Программа коррекции речи для детей 2-3 лет
рабочая программа

Рабочая программа "Коррекция задержки речевого развития" для детей 2-3 лет, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx320.18 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\MedBlok\Desktop\12.jpg

Программа логопедической работы с детьми 1,4 - 3 лет с задержкой речевого развития составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией логопедического обучения, методическими рекомендациями Министерства образования Российской Федерации и разработками отечественных учёных (Левиной Р. Е., Волкова Г. А., Выготского Л. С., Жуковой Н. С., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Лубовского В. И., Леонтьева А. Н.) в области общей и специальной педагогики, психологии.

Развитие детской речи

От 1 года до 2 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

1год 3 месяца

Словарный запас увеличивается до 6-10 слов

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках

1год 6 месяцев

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)

1 год 9 месяцев

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают.

2 года

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов.

Появляются прилагательные.

Стечение согласных замещаются одним звуком.

Пользуется словами: Да, нет, еще

Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу)


Развитие детской речи

От 2 до 3 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

2года 6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

3 года

Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа

 

На основе обобщения многолетнего опыта была разработана «Программа логопедической работы с детьми 1,4-3 лет с задержкой речевого развития».

Содержание данной программы опирается как на общие педагогические принципы, так и принципы коррекционно-специфической направленности:

- принцип деятельного подхода;

- принцип комплектности;

- принцип системного подхода;

- принцип поэтапного формирования умственных действий;

- принцип учета «зоны ближайшего развития»;

- онтогенетического принципа;

- принцип социально-адаптирующей направленности образования;

- принцип использования и интеграции разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционных работ;

- принцип расположения речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу;

- принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

Целью данной программы является построение системы логопедической работы в младшей группе (от 1,4 до 3-х лет) для детей с задержкой речевого развития.

Объём учебного материала соответствует возрастным и физиологическим требованиям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей.

Основой логопедической работы в данной группе является тематический подход, позволяющий организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет речевым развитием детей.

Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации, способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Программа рассчитана на один год. Весь материал с учётом постепенного усложнения разделён на 3 периода:

1 период: сентябрь - ноябрь;

2 период: декабрь - февраль;

3 период: март - май.

Предлагаемая программа поможет оказать разноплановое комплексное воздействие на формирование речи у детей раннего возраста и преодоление задержки речевого развития на ранних этапах становления речевой функции.

 

Организация работы в  младшей группе.

I этап - медицинское обследование

Этап рассчитан на 1 неделю.

Задачи:

• Изучение анамнестических данных.

• Обследование психического и физического здоровья ребенка.

• Выявление этиологии речевых нарушений и нарушений развития.

II этап - психолого-педагогическая диагностика

Этап рассчитан на 2 недели.

Задачи

• Изучение особенностей социальной коммуникации ребенка.

• Логопедическое обследование.

• Психологическое обследование.

III этап – разработка образовательного маршрута

Этап рассчитан на 1 неделю.

Задачи

• Создание перспективного плана воспитательного блока для адаптации детей к новым условиям.

• Разработка перспективного плана коррекционного блока с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

IV этап - коррекционно- развивающая работа

Данный этап рассчитан на 27 недель. Основными разделами коррекционной программы являются:

1. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

2. Развитие психических функций.

3. Формирование слухового восприятия.

4. Развитие артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

5. Развитие функций голоса и дыхания.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Развитие звуковой стороны речи.

8. Формирование речевого слуха и фонематического восприятия.

9. Формирование начального детского лексикона

Обязательным условием организации коррекционной работы является участие в ней семьи. Логопедическая работа в группе осуществляется по подгруппам и индивидуально. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (взрослых и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности продолжительностью 8-10 минут.

I период

Сентябрь:

1- 2 неделя – Адаптация детей с недостатками речевого развития к условиям коррекционного воздействия.

3 - 4 неделя – Обследование детей и разработка образовательного маршрута.

