Выступление на ПС Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес одаренных детей с ОВЗ на уроке географии
статья

Выступление на ПС Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес одаренных детей с ОВЗ на уроке географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

\

«Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес одаренных детей с ОВЗ на уроке географии»

  1. Как развить интерес у учеников к предмету?
  2. Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете?
  3. Какие формы организации обучения работают на развитие личности?
  4. Как индивидуализировать обучение на уроке?

 Почему же в обсуждении проблемы развития ученика как личности необходимо осветить данные вопросы? На первый взгляд эти проблемы оказываются не сопоставимы, но … Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно.

Как мы понимаем современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Поэтому цитатой для своего сообщения я взяла слова В.А. Сухомлинского «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает»

Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку, думаю, мы все замечали по собственному опыту, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

Поэтому встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо в своей педагогической деятельности обратится к проблеме формирования и сохранения  познавательного интереса к учению как способу развития личности.

Cначала определимся с самим понятием «Что такое интерес? » «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним».

Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны. По содержанию интересы можно классифицировать на три вида:

Материальные интересы. Проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.

Духовные интересы. Это познавательные интересы к математике, физике, химии, географии, биологии, философии, психологии и т.п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру). Характеризуют высокий уровень развития личности.

Общественные интересы. Включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.

    При разговоре об учении мы будем говорить о развитии так называемого познавательного интереса. Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

            Актуальность этой темы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества. В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?

Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.

Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает активность его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.

Основные педагогические подходы, необходимые для сохранения познавательного интереса учеников к предмету?

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

  • обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
  • возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
  • всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Разработка определенных условий для формирования и сохранения познавательных интересов школьников для современного учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения не только для настоящего, но и для будущего, Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразованию , воспитать его внутренние побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для формирования у школьников познавательной мотивации.

Разрешите напомнить вам некоторые способы и формы организации обучения, которые работают на сохранения устойчивого интереса к познанию, и как следствие на самоопределение и развитие личности ребенка.

  • Необходимо развивать ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
  • В сохранении познавательной мотивации огромное значение имеет занимательность материала. ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
  • Разработка системы ТВОРЧЕСКИХ КЛАССНЫХ и ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
  • Использовать на уроке СВОЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, приводить примеры из жизни.
  • Использовать НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Думаю, мы все в той или иной мере создаем  эти условия и умеем поддержать в ученике жажду познания, сохраняя познавательную мотивацию, побуждающую школьников учиться.

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Значит, необходимо индивидуализировать методы поддержания познавательной мотивацию к изучению предмета.

По характеру познавательные интересы можно разделить на поверхностные, широкие и глубокие. Направленность же познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

От характера и направленности познавательных интересов школьников должен зависеть выбор учителем содержания учебного материала. Назовем некоторые пути индивидуализации при учете характера познавательных интересов учащихся. 

Если у учащегося наблюдается глубокий интерес  к предмету, то на этапе сохранения мотивации можно предлагать задачи предметного содержания.

Если у учащихся познавательный интерес является глубоким по отношению к другим дисциплинам, то для них полезно в качестве мотивационных создавать ситуации, разрешение которых, во-первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает способ решения новых видов задач из этих областей.

Так, учащимся, у которых познавательный интерес является глубоким в области исторических наук, полезно предлагать творческие самостоятельные работы, связанные с историей открытия того или иного факта.

Учащиеся, больше других интересующиеся естественными науками, с удовольствием решают задачи, требующие разнообразных естественнонаучных знаний При наличии у ученика широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Это могут быть как задачи, сюжет которых взят из отдельных интересующих его областей, так и задачи межпредметного характера.

Но если интерес к предмету поверхностный или вовсе отсутствует, то полезно использовать задания, привлекающие как своей фибулой, так и необычностью способа решения, который показывает преимущества житейских, практических методов использования.

Учет направленности познавательных интересов школьников требует иного подхода к выбору методов и приемов индивидуализации. Учителю, прежде всего, необходимо обращать внимание на сущность заданий, а не только на их форму.

Если познавательный интерес учащихся ориентирован на научно-теоретические основы, то таким ребятам желательно предлагать на рассмотрение ситуации, в которых возникает необходимость в открытии новых фактов. А вот ребятам с практической направленностью познавательного интереса можно предложить задачу практического содержания.

Кроме того, необходимо включить мотивационные задания в содержание домашних заданий, так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволит сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового материала

Но для обеспечения надежного усвоения материала и сохранения познавательного интереса на уроке необходимо учитывать, не только занимательность  материала, но и закономерности изменений умственной работоспособности.

Работоспособность характеризуется с точки зрения ее динамики, в которой выделяется несколько периодов. Указанная динамика проявляется на уровне урока, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании школьных занятий.

В течение урока:

  1. Первые 3 – 5 минут происходит врабатывание - работоспособность не устойчива, эффективность не высока
  2. Следующие 20 минут – оптимум, период самой высокой работоспособности.
  3. Третий период предутомление,  когда происходит компенсаторная перестройка - ребенок ещё может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Пора передохнуть,  отвлечься. (На уроке это может быть физкультминутка с музыкой, песенкой). Обычно после этого работоспособность вновь немного повышается и наступает следующий период.
  4. Четвертый период – небольшой подъем работоспособности, которые обеспечивают на уроке еще 10 минут эффективной работы.
  5. Пятый период – утомление последние 2-3 минуты.

