Положение об организации работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога)
материал

Хохлова Светлана Васильевна

Работа учителя-дефектолга (олигофренопедагога) с обучающимися с ЗПР и УО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

в ГОУ РК «С(К)Ш №42» г. Воркуты

Должность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) вводится для обеспечения специального (дефектологического) сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, испытывающими трудности в овладении адаптированной основной общеобразовательной программы начального или основного общего образования, обусловленными задержкой (ЗПР) или нарушением (интеллектуальное нарушение - УО) психического развития у обучающихся.

Целью работы учителя-дефектолога является развитие познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ, социальной адаптации и преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками, связанными с неравномерностью, мозаичностью развития познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития (и другими сочетанными нарушениями), с интеллектуальными нарушениями в развитии у обучающихся с умственной отсталостью.

Учитель-дефектолог (олегофренопедагог) должен знать основные закономерности психического развития обучающихся с ЗПР, с УО, нормативно-правовые основы инклюзивного и специального образования, основы создания доступной архитектурной и предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ, инновационные технологии и методы в образовании, информационно-образовательные ресурсы в коррекционно-развивающей работе.

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

- выявление неблагоприятных вариантов развития и трудностей в обучении у учащихся с особыми образовательными потребностями;

- определение причин и механизмов нарушений в развитии у обучающихся (диагностическое исследование познавательных процессов, учебных умений и навыков, жизненных компетенций);

- разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации лиц с ЗПР, с УО, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты;

- разработка и реализация индивидуальных маршрутов социально-психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (индивидуальных коррекционных программ сопровождения обучающихся с инвалидностью) в условиях взаимодействия педагогов психолого-педагогического консилиума ОУ (заместителя директора, руководителя школьной службы по здоровьесбережению, учителей-логопедов, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника школы, учителя, воспитателя);

- разработка и реализация рабочих программ, индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями,  направленные на организацию деятельности обучающихся с ЗПР, с УО по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

- просвещение и консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения, воспитания, социальной адаптации, реабилитации, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка с ОВЗ;

- консультирование обучающихся с ЗПР, с УО по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, социальной адаптации, развития жизненных компетенций, профессиональной ориентации;

- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения и реальными достижениями, уровнем развития обучающегося, отслеживание результативности коррекционно-реабилитационных мероприятий в ОУ.

Обязательные направления деятельности учителя-дефектолога: организационно-методическая, диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная и просветительская деятельность.

Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 астрономических часов в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями), пунктом 2.3, примечанием 2; в соответствии с «Письмом Минпросвещения России от 24.11.2020 № ДГ-2210/07  О направлении разъяснений по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, при выполнении ими должностных обязанностей.

Зачисление детей на дефектологические занятия и комплектование групп проводится, из расчёта на 1 ставку учителя – дефектолога 12 обучающихся с особыми возможностями здоровья, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,  разделом III «Особенности организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья», пунктом 32.

Комплектование подгрупп учитель-дефектолог проводит по схожим нарушениям развития у обучающихся:

-  задержка психического развития (ЗПР);

-  РАС и ЗПР;

- НОДА и ЗПР;

- слабослышащие и ЗПР;

- различные формы умственной отсталости (Интеллектуальные нарушения).

Зачисление детей на дефектологические занятия осуществляется на основе рекомендаций территориальной ПМПК, запроса учителей (на зачисление обучающиеся испытывающих наибольшие трудности в овладении АООП НОО, АООП ООО), по результатам диагностических исследований. Первичная, плановая диагностика проводится с 1.09 по 15.09 и неплановая по запросу учителя в течение года, динамическая диагностика проводится с 15.05 по 30.05. Отчисление обучающего с дефектологических занятий может проводится по окончании первого полугодия, если наблюдается положительная динамика психического развития и положительная динамика в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, или в конце учебного года (с диагностическим исследованием динамики развития, результативностью реализации коррекционно-развивающей работы).

В течение учебного года учителем - дефектологом ведётся обязательная документация:

годовой план работ учителя-дефектолога;

список обучающихся на дефектологическое сопровождение на первое и на второе полугодие;

расписание работы учителя-дефектолога (на первое и на второе полугодие);

рабочие программы групповых дефектологических занятий с обучающимися с ЗПР:

рабочие планы индивидуальных и подгрупповых дефектологических занятий с обучающимися с ОВЗ различных нозологических групп;

журнал коррекционно-развивающих занятий;

журнал консультаций;

протоколы диагностического исследования, использование КИМ;

индивидуальные карты (представление) обучающегося с ОВЗ по результатам дефектологического диагностического исследования;

заполняет свою часть (дефектологическое сопровождение) в индивидуальных маршрутах социально-психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в индивидуальных коррекционных программах сопровождения обучающихся с инвалидностью и оказывает методическую помощь при заполнении этих маршрутов сопровождения другим участникам социально-психолого-медико-педагогического сопровождения;

заполняет в картах индивидуального развития обучающихся (у тех обучающихся с которыми проводились диагностические исследования учителем-дефектологом) сводные таблицы по когнитивному развитию обучающегося (мониторинг развития с 1 по 9 класс);

аналитический и статистический отчёт за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»

Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....

«Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»

laquo;Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»...

Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация коррекционно-педагогической  работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детейс ограниченными возможностями здоровья...