Биоэнергопластика как метод развития кинестетических ощущений органов артикуляции
консультация

Галкина Татьяна Валерьевна

Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед

Галкина Т.В.

Биоэнергопластика как метод развития кинестетических ощущений органов артикуляции

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Известно, что использование учителями-логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у детей познавательную активность, предотвращает утомление, повышает эффективность логопедической работы.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь. Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые приемы (перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи). Каждый педагог может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Результаты применения биоэнергопластики:

  • развитие артикуляционной, мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
  • развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;
  • выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;
  • благотворное воздействие на психику ребенка, на состояние его физического и психического здоровья.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение. И биоэнергопластика дает это движение ребенку, тем самым всесторонне развивая его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

«Понятие о речевых и неречевых звуках. Знакомство с органами артикуляции».

План-конспект логопедического занятия по ознакомлению с органами артикуляции....

Обследование органов артикуляции

Предложенный материал поможет специалистам подробно изучить речевой аппарат ребенка...

Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям  по развитию речи детей....

Нормализация моторики органов артикуляции (по Е.Ф. Архиповой)

Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно....

Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями

Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы.  Кроме того, е...