Октябрь:

1 неделя – «Мы разные, но похожие»

2 неделя – «Вкусные овощи»

3 неделя – «Любимые фрукты

4 неделя – «Что бывает осенью»

Ноябрь:

1 неделя «Наши игрушки»

2 неделя - «Что мы надеваем»

3 неделя - «Мой детский сад»

4 неделя - «Обувь»

II период

Декабрь:

1 неделя - «Зимние сказки»

2 неделя - «Птицы на нашем участке»

3 неделя - «Зимние забавы»

4 неделя - «Новый год. Праздник ёлки»

Январь:

1-2 неделя – зимние каникулы; проводится только индивидуальная работа.

3 неделя - «Животные в лесу»

4 неделя - «Домашние птицы»

Февраль:

1 неделя - «Животные рядом с нами»

2 неделя - «Животные рядом с нами»

3 неделя – «На чём ездят»

4 неделя – «Туалетные принадлежности»

III период

Март:

1 неделя – «Мамин праздник»

2 неделя - «Я и моя семья»

3 неделя - «Наш дом, и то, что в нём»

4 неделя – «Кого мы встретили в лесу»

Апрель:

1 неделя – «Что мы едим»

2 неделя – «Какая посуда нам нужна?»

3 неделя - «Весенние прогулки»

4 неделя - «Первые цветы»

Май:

1 неделя - «Лето. Насекомые»

2 неделя- «Лето Цветы на лугу»

3 неделя – «Игры с водой»

4 неделя - «Летние забавы»

Раздел 1

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

  • Знакомить с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать знания о свойствах предметов.
  • Формировать перцептивную деятельность (рассматривание, выслушивание, ощупывание, постепенно соединяя сенсорный опыт со словом.
  • Формировать умение узнавать предметы на ощупь.
  • Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.
  • Формировать представления о формах (мячики, кубики, кирпичики, величинах (большой, маленький, цвете (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).
  • Учить размещать вкладыши разной величины, формы в соответствующие отверстия.
  • Учить выкладывать мозаику разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
  • Фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаками разных предметов и использоваться для их обозначения.
  • Учить группировать однородные и разнородные предметы по одному из признаков: величине, форме, цвету.
  • Учить чередовать предметы по величине, форме, цвету.
  • Различать и подбирать по образцу предметы 6 основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный).
  • Стимулировать к называнию предметов 4-6 цветов (красный, чёрный, белый, жёлтый, синий, зелёный).
  • Учить ориентироваться в предметах, близких по форме (шар, яичко, яблоко).
  • Упражнять детей в соотнесении плоскостных фигур с геометрическими фигурами (неваляшка – большая и маленькая, круги, домик – четырёхугольник, треугольник).
  • Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
  • Учить складывать разрезную картинку из 2-3-х частей.
  • Формировать поисковые способы при решении практических игровых задач.
  • Знакомить с двумя разновидностями величины (большой, маленький, учить понимать слова«такой», «не такой».
  • Учить ориентироваться в 2-3 контрастных величинах, формировать целенаправленные действия с предметами (матрёшками, пирамидками, грибочками).

Раздел 2.

Развитие психических функций.

1 период.

  • Формировать слуховое и зрительное внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  • Развивать слухоречевую и зрительную память при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций.
  • Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.
  • Стимулировать развитие наглядно – действенного мышления через проблемно-практические ситуации и задачи.

2 период

  • Развивать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыке, тихой и громкой речи.
  • Продолжать развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками, кубиками.
  • Развивать целенаправленную предметно-орудийную деятельность.
  • Развивать наглядно – действенное мышление.
  • Формировать соотносящие действия при выполнении заданий по образцу взрослого
  • Формировать умения выполнять операции сравнения, обобщения.
  • Учить понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими.

3 период.

  • Продолжать развивать слуховое внимание и память при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыки, тихой и громкой речи.
  • Продолжать развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками.
  • Продолжать развивать наглядно- действенное мышление.
  • Формировать восприятие целостной сюжетной ситуации, изображённой на картинках, с опорой на собственный опыт.
  • Учить выявлять в своих действиях свойства предметов, использовать предметы-заместители.
  • Формировать способность к обобщению, переносу приобретённого опыта из первоначальных условий в новые.
  • Продолжать формировать умения выполнять операции сравнения, обобщения.

Раздел 3

Формирование слухового восприятия

1. Различение неречевых звуков.

