Рабочая программа по профилактической работе «Безопасная дорога» (для учащихся 5-9 классов)
рабочая программа

Бурченкова Ольга Александровна

Цель программы – формирование культуры поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями по правилам дорожного движения (на улицах, дорогах, в транспорте, в любых дорожных ситуациях).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_i_prosveshcheniyu.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Рабочая программа по

профилактической работе

«Безопасная дорога»

(для учащихся 5-9 классов)

2020 – 2025 уч. год

срок реализации программы

Программу составила учитель    

Бурченкова О.А.  

Смоленск, 2020

Пояснительная записка

Увеличение количества транспортных средств вызывает повышение интенсивности дорожного движения и вовлечение в него все большего количества людей.

Неподготовленность пешеходов, особенно учащихся с особыми образовательными потребностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), к выполнению своих обязанностей по участию в процессе движения, незнание норм безопасного поведения на дорогах приводят к увеличению дорожно-транспортных происшествий, участниками  которых становятся дети.

В связи с этим большое значение приобретает знание правил дорожного движения и соблюдение их обучающимися. Чем раньше и больше ребенок узнает о дорожном движении и способах обеспечения его безопасности, тем больше вероятность того, что он будет сознательно соблюдать правила безопасного поведения в современных условиях дорожного движения.

Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил дорожного движения.

Цель программы – формирование культуры поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями по правилам дорожного движения (на улицах, дорогах, в транспорте, в любых дорожных ситуациях).

Задачи:

  • пропаганда правил дорожного движения среди обучающихся;
  • обучение детей умению правильно использовать теоретические знания в реальной жизни;
  • привитие обучающимся устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Возраст обучающихся, участвующих в программе:5 – 7класс.

Условия реализации

Программа построена в соответствии со следующими принципами:

  • доступность (расшифровка и конкретизация знаний с учетом возрастных особенностей обучающихся);
  • актуализация(с точки зрения потребностей детей с особыми образовательными потребностями);
  • интеграция (сотрудничество с ГИБДД и ДПС);
  • системность (программа предусматривает систематическую работу по формированию безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте).

Занятия организуются один раз в месяц. Продолжительность их не менее 30 минут. Ведет занятия классный руководитель.

Занятия проводятся в классных комнатах, где учатся дети, с использованием наглядных пособий; настольных, дидактических и подвижных игр; оборудования и детских транспортных средств по правилам дорожного движения.

Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке с показом транспортных средств и пешеходов, средств регулирования, в общественном транспорте.

На занятиях «Безопасная дорога» обучающиеся приобретают знания и навыки безопасного поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги, что позволит в будущем использовать на практике полученные знания, умения и навыки.

Знания и навыки, полученные обучающимися на первом году обучения расширяются в последующие годы обучения. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни.

Ожидаемые результаты

- воспитать дисциплинированных участников дорожного движения;

- снизить уровень детского травматизма.

Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы через такие формы работы, как:

  • праздники;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • театрализованные представления;
  • экскурсии;
  • тематические классные часы;
  • игровые занятия;
  • практические занятия;
  • соревнования;
  • путешествия;
  • демонстрация видеофильмов;
  • выпуск листовок, буклетов;
  • спортивные эстафеты.

Данная программа поможет учащимся с интеллектуальными нарушениями систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.

В конце каждого года обучения с обучающимися проводятся итоговые занятия, на которых с помощью контрольных вопросов, заданий происходит обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс

Месяц

Тема занятия

Основные понятия

Тип занятия

Сентябрь

«Знатоки правил дорожного движения»

 Повторение правил дорожного движения пешеходов по улицам и дорогам

Обобщение и систематизация знаний

Октябрь

«Транспорт, каким ты был раньше?»

Мини-сочинение «Откуда пришли правила дорожного движения»

История развития автомототранспорта и правил дорожного движения в нашей стране.    Первые автомобильные заводы. Марки первых машин.

Изучение нового материала

Ноябрь

Дорожная разметка и ее предназначение. Экскурсия.

Разновидности дорожной разметки (горизонтальная, вертикальная).

Изучение нового материала.

Декабрь

Конкурс «Светофор»

Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Январь

ГИБДД и ДПС. Конкурс рисунков «Зеленый огонек»

Познакомить с понятиями: «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «Дорожно-патрульная служба»

Изучение нового материала.

Февраль

Общие требования к водителям велосипедов

Возрастной ценз для велосипедистов. Правила и места пользования велосипедами; порядок движения на улицах и дорогах. Правила перевозки груза. Правила маневрирования.

Комбинированный.

Март

«Говорящие знаки» (четвертая группа). Конкурс рисунков «Осторожно, дети!»

Предписывающие знаки: «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка»

Комбинированный.

Апрель

Праздник «Встреча с Феей дорожной культуры».

