Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»
статья на тему

Наумова Наталья Александровна

Название программы: «Коррекция речи»

Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических диагностик.

 

Задачи:

Личностные:

·         воспитание общих речевых навыков;

·         формирование основ коммуникативного вербального общения.

 

Метапредметные:

·        развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка;

·         совершенствование мелкой моторики рук и связной речи.

Предметные:

·        формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения;

·        звукопроизношение (уточнение произношения гласных и согласных звуков, коррекция нарушений звукопроизношений, автоматизация и дифференциация поставленных звуков);

·         обогащение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам.

 

Направленность: социально- педагогическая.

Возраст обучающихся: 7 – 8 лет.

Актуальность: Значимое место в ряду социальных проблем занимает проблема воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. В силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин, а также их сочетаний, в школах  увеличилось количество детей с этим дефектом. Рост количества детей с нарушениями развития речи обусловливает необходимость создания новых моделей, поиска новых форм и технологий коррекционно-педагогической и социальной работы. Результатом этого поиска и явилась предлагаемая программа.

 

В начале учебного года мною проводятся различные диагностики для обследования речевого развития детей,  сформированности фонематического восприятия, для выявления нарушения письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

Эти же диагностики проводятся и в конце учебного года для выявления динамики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_rumo.docx61.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»

Название программы: «Коррекция речи»

Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических диагностик.

Задачи:

Личностные:

  • воспитание общих речевых навыков;
  • формирование основ коммуникативного вербального общения.

Метапредметные:

  • развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка;
  • совершенствование мелкой моторики рук и связной речи.

Предметные:

  • формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения;
  • звукопроизношение (уточнение произношения гласных и согласных звуков, коррекция нарушений звукопроизношений, автоматизация и дифференциация поставленных звуков);
  • обогащение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам.

Направленность: социально- педагогическая.

Возраст обучающихся: 7 – 8 лет.

Актуальность: Значимое место в ряду социальных проблем занимает проблема воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. В силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин, а также их сочетаний, в школах  увеличилось количество детей с этим дефектом. Рост количества детей с нарушениями развития речи обусловливает необходимость создания новых моделей, поиска новых форм и технологий коррекционно-педагогической и социальной работы. Результатом этого поиска и явилась предлагаемая программа.

В начале учебного года мною проводятся различные диагностики для обследования речевого развития детей,  сформированности фонематического восприятия, для выявления нарушения письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

Эти же диагностики проводятся и в конце учебного года для выявления динамики.

1. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и  позволяет выработать  направленность коррекционной работы.

Данная диагностика состоит из 6 заданий:

            1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

            3. Различение слов, близких по звуковому составу

4. Дифференциации слогов

            5. Дифференциация фонем

6. Навыки элементарного звукового анализа

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

№ п\п

Задание

Критерии оценки

1.

Узнавание неречевых звуков

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

  1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

  1. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».
  2. Инструкция: «Скажи или покажи».

-Что шумит?

- Что гудит?

-Кто смеется?

- Что звучит?

- Что шуршит?

Педагог для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при простукивание о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

  1. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко – тихо»
  2. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо»
  3. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

2

 Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

  1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».

Ребенка зовут по имени – 4 раза (каждый раз другой человек)

Произносят короткое (ау) – 4 раза (каждый раз другой человек).

  1. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

— кошка — котенок; мяу (низко)     мяу (высоко)

— свинья — поросенок; хрю (низко)         хрю (высоко)

— коза — козленок; мэ (низко)         мэ (высоко)

— корова — теленок му (низко)        му (высоко)

Педагог раздает детям картинки с изображениями животных — взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

  1. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?»

Мяу (громко) — белый;

Мяу (тихо) — черный.

4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Педагог за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял».

Ав (низко) — собака;

Ав (высоко) — щенок.