  • Формировать внимание к неречевым звукам, учить различать их.
  • Учить определять место звучания игрушек.
  • Учить определять звуки в быту (звонок в дверь, чайник, шумы, доносящиеся с улицы (ветер, дождь, гром).
  • Учить определять голоса животных и птиц, упражнять в соотнесении звукоподражания с определенным объектом.
  • Развивать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек.
  • Развивать чувство темпа и ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.
  • Учить узнавать и различать звуковые сигналы, состоящие из 2-3 звучаний, определение временной последовательности звучаний.

2. Различение речевых звуков.

  • Учить узнавать и дифференцировать ряд речевых звучаний (цепочке гласных звуков).
  • Закреплять умение соотносить звучащий предмет с его названием.

Раздел 4

Развитие артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры

  • Развивать мимико-артикуляторные мышцы: делать лицо веселым, сердитым, удивленным, плаксивым, спокойным, добрым (собака сердится - «оскал»).
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, переключаемость с одного движения на другое.
  • Учить детей воспроизводить артикуляционные движения в соответствующем заданном темпе.
  • Развивать жевательно-артикуляторные мышцы, стимулировать движения нижней челюсти (широко открыть рот, закрыть – упражнение «Бегемотики»).
  • Развивать мышцы зева, глотки, активизировать мышцы мягкого нёба (покашливание, позёвывание, глотание).
  • Развивать мышцы губ (открывать и закрывать рот, размыкать и смыкать губы, губы сложить в трубочку, не размыкая рта – мычание, фырканье губами и произнесение «тпру»без голоса и с голосом.
  • Развивать чувствительность кончика языка (упражнение «Молоточек»).
  • Вырабатывать ощущение слюны (почувствовать во рту «водичку»; погонять слюнки по языку – «журчит ручеёк»; проглотить слюнки – «стало сухо»).
  • Развивать мышцы языка (круговые движения по верхней и нижней губе, мяуканье, частые ласкательные движения, «мычание», сделать язык широкий, узкий, движения языка влево - вправо; вместе развивать мышцы губ – надувание поочерёдное левой и правой щёк, на вдохе втянуть щёки, на выдохе надуть.
  • Учить работать языком вне рта (упражнения «Часики», «Вкусное варенье»).

Раздел 5

Развитие дыхания и голоса.

  • Развивать физиологическое и фонационное дыхание.
  • Развивать целенаправленную сильную воздушную струю.
  • Учить выдыхать с сопротивлением, напряжением, с сомкнутыми губами, с зажимом носа пальцами и частичным выдохом.
  • Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
  • Дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши, стараясь сдвинуть их с места.
  • Дуть на шарики разного веса; на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя свечи; поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты; дуть в дудочку, свистульку, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.
  • Учить медленно, надувать щёки до сильного натяжения и медленно сдувать их.
  • Учить вырабатывать навыки ротового и носового дыхания.
  • Учить элементарным навыкам массажа звуковой волной воздуха.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох на материале гласных и их слияний.
  • Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи на материале звукоподражаний.
  • Развивать силу и динамику голоса при произнесении и пропевании гласных звуков А, О, У, И и их слиянии с согласными звуками М, М’, П, П’, Б, Б’, В, В’, Ф, Ф’, Д, Д’, Н, Н’, К, К’, Г, Г’, Х, Х’; звукоподражания с перечисленными звуками (му-му, ме-ме, пиф-пиф, бум-бум, бе-бе, ав-ав, ду-ду, динь-динь, ту-ту, тук-тук, тень-тень, но-но, ням-ням, гав-гав, ко-ко, ку-ку, га-га, ха-ха, хи-хи).

Раздел 6.

Развитие общей моторики.

