Дополнительная общеразвивающая программа по коррекции речевых нарушений "Звуковичок"
методическая разработка

Дети, не охваченные логопедической работой в формате групп компенсирующей направленности, имеющие фонетико фонематические нарушения речи, получают логопедическую помощь в рамках дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovichok.docx121.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Эмблема ДС Лада копия

                                              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад «ЛАДА»

                                     

  ПРИНЯТО:                                                        УТВЕРЖДЕНО:

  на заседании Педагогического совета                        приказом по основной деятельности

  протокол от «_11_»__10__ 20_17_г. № _2_                        от «_13_»_10_ 20_17_г. № _139_

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «Звуковичок»

коррекция речевых нарушений

                                        

                                                                Срок реализации: 2 года

                                                                Разработчик:

                                                                Чен И.А., учитель-логопед

                                                                                      

                                                                                 

                                                                

                                                       

   

г. Новый Уренгой

        2017

Содержание

1.Целевой раздел      .................................................................................................................... 3

1.1.Пояснительная записка ......................................................................................................... 3

1.2.Цели и задачи реализации программы..................................................................................4

1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями ................ 4

1.4.Планируемые результаты освоения программы....... ..........................................................7

1.5. Мониторинг индивидуального развития детей ..................................................................8

2. Содержательный раздел..........................................................................................................10

2.1. Содержание программы и основные направления коррекционно-развивающей

работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениям речи............10

2.2.Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей

образовательной деятельности..................................................................................................16

2.3. Реализация регионального компонента в коррекционно-развивающей

образовательной деятельности .................................................................................................16

2.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности...........................................................................................17

3. Организационный раздел.......................................................................................................20

3.1. Распределение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

учителя-логопеда........................................................................................................................20

3.2. Обеспечение методическими материалами, средствами обучения и воспитания........21

3.3. Взаимодействие с родителями воспитанников................................................................22

Литература……………………………………………………………………………..……….23

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

I.I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Проблема преодоления  речевых нарушений у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии показывает, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетания. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

         Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС предполагает создание рабочей программы по коррекции речевого недоразвития у детей с ФФНР. Рабочая программа разработана с целью организации  коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи 5 – 6 лет. Настоящая рабочая программа является компонентом части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида "Ивушка"  и  разработана на основе  «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной, положения которой не  противоречат задачам и принципам Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  4. Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы  и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13);
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124.
  6. Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

Создание рабочей программы обусловлено необходимостью обновления стратегии и тактики организации дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО.

1.2.        ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель рабочей программы:  построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей ФФНР в возрасте 5-6 лет с целью коррекции недостатков в речевом развитии детей.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи Программы:

  • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива МДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Программа составлена с учётом требований ФГОС ДО дошкольного образования, вида образовательного учреждения, образовательных запросов и потребностей родителей В программе освещены основные этапы и содержание логопедической работы с детьми 5-6 лет; психолого-педагогическая характеристика детей. Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам, месяцам и дням (календарно-тематическое планирование).

Основной формой обучения детей данной категории является специально организованная коррекционно-развивающая образовательная деятельность по коррекции речевого нарушения (логопедические занятия), на которых осуществляется развитие родной языковой системы.

1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Особенности речи детей с ФФНР

        ФФНР (фонетико -фонематическое недоразвитие речи) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.Состояние звукопроизношения этих детей     характеризуется следующими особенностями:

     1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены  звуков.  Сложные  по         артикуляции звуки  заменяются  простыми  по  артикуляции,  например:         вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих;         свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д],         [д`]. Отсутствие звука или замена  его  другим  по  артикуляционному признаку создаёт условия для  смешения  соответствующих  фонем.  При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически,  у  ребёнка        формируется  артикулема,  но  сам   процесс   фонемообразования   не заканчивается. Трудности различения  близких  звуков,  принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и  на письме. Количество неправильно употребляемых  в  речи  звуков  может  достигать большого числа –  до  16  –  20.  Чаще  всего  оказываются несформированными   свистящие    и    шипящие    ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`]  и  [д`];  звуки   [л],[р],[р`];   звонкие замещаются  парными  глухими;  недостаточно  противопоставлены  пары  мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