 Динамика работоспособности  в течение учебного дня:

Первый урок – врабатывание, второй – оптимум, с третьего начинается снижение работоспособности, которое резко усиливается к четвертому уроку. Наступает утомление, которое исчезает при смене деятельности или в процессе отдыха, желательно активного, с изменением двигательной активности.

 Изменение работоспособности в течение недели:

Понедельник – врабатывание,

Вторник, среда – оптимум, наиболее высокая и устойчивая работоспособность.

четверг – спад работоспособности.

пятница – работоспособность чуть повышается, но первоначального уровня не достигает.

суббота – работоспособность снижена и неустойчива.

 Что можно рекомендовать?

  • Каждый день умственная активность должна сменяться двигательной активностью на свежем воздухе. Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления.
  • Начало урока, учебного дня, недели и года должно быть по возможности облегченным,
  • Непродолжительная по времени гимнастика до занятий оказывает в то же время большое оздоровительное влияние, повышает тонус центральной нервной системы, помогает быстрее войти в работу, а значит, и сократить период врабатывания. Физкультминутки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Очень важно вводить в физкультпаузы упражнения для мелких мышц пальцев руки. Это тоже повышает работоспособность.
  • Наиболее сложный учебный материал, более интенсивные учебные нагрузки, проверочные и контрольные работы целесообразно проводить в  середине учебного дня, недели, года.
  • Обеспечить оптимальный уровень активности учащихся также можно с помощью использование заданий и форм работы, которые пробуждают у учащихся чувство ответственности, возникающее как следствие высокой личностной мотивационной значимости задания, возможности принятия самостоятельных решений. ( работа в группе, в паре).
  • Приемы, основанные на прерывании монотонии: например, замена слуховой информации на зрительную и наоборот; введение в урок элементов группового обучения и пр.
  • Выполнение правила соразмерности требований учебной задачи и возможностей ученика (дифференциация учебных заданий).

В конце своего выступления хотелось бы сказать следующее, традиционная система обучения в школе построена в основном по принципу «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я» Без ответа чаще всего остается извечный вопрос любопытствующего: «А всё-таки, почему же именно так?" Следствиями такого обучения является пассивность учащихся, леность ума, зубрежка, перегрузки, непрочные знания.

И в результате мы получаем личность не желающую, и не умеющую добывать знания. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. И у каждого из нас, я думаю,  есть огромный багаж знаний и навыков использования различных форм, методов, способов организации учебного процесса, работающих на подержание познавательной мотивации. Главное, наверно, не забывать, что Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Цели

  1. Реализация социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции;
  2. Поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности.

Задачи

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика;
  2. Формирование сообщества учащихся и педагогов на основе исследовательской деятельности.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира,  Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.  

 Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

 4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

 5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой не прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

В обучении одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.        

Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин.

Поисково-исследовательский метод. В результате исследовательской деятельности формируются проект.

  • Легенды Самары
  • Недра Земли
  • Лекарственные растения
  • Планеты Солнечной Системы

Результативность работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности можно увидеть по итогам научно-практических конференций разного уровня. Школьные научно-практические конференции, доказывают эффективность и необходимость такой работы.

Исследовательские краеведческие работы:

  • «Растениеводство Самарской области: современное состояние и перспективы развития»;
  • «Демографическая ситуация в России на примере родной школы».

 Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

  • Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
  • Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
  • Урок-практикум
  •  Урок с элементами ролевой игры-диалога
  • Урок усвоения новых знаний в форме путешествия  
  • Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

 

 В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.  

 Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.

 Список использованной литературы и источников.

 1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.

 2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

 3. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://eor.edu.ru - Коллекция электронных образовательных ресурсов.

 http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

http://school.iot.ru - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей.

http://ege.edu.ru - Портал информационной поддержки ЕГЭ.

http://stat.edu.ru - Статистика российского образования.

http://stat.iot.ru - Мониторинг информатизации образования регионов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес?»

Выступление - доклад на педсовете с использованием ИКТ....

Доклад Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес к предмету

Тема доклада: «Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес к предмету».Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики.ФГОУ-СОШ № 21 МО РФПедагогический совет – 11 апреля 200...

Познавательный интерес и пути его формирования на уроках географии

Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся географией, учителю нужно использовать в обучении предмету различные формы, знать основные пути формирования познавательного интереса. Формирован...

Методическая тема "Роль дифференцированного обучения,как средство повышения познавтельного интереса и качества знаний учащихся на уроках географии и биологии".

Фундамент всестороннего развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно- воспитательной работы с учениками, при их активном участии.       Всесто...

Статья: " Как сохранить познавательную мотивацию, и удержать интерес одаренных детей и детей с ОВЗ на уроках"

В современной школе вопрос о мотивации учения можно назвать центральным, так как мотив   является   источником   деятельности   и   выполняет...

презентация "Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии"

Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...