Повышение речевой активности детей дошкольного возраста с ТНР посредством ознакомления с традициями и промыслами Рязанского края
консультация

Кулагина Галина Викторовна

В материале дано представление о народных промыслах умельцев Рязанского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -kons-ya_dlya_ped_traditsii_ryaz._kraya_doc.doc628 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование - городской округ

город Рязань Рязанской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД № 55»

ИНН 6231043524  ОГРН 1026201271799

390000, город Рязань,                                                                                  тел/факс (4912)25-39-73

ул. Павлова, д. 42 а                                                                      e-mail:  ds55.ryazan@ryazangov.ru

                                                                                     сайт http://dou55.rzn-obr.ru

Консультация

для педагогов

«Повышение речевой активности

детей дошкольного возраста с ТНР

посредством ознакомления с традициями

и промыслами Рязанского края»

Подготовлено:

учителем-логопедом

Кулагиной

Галиной   Викторовной

                         

Цель:  оптимизировать работу по стимулированию речевых и познавательных процессов у детей через знакомство с народными традициями и промыслами жителей Рязанского края.

Задачи:

1) Изучить научно-методическую литературу и опыт работы педагогов .

2) Подобрать игры и игровые упражнения по развитию словарного запаса, восприятия, памяти, мышления, привитию детям интереса к  речевым  и краеведческим играм, к искусству Рязанского края.

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи – весьма сложная проблема. Это связано с тем, что у детей наблюдается   ряд специфических особенностей  психического развития: задержка формирования сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, восприятия, мыслительной деятельности.

Опыт многих авторов подтверждает, что развитие познавательной активности положительно влияет на формирование лексической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова, а это оказывает положительное влияние и на совершенствование связной речи. При планомерной работе по развитию познавательной активности дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы. Таким образом, оказывается благотворное воздействие на грамматические и словообразовательные  умения.

   Достичь развития познавательных процессов возможно при  начале воздействия в дошкольном возрасте.  Для этого на занятия включаются лексические темы, связанные с краеведением. Обращение к темам нравственно-патриотического воспитания продиктовано сложившейся  серьезной международной обстановкой. Рассматривая патриотизм как одну из стоящих задач, мы опираемся  на знания, что каждый человек должен иметь чувство гордости за свою Родину, принимать ее историю, культуру, быть ответственным за судьбу своей родины. Истинный патриотизм провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, любовь.

 Общепризнанный факт, что любовь к своей Родине начинается с любви к малой родине, родного края, города, в котором живешь, Знакомясь с историей родного края, его достопримечательностями, дети учатся приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Овладеть ценнейшим багажом историко-краеведческих фактов  дошкольниками возможно при  соблюдении принципа этапности. Поэтапное  построение занятий, на котором детям будет преподноситься  краеведческая информация, способствует здоровьесбережению, так  как основано на одном из важных дидактических принципов работы – воздействию от простого к сложному. Это позволяет предупредить развитие утомления, часто возникающее на занятиях, а также повысить самооценку каждого ребенка, свести к минимуму пассивность на занятиях, что нередко встречается среди таких детей. Для предотвращения негативизма к краеведческим играм мы стараемся  строить структуру занятия с заранее разработанной сюжетной линией, часто включаем такой прием, как игры-инсценировки, «путешествия», игры «Что, где, когда?».Создание положительного эмоционального настроя у детей во время занятий способствует формированию уважения к традициям наших земляков, отцов и дедов, а также гражданского долга перед народом, перед Родиной.

    В системе работы по развитию у детей по привитию интереса к  краеведческим играм и упражнениям можно  отметить имеющиеся   направления:

1 Развитие  словаря, ВПФ, в том числе, мышления,  с помощью загадок ;

2 Развитие навыка составления предложений с использованием материала по краеведению;

3 Закрепление умений объединять предложения в короткие рассказы;

4 Совершенствование навыка пересказа доступных исторических фактов;  

3 Формирование навыков  описания достопримечательностей города, памятных мест, памятников архитектуры.

В качестве  материала на развитие словарного запаса, связной речи, мышления предлагаем авторские задания по теме: «Предметы русского народного костюма».

1Развитие понимания устаревших слов. Игра «У колодца»

Как известно, около 130 лет назад люди узнавали сельские новости  не из газет, а у колодца за водой. Предлагаем вам выстроить в очередь  наших местных жителей, роль которых сыграют  куклы в старинных народных костюмах.(Предлагается поставить в ряд кукол в соответствии с названной частью их костюма)

Так, первый житель, который   раньше подошел к колодцу, одет в  сарафан.

Второй – повязал кушак (пояс). Третий надел паневу (юбку). Третий житель бережливый, на  паневу   повязал передник. Четвертый- в душегрейке, не хочет ждать, поэтому пристроился к своему родственнику в косоворотке (рубашке с асимметричным воротником) и стал уже не четвертым, а вторым.

Чтобы время ожидания в очереди прошло быстрее, решили загадать загадки.

Тот, кто отгадает загадку, вращает  колодезную ручку и опускает в колодец «ведро» с прицепленным магнитом. Когда к магниту прицепится картинка, «ведро» поднимают.

 2.Развитие мышления. Загадки.  

Держится на пояске,

Два кармана по бокам.

Знает все рецепты он

Бабушек и мам.

                          (Передник)

Когда ее шили,

В сторону глядели.

Косой ворот получили,

Когда ее надели.

                            (Рубашка-косоворотка)

На головушке летом,

На плечах –зимой.

Форму не меняет,

Чаще с бахромой.

                              (Платок)

Мальчик мало ел конфет,

Не видал он торты,

Крепко  лапти повязал

На льняные....

                        ( порты).

Безрукавный и просторный,

Полевой и хороводный.

Легко земли касается,

Любая в нем – красавица.

Девица словно тюльпан

Это красный...

                               (Сарафан)

3.Составление предложений по картинкам, вытянутым из «колодца». Объяснение значения предметов, нарисованных на картинках («чугунок», «ухват», «рушник»),

Образец: Варвара вытянула из колодца ведро с ухватом. Ухват нужен для того, чтобы ставить в  горячую печку чугунок, например, с кашей или картошкой.

                                   

4. Закрепление названий предметов русского костюма. Развитие мышления. Игра «Да-Нет-ка».

Логопед сообщает, что одному из жителей  удалось поймать рыбу-волшебницу, исполняющую желания. Этого жителя загадывает ведущий. Остальные задают вопросы, на которые ведущий может ответить только «Да» или «Нет»

Примерные вопросы: Этот житель в кокошнике?  В  сарафане? В душегрейке?  В платке? В поневе?                      

Так выглядели жернова./Фото: nashridkup.com.uaСерп./Фото: assets.suredone.com

Сундук являлся обязательным предметом повседневного обихода./Фото: www.myhome.ru

Рубель и скалка — древние приспособления для стирки и глажки белья./Фото: moskva.doski.ru

Прялки-донце./Фото: www.booksite.ru

фото - иллюстрация

фото - иллюстрация

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Открытое занятие по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края»

Открытое занятие по развитию речи.  Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края». Старший дошкольный возраст.Цель: Приобщать детей к богатствам крутинской литературы, пр...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...

Краеведческо - патриотический проект «Приобщение детей к культурно – историческому наследию Рязанского края посредством творчества". «Баба Рязанская», «Родник добра – рязанское узорочье» Долгосрочный (октябрь 2018– май 2022 гг.) (дети 5-14 лет)

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям и педагогам по изобразительному искусству для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, так как детям в любом возрасте очень важно соп...

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства...