Индивидуальная программа по коррекции дизартрических нарушений
рабочая программа

Людмила Александровна Фокина

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фокина Людмила Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования г. Певек»

Индивидуальная программа по коррекции

дизартрических нарушений

Учитель-логопед: Фокина Людмила Александровна

                     

Количество занятий в неделю   2

Общее число занятий 68

Пояснительная записка

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно.

В работах Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, если учитывать распространенность этого дефекта.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

— медицинское воздействие;

— психолого-педагогическую помощь;

— логопедическую работу.

При обследовании детей в возрасте 5—6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

  • общая моторная неловкость, быстрое утомление при нагрузках;
  • нарушение тонких дифференцированных движений рук;
  • у детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»—«б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.);
  • патологические особенности в артикуляционном аппарате: паретичность или спастичностъ мышц органов артикуляции, гиперкинезы, апраксия, девиация языка, сочетающаяся с асимметрией губ, со сглаженностью носогубной складкиг, гиперсаливация;
  • возможность выполнения всех артикуляционных проб, но отмечается смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др;
  • трудности автоматизации поставленных звуков, частые дефекты произношения свистящих и шипящих, межзубное произнесение, боковые призвуки, испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры;
  • страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок, темп речи чаще ускорен.

Цели и задачи логопедического воздействия.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1-й этап — подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Направления:

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности работы над звуками,

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

5) автоматизация,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап — подготовка к обучению в школе. Направления:

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Упражнения для коррекции дизартрии

Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

  1. поглаживание от середины лба к вискам;
  2. поглаживание от бровей к волосистой части головы;
  3. поглаживание от линии лба вокруг глаз;
  1. поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
  2. поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
  3. легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  4. надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

  1. поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
  2. поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
  3. поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
  1. поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
  2. поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

6)        точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

7)        легкое постукивание губ пальцами.

Для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем и самомассажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч.л.крапивы, 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая на 0,5 л кипятка).

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

  1. поглаживание языка в различных направлениях:
  • от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
  • от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
  • круговые, спиралевидные движения;
  1. похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);
  2. «прокачивание»  легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);
  3. массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);
  4. покалывание языка (игольчатым зондом или детской вилочкой);
  5. «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле).

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к
вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками
пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 - 5 с.

6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от
середины верхней губы к углам рта .

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от
середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами
от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

9. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх
ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

10.  «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать
от середины подбородка к ушам.

11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

13. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

14. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

15. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, то же самое, набрав воздух под нижнюю губу.

16. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

17. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

18. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

19. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

21. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 Самомассаж мышц языка

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше
сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Пассивная гимнастика языка:

  1. выведение языка из ротовой полости вперед;
  1. втягивание языка назад; опускание языка вниз (к нижней губе);
  2. поднимание языка вверх (к верхней губе);
  3. боковые отведения языка (влево и вправо);
  1. придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

7)        приподнимание кончика языка к твердому нёбу;

8)        легкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

  1. собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  1. собирание нижней губы (тем же приемом);
  2. собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движение к средней линии;
  3. растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта;
  4. поднимание верхней губы;
  5. опускание нижней губы;
  6. смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

Упражнения для развития мимических мышц лица:

  1. закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
  2. нахмуривание бровей;
  3. поднимание бровей (образование продольных морщин);
  4. надувание щек;
  5. проглатывание слюны;
  6. открывание и закрывание рта;
  7. жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры:

  1. вытягивание губ вперед трубочкой;
  2. растягивание их в стороны;
  3. чередование движений «хоботок»  «оскал»;
  4. смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
  5. размыкание губ при закрытом и открытом рте;
  6. мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
  1. вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
  2. целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными щеками);
  3. поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Упражнения для язычной мускулатуры:

  1. прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
  2. выдвигание языка вперед;
  3. втягивание языка назад, внутрь;
  4. опускание языка вниз;
  5. приподнимание языка вверх;
  6. боковые отведения (вправо и влево);
  7. приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
  8. суживание языка и заострение его;
  9. переключение различных позиций.

Для степени кинестетического чувства речевого аппарата можно использовать следующие задания:

  1. выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);
  2. перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);
  3. удержание губами различных предметов (пробка, марля);
  4. далее  упражнение с сопротивлением (взрослый пытается отобрать предметы легкими рывками).

Для расслабления мышц верхнего плечевого пояса  -- круговые движения головой по часовой и против часовой стрелки.

Для включения в движение невидимых нёбно-глоточных, гортанных и подъязычных мышц проводятся следующие упражнения.

  1. гимнастика языка с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается максимально вытянуть язык. Затем ребенок пытается втянуть язык внутрь ротовой полости, а взрослый легкими рывками вытягивает его.
  2. открывание рта с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
  3. запрокидывание головы с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления (рука взрослого на лбу ребенка).

Для укрепления мышц нёбной занавески с целью активизации движений мягкого нёба используют следующие упражнения:

  1. произвольное глотание капель воды;
  2. стимуляция зевания и кашлеподобных движений (высунуть язык, как собачка и покашлять);
  3. произнесение гласного [а] на твердой атаке (далее  слогов ба, да, га, ва);попеременное произнесение: м-па-м-па..., м-бай-м-бай.. 

Литература:

1.        Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. — М.: АСТ: Астрель, 2008.

2.        Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. - № 5.

3.        Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

4.        Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Коррекция стертой дизартрии. — СПб., 2001.

5.        Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией. // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1997.

6.        Сизова А.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

    В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...

«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

    В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...

Статья "Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

   В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ч...

Практический материал для планирования индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников

В данном материале систематизированы формы работы по направлениям коррекционной деятельностис детьми, имеющими нарушения речи.Можно использовать для составления ИОМ, адаптированныхи специальных програ...

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...

Дополнительная общеразвивающая программа по коррекции речевых нарушений "Звуковичок"

Дети, не охваченные логопедической работой в формате групп компенсирующей направленности, имеющие фонетико фонематические нарушения речи, получают логопедическую помощь в рамках дополнительного образо...