Знание правил дорожного движения.

Обобщение и систематизация знаний.

Май

Посещение Автогородкана базе 11 школы г.Смоленска

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Обобщение и систематизация знаний.

Количество часов:  9 ч.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • программные требования за курс обучения;
  • основные правила дорожного движения;
  • значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
  • виды и назначение транспортных средств;
  • тормозной и остановочный путь транспортных средств;
  • все сигналы светофора, регулировщика и их значение;
  • разновидности и предназначение дорожной разметки;
  • понятия: ГИБДД и ДПС;
  • требования к водителям велосипедов.

Уметь:

  • применять на практике основные правила дорожного движения;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • пользоваться правилами велосипедистов;
  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги.

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Месяц

Тема занятия

Основные понятия

Тип занятия

Сентябрь

Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения»

Повторение правил дорожного движения пешеходов по улицам и дорогам. Пользование общественным транспортом.

Обобщение и систематизация знаний.

Октябрь

Остановочный путь транспорта.

Время для остановки транспорта. Остановочный путь. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути.

Изучение нового материала.

Ноябрь

 «Говорящие знаки» (пятая группа). Конкурс рисунков.

Информационно – указательные: «Начало населенного пункта», «Дорога с односторонним движением», «Пешеходный переход», «Место стоянки».

Изучение нового материала.

Декабрь

Железная дорога – зона повышенной опасности. Экскурсия.

 Опасность движения пешеходов вдоль железнодорожного полотна. Правила перехода и проезда через железнодорожные пути. Сигналы.

Комбинированный.

Январь

«Твой друг - автомобиль».

Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Места установки. Знаки: «Р», «У».

Изучение нового материала.

Февраль

Создание буклета «Помни, пешеход!»

Пропаганда правил дорожного движения для пешеходов.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Март

«У того целы ноги, кто знает правила дороги».

Разбор причин ДТП.

Комбинированный.

Апрель

Выступление агитбригады «Знайте правила дорожные, они самые надежные».

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Май

Посещение автогородка на базе 11 школы г.Смоленска

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Обобщение и систематизация знаний.

Количество часов:  9 ч.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • программные требования за курс обучения;
  • основные правила дорожного движения;
  • значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
  • основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
  • правила перехода и проезда через железнодорожные пути;
  • назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах;
  • тормозной и остановочный путь транспортных средств;
  • правила движения на велосипедах;
  • правила пользования общественным транспортом.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
  • рассчитать остановочный путь транспортного средства;
  • пользоваться правилами велосипедистов;
  • применять на практике основные правила дорожного движения;
  • пользоваться общественным транспортом.

Календарно-тематическое планирование

7 класс

Месяц

Тема занятия

Основные понятия

Тип занятия

Сентябрь

Викторина «Знаешь ли ты?»

Повторение пройденного материала по правилам дорожного движения

Совершенствование знаний, умений, навыков

Октябрь

«Говорящие знаки» (шестая группа). Конкурс рисунков.

 Знаки сервиса: «Телефон», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Больница», «Место отдыха», «Пост ГАИ», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

Изучение нового материала.

Ноябрь

Движение транспорта.

Скорость движения. Ограничение скорости. Начало движения и расположение транспортных средств при движении.

Комбинированный.

Декабрь

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Правила при посадке, в пути и при высадке из автомобиля.

Комбинированный.

Январь

Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!» Эстафеты велосипедистов.

Пропаганда правил движения на велосипеде.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Февраль

Встреча с инспектором ГИБДД.

Анализ причин дорожно-транспортных происшествий.

Комбинированный.

Март

Уличный травматизм и первая помощь при травмах.

Первая помощь при открытых ранах; остановка кровотечения; первая помощь при ушибах.

Изучение нового материала.

Апрель

«Поле чудес».

Знание дорожных знаков и их назначение.

Май

Спортивная эстафета, посвященная правилам дорожного движения.

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы.

Обобщение и систематизация знаний.

Количество часов:  9 ч.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • программные требования за курс обучения;
  • основные правила дорожного движения;
  • значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
  • основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
  • скорость движения транспортных средств;
  • правила при посадке, в пути и при высадке из автомобиля;
  • правила движения на велосипедах;
  • причины ДТП.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
  • оказать первую помощь при травмах;
  • рассчитать остановочный путь транспортного средства;
  • пользоваться правилами велосипедистов;
  • применять на практике основные правила дорожного движения;
  • пользоваться общественным транспортом.

Календарно-тематическое планирование

8 класс.

Месяц

Тема занятия

Основные понятия

Тип занятия

Сентябрь

Беседа о безопасности на дорогах. Экскурсия.

 Повторение пройденного материала по правилам дорожного движения.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Октябрь

«Говорящие знаки» (седьмая группа). Конкурс рисунков.

Знаки дополнительной информации (таблички).