     2.  Замены  группы  звуков  диффузной  артикуляцией.  Вместо  двух  или нескольких  артикуляционно  близких  звуков  произносится   средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш],  вместо  [ч]  и  [т]-нечто вроде смягчённого [ч].Причинами   таких   замен   является   недостаточная   сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения,  где  одна  фонема заменяется  другой,  что  ведёт   к   искажению   смысла   слова,   называют фонематическим.

     3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по  инструкции         изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже  слово  в  разном контексте или при повторении  произносит  различно.  Бывает,  что  у  ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки  другой  - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

     4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок  может  искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух  не различать большее число звуков  из  разных  групп.  Относительное благополучие   звукопроизношения    может    маскировать    глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является  недостаточная сформированность   артикуляционной   моторики   или   её   нарушения.    Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов. Знание  форм  нарушения  звукопроизношения  помогает   определить методику работы с  детьми.  При  фонетических  нарушениях  большое  внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой  и  общей  моторики,  при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

         При наличии большого количества дефектных звуков у  детей  с  ФФНР нарушается  слоговая  структура  слова  и  произношение  слов  со  стечением согласных: вместо скатерть –  они  говорят  «катиль»  или  «катеть»,  вместо велосипед – «сипед».

        Кроме  перечисленных  особенностей   произношения   и   фонематического восприятия у детей с ФФНР  наблюдаются:  общая  смазанность  речи,  нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря  и  грамматического  строя речи (ошибки в падежных  окончаниях,  употребление  предлогов,  согласовании прилагательных и числительных с существительными).

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ        

             Результатами освоения образовательной программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и являются ориентиром для педагогов и родителей, обозначающим направленность воспитательной и образовательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.5. МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

При проведении мониторинга уровня речевого развития используется пакет диагностического материала, предложенный М.А. Поваляевой (Справочник логопеда «Феникс», Ростов-на-Дону, 2001г.)

Принципы логопедического обследования:

1. Комплексный подход. Всестороннее изучение и оценка деятельности ребенка различными специалистами, обмен диагностической информацией. Отработка оптимальных приемов профессионального взаимодействия. Обсуждение результатов комплексного медико - психолого - педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, обоснования и разработки коррекционного маршрута для каждого ребенка.

2. Целостный, системный анализ. Выявление симптомов нарушения развития, связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличия сохранных звеньев. Развитие речи взаимосвязано с такими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснования выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы, для более рациональных условий организации коррекционно-развивающего обучения.

3. Индивидуальный и дифференцированный подход. Отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом соотносится с уровнем реального психоречевого развития ребенка, и учитывают специфику его социального окружения и личностного развития.

4. От общего к частному. Сначала выявляются проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

Этапы логопедического обследования

I этап. Ориентировочный

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без решения следующих задач.

Задачи: 

  • выявление запроса родителей (законных представителей), педагогами;
  • сбор анамнестических данных;
  • выявление предварительных данных об индивидуально- типологических особенностях ребенка.

Методы обследования:

  • изучение медицинской и педагогической документации;
  • беседа с родителями (законными представителями), педагогами.

II этап. Диагностический

Задачи:

  • выяснить какие языковые средства сформированы, а какие не сформированы к моменту обследования;
  • определить характер несформированности языковых средств.

 Методы обследования:

  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра.

Характер дидактического материала будет зависеть от:

  • возраста ребенка;
  • уровня развития речи;
  • уровня психического развития ребенка;
  • уровня обученности ребенка;
  • социального опыта ребенка.

III этап. Аналитический

Задачи:

  • интерпретация полученных данных;
  • заполнение речевых карт (с последующим развернутым логопедическим заключением).

IV эman. Прогностический

Это очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом решаются следующие задачи:

  • определение прогноза дальнейшего развития ребенка;
  • выяснение основных направлений коррекционной работы с ребенком;
  • решение вопроса об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте;
  • составление перспективного планирования.

V этап. Информационный

Задачи:

  • сообщение родителям заключения и направлений коррекционной работы и ее организационных форм;
  • информирование родителей (законных представителей) - деликатный и сложный этап обследования. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка. 

                                                                                                                       

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, в программу включены задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.
  • Развитие психических функций.
  • Формирование целостной картины мира.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы.
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Формирование гендерных и гражданских чувств.
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
  • Совместная трудовая деятельность.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

в старшей группе с ФФНР

1 период обучения

Звуки

У, а, о, и, ы, п, пь, т,ть, к, кь,  х, хь, м, мь, о

Подготовка к звуковому анализу и синтезу

Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова.

Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д.

Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук,   кот, мак).

Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука от ут-ит.

Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

Закрепление навыка употребления категории   множественного числа существительных (утка-утки,  конфета-конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты — боты, у Нины — конфеты, у Вовы — кубики, а у Толи — утки).

 Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик, моя утка, конфета, мое окно).

Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют).

Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купали, мыли).

Составление предложений по демонстрации действий.

Объединение этих предложений в короткий текст.

Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова  подметает.   Они  помогают маме.

2 период обучения

Звуки

Ль, ы , ы – и, с, сь, з – зь, н, нь,  б, бь, б-п, д, дь, д-т, г, гь, к-г, ш, ж, с – ш, с- ш- з -ж

Подготовка к звуковому анализу и синтезу

Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове.

Определение места звука в слове.

Выделение гласного звука в положении после согласного.

 Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су.

Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто, образования относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком, снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка).

Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон).

Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег-снежинка, снега снежный снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.).

Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам.

Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стеклянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки).

Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту, Даша, шуба, вешать).

 Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ.   Заучивание   стихотворений.

3 период обучения

Звуки

Л, р, л – ль, р – рь, ль, л – р – р-, ч,ч - ть, ц-с, ф, в -ф, щ, ч - щ, щ  - ш.

Звуковому анализу и синтезу

Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.

Выделение их, среди других звуков и слогов.

Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.

Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, лара-лоро)

Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова.

Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп).

Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло — мылить, обмылки, мыльница); приставочных глаголов (машина поехала к дому, подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала) . 

Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался  между  столом  и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый - тонкий, короткий - длинный) .

Образование существительных от глаголов и наоборот (читать - читатель, читательница; учить — учитель учительница, воспитывать — воспитательница, пловец — плавать, летчик — летать; краснота краснеть).

Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; оречевление серии выполненных действий.

Индивидуальная работа  направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Направление коррекционно-развивающей работы:

  • дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной; струи для правильного произношения звуков);
  • артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  • пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  • автоматизация звуков в речи;
  • дифференциация звуков в речи;
  • развитие словаря;
  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
  • совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение элементам грамоты;
  • развитие связной речи и речевого общения;

На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Звуки изучаются в следующей последовательности:: гласные: У, А, О, Э, И, Ы. согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТАВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, позитивного и ответственного отношения к себе, окружающим, природе; происходят значительные сдвиги в формировании интегративных качеств личности, коммуникативной компетентности.

В календарно-тематическом планировании отражается изучение таких лексических тем, как "Мой город. Моя страна", "Растения Ямала", "Животные Ямала", "Семейные традиции Ямала", "Достопримечательности Ямала".

Воспитывая ребенка на традициях, исторических местах, достопримечательностях малой Родины, педагог помогает ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Знакомство детей с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

          Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности возможен лишь при тесном взаимодействии и преемственности работы всех специалистов, в первую очередь учителя-логопеда и воспитателей.  В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

3. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

4. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

4. Расширение кругозора детей.

5. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

5. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексическим темам.

6. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

6. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

7. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

8. Развитие фонематического восприятия детей.

8. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

9. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

9. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

10. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

10. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

11. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

11. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

14. Формирование навыка составления короткого рассказа.

Функции логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

                                                                                                             

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Дни

недели

Время

Вид занятия

Примечания

Понедельник

14.30-15.00

15.00-15.15

15.20-15.35.

15.40-16.05

16.15-16.40

16.50-17.10

17.15-17.40

17.50-18.10

18.15-18.30

Организационно-методическая работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Подгрупповое занятие

Подгрупповое занятие

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Вторник

8.30-9.00

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.25

10.30-10.50

10.55-11.10

11.15-11.30

11.35-11.50

11.55-12.10

12.15-12.30

Организационно-методическая работа

Подгрупповое занятие

Подгрупповое занятие

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Среда

15.00-15.20

15.40-16.05

16.15 - 16.40

16.45-17.00

17.05-17.20

17.25-17.45

17.50-18.05

18.10-18.30

18.30-19.00

Индивидуальная работа

Подгрупповое занятие

Подгрупповое занятие

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Консультация для родителей

Четверг

8.30-8.50

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.30

10.40-11.00

11.05-11.30

11.40-12.00

12.10-12.30

Индивидуальная работа

Подгрупповое занятие

Подгрупповое занятие

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Пятница

8.30-9.00

9.05-9.20

9.25-9.40

9.45-10.00

10.10-10.30

10.40-11.00

11.05-11.30

11.40-12.00

12.10-12.30

Организационно-методическая работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

3.2.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ, СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

            Создание особого пространства в кабинете логопеда - необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

            Предметно-пространственная развивающая среда в логопедической кабинете создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

       При создании предметно-пространственной развивающей среды используются следующие принципы:

  • Принцип дистанции, т.е. организация пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", что способствует установлению необходимого контакта с детьми.
  • Принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения.
  • принцип стабильности - динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей.
  • принцип гибкого зондирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов.
  • Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами.

          Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При отборе предметного содержания развивающей среды логопед ориентируется на "зону ближайшего развития", т.е. на завтрашние возможности детей.

Кабинет логопеда условно поделен на следующие зоны:

 Рабочая  зона  логопеда - это рабочее место педагога, оснащенное компьютером. Компьютер используется не только для оформления текущей и итоговой документации и подготовки к занятиям, но и при работе с ребёнком на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. В зоне представлены стеллажами для методической литературы и пособий ..

Зона индивидуальных занятий - основным элементом служит настенное зеркало, перед которым проводятся  артикуляционная и мимическая гимнастики, постановка звуков и их автоматизация.

Зона групповых занятий и игр - здесь располагаются парты и стулья, соответствующие росту детей, учебная магнитная  доска и

Зона психологической разгрузки – представлена  "островком отдыха".  

В кабинете  находится следующее оборудование:

  • настенное зеркало для индивидуальной работы; зеркала для индивидуальной работы.
  • столы и стулья по количеству детей, занимающихся в кабинете.
  • шкафы для наглядных пособий,
  • магнитная доска.
  • логопедические зонды.
  • индивидуальные кассы букв.
  • технические средства: компьютеры, магнитофон, диски.

3.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи, является взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

Целью такого взаимодействия является:

  • оказание  квалифицированной помощи родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;
  • помощь  близким  в создании комфортной для развития ребёнка семейной среды;
  • создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка.

          Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.                                           

Литература:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей        дошкольного возраста: Практическое пособие. – 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - ИЗД. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ. - М, 2014.

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

4.  Примерная  адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / Нищева Н.В./ Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - Санкт-Петербург, 2014.

5.   Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. Cоставители: Афонькина Ю., Кочугова Н. - Волгоград : "Учитель" 2014.

6.   Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ОТ 4-Х ДО 7-И ЛЕТ С ОНР, ФФНР, ФНР ДЛЯ ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на эт...