  • Развивать мышцы шеи.
  • Развивать мышцы плечевого пояса.
  • Учить бросать мяч одной и двумя руками в разные направления, стараясь попадать в горизонтальную цель.
  • Учить касаться указательным пальцем правой и левой рукой (по очереди) кончика носа с закрытыми глазами.
  • Учить движению в заданном темпе.
  • Укреплять и развивать мышцы туловища.
  • Обучать детей катанию мяча.
  • Упражнять в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях.
  • Учить вращать руками в одноименную сторону, описывая круги неправильной формы.
  • Учить подниматься и спускаться с лестницы, перешагивать небольшие препятствия(высотой до 20см) приставным шагом.
  • Обучать ребёнка выполнять целенаправленное действие, ориентируясь на сочетание жеста и словесной инструкции.
  • Учить спрыгивать с предмета высотой 10-15см, приземляясь на обе ноги.
  • Учить прыгать на двух ногах, одновременно отделяя от земли обе ноги (высота прыжка не учитывается).
  • Учить удерживать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
  • Учить стоять на пальцах ног («на цыпочках»).
  • Учить прыгать попеременно на правой и левой ноге.
  • Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показывая их взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать).
  • Учить ходить и бегать на носках тихо, высоко и низко поднимая ноги, прямым галопом.
  • Учить кататься на трёхколёсном велосипеде, перебирая по полу ногами.
  • Учить выполнять движения с речевым сопровождением.
  • Развивать функции равновесия в процессе ходьбы, бега.
  • Формировать правильную осанку.
  • Учить притопывать одной ногой.
  • Развивать статическую координацию движений и выносливость.
  • Учить ориентироваться в пространстве, соблюдать дистанцию при ходьбе, беге.
  • Учить изменять направление движения.
  • Учить выполнять серию из двух движений по памяти, обогащать двигательный опыт детей.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Развивать мелкую моторику в упражнении с дидактическими игрушками (кубиками, матрешками, пирамидками, вкладышами, мозаиками).
  • Выполнять пальчиковые упражнения сопровождаемые словом в соответствующей последовательности.
  • Развивать точность, координированность, плавность, переключаемость общих и мелких движений с использованием разных мелких игрушек, предметов.
  • Развивать силу и гибкость кистей рук.
  • Обучать составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. Закрепить навыки работы ведущей рукой в направлении слева направо.
  • Обучать детей проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек, мазков; срисовывать «круг», «крест».
  • Обучать раскатыванию «колбасок» и «шариков» из пластилина; ловко складывать и доставать мелкие предметы из ящиков, бутылочек; собирать 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользоваться детскими ножницами.
  • Учить сжимать пальцы в кулак, загибать каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся», соединять пальцы одной руки с пальцами другой.

Раздел 7.

Развитие звуковой стороны речи.

1период.

  • Развивать эмоционально- выразительные жесты и мимику на основе подражательной деятельности.
  • Развивать подражание речевым звукам.
  • Формировать и развивать навык воспроизведения гласных звуков У, А, О, И вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью.
  • Формировать навык воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: «У» – воет волк, «А» - девочка качает куклу, «О» - у мальчика болит зуб,«И» – кричит ослик.
  • Обучать длительному и краткому произношению гласных звуков У, А, О, И.
  • Формировать элементарные артикуляторные навыки.
  • Развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса на материале звукоподражаний.
  • Добиваться от каждого ребёнка умения длительно произносить звук [Ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [П] на одном выдохе.

2 период.

  • Развивать речевое подражание на базе гласных звуков У, А, О, И, их слияний. Развивать умение протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.
  • Уточнять произношение простых согласных звуков: В,Ф, М, П, Б, Д, Т, Н – в открытых слогах и словах с ними.
  • Развивать способность к звукоподражанию в различных играх. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесение звукоподражаний громко - тихо, тоненьким голосом.
  • Воспитывать силу, высоту и выразительность голоса.

3 период.

  • Продолжать развивать речевое подражание на базе гласных звуков У, А, О, И их слияний; умение протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.
  • Уточнять произношение простых согласных звуков: Н, Г, К, Х – в открытых слогах и словах с ними.
  • Развивать способность к звукоподражанию в различных играх.

Раздел 8.

