

Тестовое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypolnenie-prakticheskih-zadaniy2.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ „Алтайская общеобразовательная школа-интернат»

Методический материал

 «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тема работы: «Выполнение практических заданий»

Выполнил:  Подвысоцкий Андрей Ярославович

Февраль 2022 год

Вариант № 3.

Текст задания:

1.Составьте конспект дидактической игры по формированию грамматического строя речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, (отклонение в развитии ребенка – по выбору студента)

  1. Дайте обоснование выбора методов и приемов организации и проведения дидактической игры по формированию грамматического строя речи с детьми. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида игр.
  2. Составьте краткую памятку для родителей по вопросам того, что может отрицательно сказаться на правильном речевом развитии ребенка.

Технологическая карта дидактической игры

«Цветик-семицветик»

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, формирование словаря

Название игры

«Цветик Семицветик»

Возрастная группа

подготовительная

Цель игры

Формирование словаря с помощью прилагательных

Образовательная задача

Научить подбирать существительные подходящие по смыслу к прилагательным. Стимулировать активность детей.

Развивающая задача

Развивать речь, моторику, память и воображение

Воспитательная задача

Воспитывать отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение между детьми.

Игровая задача

Помочь Дольке найти свои лепестки.

Словарная работа

Совершенствовать умение использовать прилагательные и существительные в точном соответствии.

Планируемый результат игры

Умение отвечать на поставленные вопросы героя, собрать лепестки цветка.

Подготовительная работа

Знакомство с персонажами

Материалы и оборудование

Коврограф «Мини-Ларчик» В.В. Воскобовича, картинки с изображением героев, цветные лепестки, цветные квадраты 3 шт., колокольчик.

Структура занятия Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно – мотивационный этап

Словесные, наглядные

Сюрпризный момент, знакомство с героями и их проблемой

Ответы детей, участие детей

Этап постановки проблемы

Как помочь Дольке найти утерянные лепестки?

Игровые правила

Словесные, наглядные

Задает наводящие вопросы, формулирует   проблемные вопросы

Делают шаг в игре только после правильного ответа на вопрос

Игровые действия

Словесные, наглядные

Объясняет действия (игровые)

Отвечают по очереди, не перебивают друг друга, прокладывают дорожку

Этап практического решения проблемы (проведение игры)

Словесные, наглядные

Наблюдает и направляет в случае необходимости

Дети стараются помочь героям выполняя заданные задания, собирают цветок.

Подведение итогов игры (анализ)

Словесные

Благодарит детей за помощь, дарит детям раскраски

Ответы детей

Дидактическая игра «Цветик-семицветик» является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, игра дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. В игре используются конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память. В результате у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.

Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. В подготовку к дидактической игре входит:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие речи, сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы, их диагноза;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Литература

Основные источники:

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]:учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 208 с.
  2. Специальная дошкольная педагогика [Текст]://под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2009. – 312 с.
  3. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]:/ Е.В. Соколова. – М.: Сфера, 2009. – 320 с.
  4. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст]: / Е.А. Стребелева. – М.: Парадигма, 2012. – 256 с.
  5. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]:(5-е изд., стер.) учеб. пособие / У.В. Ульенкова. – М.: Академия, 2011. – 176 с.

Дополнительные источники:

  1. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов [Текст]: /Сост.: С.М. Босова, Л.Н. Коротовских. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011. – 128 с.
  2. Основы специальной психологии [Текст]: // под. ред. Кузнецовой Л.В. – М.: Академия, 2009. - 480 с.
  3. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задежкой психофизического и речевого развития [Текст]: – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 144 с.
  4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]:/ под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ[ Текст]: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 167 с.
  6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст]:// Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО. 2008. – 112 с.
  7. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха. [Текст]:Книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. – М.: Каро, 2011. – 240 с.
  8. Микляева Н.В. Ребенок в интегрированной группе. [Текст]:Методические рекомендации / Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.
  9. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. [Текст]: – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
  10. Марковская Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития [Текст]:– М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
  11. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. -120 с.
  12. Постоева Л.Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет [Текст]:/ Л.Д. Постоева, Л.А. Мартыненко. – М.: Речь, 2010. – 174 с.
  13. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: / Под ред. Левченко И.Ю. (7-е изд., стер.) учебник. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
  14. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]:/ Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова. – М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
  15. Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. [Текст]: – М.: Парадигма, 2010. – 72 с.
  16. Староверова М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы [Текст]:/ М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Регламент деятельности учителей, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуально на дому в ОКУ «Центр «Ступени»

Локальный акт учреждения,разработанный с целью упорядочения  процесса индивидуального обучения на дому и приведения его к единым нормативам. Регламент  разработан в соответствии с нормативны...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

   В коррекционных образовательных учреждениях особое значение  придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей.  Развивающее, личностно-ориентиров...

Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ каче...

«Плавание как один из видов корригирующих упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных образовательных учреждений....