 Изучение нового материала.

Ноябрь

Уличный травматизм и первая помощь при травмах.

Первая помощь при сотрясении мозга, обмороке, вывихах, растяжениях и разрывах связок суставов.

Изучение нового материала.

Декабрь

 «Мы едем, едем, едем».

Правила перевозки пассажиров на мотоциклах.

Комбинированный.

Январь

«Я еду на велосипеде».

Правила дорожного движения для велосипедистов.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Февраль

«Что? Где? Когда?»

Знание правил дорожного движения.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Март

Создание буклета «Культура дорожного движения – безопасность на дорогах!»

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы.

Обобщение и систематизация знаний.

Апрель

«Сказка о том, что бывает, если люди правил не знают».

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы.

Обобщение и систематизация знаний.

Май

Спортивная эстафета, посвященная правилам дорожного движения.

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы.

Обобщение и систематизация знаний.

Количество часов:  9 ч.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • программные требования за курс обучения;
  • основные правила дорожного движения;
  • значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
  • основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
  • правила перевозки пассажиров на мотоциклах;
  • правила движения на велосипедах;
  • причины ДТП.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
  • оказать первую помощь при травмах;
  • пользоваться правилами велосипедистов;
  • применять на практике основные правила дорожного движения;
  • пользоваться общественным транспортом.

Календарно-тематическое планирование

9 класс

Месяц

Тема занятия

Основные понятия

Тип занятия

Сентябрь

«Помнить! Знать! Соблюдать!»

Повторение пройденного материала по правилам дорожного движения.

Обобщение и систематизация знаний.

Октябрь

Безопасное поведение на улице и в транспорте. Экскурсия.

Правила поведения на улице и в транспорте.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Ноябрь

Конкурс «Безопасное колесо»

Задания на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Обобщение и систематизация знаний.

Декабрь

Создание буклета «Внимание, водитель! Дорогу переходят дети!»

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников.

Обобщение и систематизация знаний.

Январь

«Мой друг попал в аварию на дороге».

Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи.

Комбинированный.

Февраль

Уличный травматизм и первая помощь при травмах

Первая помощь при переломах: бедренной кости, кости голени, ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей стопы, костей позвоночника и таза, костей черепа.

Изучение нового материала.

Март

КВН «Я знаток дорожных знаков».

Виды дорожных знаков и их назначение. Тестирование.

Обобщение и систематизация знаний.

Апрель

Выступление агитбригады по правилам дорожного движения.

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы.

Обобщение и систематизация знаний.

Май

Спортивная эстафета, посвященная правилам дорожного движения.

Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы.

Обобщение и систематизация знаний.

Количество часов:  9 ч.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • программные требования за курс обучения;
  • основные правила дорожного движения;
  • значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
  • основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
  • правила поведения на улице и в транспорте;
  • номер вызова скорой помощи;
  • правила перевозки пассажиров на мотоциклах;
  • правила движения на велосипедах;
  • причины ДТП.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
  • оказать первую помощь при травмах;
  • пользоваться правилами велосипедистов;
  • применять на практике основные правила дорожного движения;
  • пользоваться общественным транспортом.

Литература:

  1. В. И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД  или школьник вышел на улицу.  – М.: Вако, 2016.
  2. М. С. Коган. Правила дорожные знать каждому положено. - Новосибирск, 2016.
  3. Е.М. Миткалева. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2016.
  4. Т.Ю.Щипкова. «Работа кружка «Безопасное колесо». – М. Справочник руководителя образовательного учреждения,  № 2, 2007.
  5. Н.Н. Коваленко, И.Л. Яковлева. Проект: «Культура дорожного движения». – Абакан, 2008, Справочник классного руководителя, № 1, 2008.
  6. А.В. Рябовская. Обучение детей безопасному поведению на дорогах. – М.: Справочник классного руководителя. № 8, 2007.
  7. Соревнования, викторины, конкурсы. Управление ГАИ УВД - Новосибирск, 1990.
  8. В.Э. Рублях, Л.Н. Овчаренко. Изучение правил дорожного движения в школе (пособие для учителя). – М.: «Просвещение», 1981.
  9. В.Э. Рублях. Правила дорожного движения. 7-8 класс - М.: «Просвещение», 2002.
  10. В.Э. Рублях. Программы для внеклассной и внешкольной работы. Правила дорожного движения - М.: «Просвещение», 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа воспитательной работы и социализации с учащимися 7 б класса на 2020-2021учебный год

Рабочая программа воспитательной работы и социализации с учащимися 7 б класса на 2020-2021 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛИЗАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ 8 «А» класса на 2020-2021учебный год

Программа воспитательной работы и социализации с учащимися 8 класса предназначена  для работы классного руководителя. Включает в себя разные напраправления  воспитательной работы....