Формирование речевого слуха и фонематического восприятия

  • Обучать умению узнавать по голосу своих родных и близких людей.
  • Развивать остроту слуха с использованием шёпотной речи.
  • Учить дифференцировать на слух слова-антонимы и реагировать на речевые сигналы(«Принеси большой мячик», «Принеси маленький мячик»; высоко-низко, много-мало).
  • Развивать понимание словесных инструкций, учить выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).
  • Запоминать и выполнять 1-2 словесные инструкции по перемещению предметов («Подойди к маме и отдай машинку»).
  • Приучать слушать и понимать короткий художественный текст, активно реагировать на его содержание.
  • Учить правильно соотносить слово с изображением предмета, игрушки.
  • Учить понимать инструкцию и адекватно использовать жесты (ребенок дополняет незаконченное предложение соответствующей картинкой, подняв ее вверх: «По дороге едет… МАШИНА»).
  • Развивать речевое внимание при восприятии тихой и громкой речи взрослых.
  • Учить повторять сочетание звуков и слогов:

               А, У, О, И;

               А-У, А-И, О-А;

               А-О-У, А-У-И, ТА, ПА, МА, НА, СА, ТА-ТА, ТА-ТА, ПА-ПА-ПА,

               ТА-МА-СА, ТА-ТА-ПА….

  • Учить повторять слова, сочетания слов и небольших предложений без зрительной опоры(ребёнок стоит спиной к говорящему).

Раздел 9

Формирование начального детского лексикона.

Развитие импрессивного словаря

1период

Формировать умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, сосредотачиваться, накапливать пассивный словарь.

Закреплять понимание слов, соответствующих лексическим темам данного периода. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, туалетные принадлежности, обувь, одежда.

Уточнять понимание личных местоимений (я, ты, он, она, мы, вы, притяжательных местоимений (мой, наш, притяжательных прилагательных (такой же, такие же).

Обучать пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (ВВЕРХУ, ВНИЗУ).

Обучать пониманию вопросов «Где?», «Куда?», «Откуда?», «На чём?». Для выяснения местонахождения предметов («Покажи, куда Оля положила куклу? Что? Кого? У кого? Чем?»).

Учить понимать рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте («Осторожно, ты можешь обжечься!»).

2период

Расширять объём понимания обращённой речи, накапливать пассивный словарь с опорой на понимание предметных действий.

Продолжать развивать пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий в рамках лексических тем.

Обучать детей узнавать предметы и объекты по их назначению и по словесному описанию.

Обучать пониманию обобщающих понятий: птицы, животные, туалетные принадлежности, на чем ездят.

Продолжать уточнять, понимать личные местоимения (Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ).

Обучать различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению (надевать, снимать, одевать, раздевать, большой, маленький).

Продолжать обучать пониманию наречий (здесь, вот, тут, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко) и предметов (на, под, в, выражающих пространственные отношения.

Развивать понимание грамматических форм речи:

• единственного и множественного числа существительных мужского рода (стакан – стаканы, чайник – чайники);

• единственного и множественного числа существительных женского рода (чашка – чашки, кастрюля – кастрюли);

• глаголов единственного и множественного числа настоящего времени (ест – едят).

Обучать пониманию вопросов (Покажи кто? Покажи где) по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Формировать умение понимать и выполнять 1-2 ступенчатые инструкции в определённой последовательности без предмета, а потом с предметами.

3 период

Продолжать работу по расширению пассивного словаря существительных и глаголов, прилагательных, наречий в рамках лексических тем.

Закреплять понимание обобщающих понятий (по лексическим темам данного периода).

Закреплять дифференциацию глаголов единственного и множественного числа, возвратных и невозвратных глаголов, глаголов прошедшего времени по родам.

Закреплять дифференциацию глаголов и прилагательных (надеть – снять, завязать –развязать, хороший – плохой, сладкий – кислый, противоположных по значению.

Обучать пониманию падежных окончаний существительных (И. п., В. п., Р. п.).

Закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами и наречиями (НА, ПОД, ЗДЕСЬ, ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВЫСОКО, НИЗКО).

Развивать понимание грамматических форм речи (согласование существительного с глаголом в роде и числе именительного падежа; существительного с прилагательным в роде, числе, именительного падежа, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; предложно – падежных конструкций с предлогами НА, ПОД, ЗА.

Продолжать работать над пониманием вопросов к предметной и сюжетной картинке.

Учить понимать небольшой рассказ, сказку, который сопровождается иллюстрациями.

Работать над пониманием вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Развитие экспрессивного словаря

1 период

Вызывать потребность подражать действию и слову взрослого.

Побуждать воспроизводить междометия («Ой!», «Ай!», «Ох!», «Ух!»).

Вызывать аморфные слова (подражать крикам, пискам животных и птиц, подражать музыкальным игрушкам, эмоциональным восклицаниям).

Вызывать речевое подражание, тесно связанное с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией: играя с лошадкой «но-но», кукла плачет «уа-уа»).

Формировать звукослоговую структуру слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в односложных словах типа: кот, вот, тут, на, дай.

Учить повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, дядя, тетя, ляля).

Учить отвечать на поставленный вопрос, одним словом.

Формировать умения называть игрушки, знакомые предметы.

Вводить в речь личные местоимения (я, он, она).

Учить выражать свои желания в повелительной форме глагола единственного числа («Дай пить»).

2 период.

Формировать умения называть имена лиц близких ребенку взрослых и детей, имена собственные (мама, папа, баба, Ната).

Формировать номинативный и предикативный словарь по изучаемым лексическим темам («Зимние сказки», «Птицы на нашем участке», «Зимние забавы», «Новый год»,«Животные в лесу», «Домашние птицы», «Животные рядом с нами», «Туалетные принадлежности»).

Активизировать в речи личные местоимения (Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНИ, МЫ).

Активизировать в речи указательные наречия (ВОТ, ТУТ).

Формировать двусловные предложения с использованием простейших грамматических форм слова («Вот киса»).

Формировать звукослоговую структуру слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно- ритмического рисунка в двусложных словах типа ДИМА, КОЛЯ, ИЩИ и односложных словах с закрытым слогом типа МАК, КОТ.

Продолжить работу по договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой.

Обучать детей давать команды (игрушкам, товарищам, употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения («Иди», «Лови»).

Побуждать детей использовать одни и те же слова в разных грамматических формах:

- употреблять именительный и винительный падежи («Это утка», «Дай утку»);

- объединять в одном предложении два слова: обращение+глагол повелительного наклонения 2 лица единственного числа («Спи, Ляля», «Катя, иди»).

3 период.

Расширять, уточнять и активизировать номинативный и предикативный словарь по изучаемым лексическим темам: «Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Мебель»,«Дикие животные», «Продукты питания», «Посуда», «Первые цветы», «Лето».

Формировать атрибутивный словарь, вводить в речь прилагательные, обозначающие цвет (красный, синий, желтый, зеленый, свойства (сладкий, кислый, горячий, холодный, величину(большой, маленький).

Уточнять и активизировать в речи личные и притяжательные местоимения.

Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (ВОТ, ЗДЕСЬ, ТУТ, ТАМ, количество (МНОГО, МАЛО, оценку действий (ХОРОШО, ПЛОХО, ощущения (ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ВКУСНО).

Обучать ответам на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: Кто (что)это? Что (он, она) делает? («Это девочка. Она сидит»).

Учить называть предметы к названным действиям (Стоит кто? Что? Мама, папа, кошка, стул).

Формировать умение употреблять возрастную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (мальчик моется, катается, одевается).

Формировать умение заучивать небольшие потешки, стишки с опорой на картинки в сопряженной речи.

Структура занятия по формированию начального детского лексикона

1. Организационный момент.

2. Формирование речи детей во взаимосвязи с развитием познавательных процессов.

3. Развитие мелкой и общей моторики

4. Упражнения на формирование лексико-грамматических средств языка.

5. формирование произносительных навыков.

6. Упражнение на вызывание потребности в вербальном высказывании.

7. игры на развитие зрительной координации и соматопространственной ориентации.

8. Итог.

Структура занятия по формированию произносительной стороны речи.

1. Организационный момент.

2. Формирование психических функций через развитие слухового и зрительного внимания.

3. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков.

4. Упражнения на развитие дыхания.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. упражнение на звукоподражание.

7. Итог.

 

 

 

 Список литературы:

1 . Волкова Г. А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство – Пресс, 2003.

2.  Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.

3. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. - М. ,2002.

4. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит? - М. ,2004.

5. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С. - М.: Просвещение 1989.

6. Нищева Н. В. Программа коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: Детство – Пресс, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях

           Перед  современной  школой  становится  задача   пересмотра  содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной  работы, осуществления комплексного подхода к делу об...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...

Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»

Название программы: «Коррекция речи»Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, ч...