5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Педагог произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

— Кто спал на моей кровати? (низко)

— Кто ел из моей миски? (средне)

— Кто сидел на моем стуле? (высоко)

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

3

Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;

баман, панан, банан, ваван, баван;

танки, фанки, шанки, танки, сянки;

витанин, митавин, фитамин, витамин;

бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;

птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;

квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

Педагог показывает детям картинку и четко называет изображение, дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук — люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы)

[п - б, п’- б’]: почка - бочка, пашня — башня, порт — борт, пил — бил;

[т - д, т’ - д’]: тачка — дачка, тоска — доска, подушка — кадушка, тина - Дина;

[к - г, к’ - г’]: класс — глаз, кора — гора, калька — галька, кит — гид, крот — грот;

[ф - в]: Фаня — Ваня, сова — софа;

[л - в, л’ - в’]: лоск — воск, лодка — водка, ленок — венок;

[л - и, л’ - й]: галка — гайка, стол — стой, галька — гайка;

[р - л]: рожки — ложки;

[р - л]: роза — лоза, храм — хлам, репка — лепка, Марина - малина;

[с - з]: суп — зуб, сайка — зайка, росы — розы, коса — коза;

[с - ц]: свет — цвет, лиса - лица;

[ш - ж]: шар — жар, Луша — лужа;

[ч - щ]: челка — щелка, плач - плащ, дочь – дождь;

[ч - ш]: чурка — Шурка, кочка — кошка;

[ч - т’]: челка - телка, печка - Петька, речка — редька;

[с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж;

[с - ж]: сук — жук, сыр — жир, усы — уши;

[с - щ]: лес — лещ, плюс — плющ;

[с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь;

[з - ж]: роза — рожа, луза — лужа;

[м — м’]: Мишка — мышка;

[л — л’]: ел — ель, Юля — юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2. Словесно-контекстньий способ - объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях.

3. Смешанный способ — объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей

3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».

Тень — день, удочка — уточка, мышка — мишка, коса — коза, дочка — точка, щенок — сынок, рак — лак.

4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже»

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

4

Дифференциации слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

на—на—на—па

ка—ка—га—ка

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

да-та-да

та-да-та

са-ша-са

ша-са-ша

жа-ша-жа

ша-жа-ша

ра-ла-ра

ба-па-ба

па-ба-па

за-са-за

са-за-са

ча-тя-ча

тя-ча-тя

ла-ра-ла

ка-ка-га

ка-га-ка

ца-са-ца

са-ца-са

ща-ча-ща

ча-ща-ча

Примечание: 1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.

2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь».

Лексический материал: па—да, па—па, ка—га, га—га, фа—ва.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

5

Дифференциация фонем

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».

Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит — у-у-у, девочка плачет — а-а-а, птичка поет — и-и-и, корова мычит — м-м-м, молоток стучит — т-т-т, ветер воет — в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее.

У — поезд                                     Т — молоток

А — ребенок                                 В — ветер

И — птичка                                   З — комар

М—корова                                    Э—жук

2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Педагог произносит группу гласных звуков — [а, о, у, и, ы, а, э].

3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».

(Зеленый кружок — звук [и], желтый кружок — звук [у].)

Логопед повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м».

Педагог произносит группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].

5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:

- ао, уа, аи,ио

- аиу, иао, уао, оиы

- аоуи, иоуа, иыоу, аоыу

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.

  1. Инструкция: «Подними руку,  если слышишь звук»

Различение исследуемого звука среди других речевых  звуков.

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]

[щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ];

[ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц];

[ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч];

[с]: [с, с’, ж, ц, с, ч];

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

6

  1. Навыки элементарного звукового анализа

Цель: Исследование умений и навыков выполнения

элементарного звукового анализа.

1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»:

а                            ау                           иоа

2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»:

мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»:

Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»:

а, ауи, иуа, ау.

5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой — на звук «к».

Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.

6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».

Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.

тан-                                       ро-

пау-                                       ко-

вени-                                    самоле-

7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:

аист                  Иван                    утка

арбуз                Илья                    улитка

альбом             иголка                 улица

8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:

малина                  волны                    капуста

молоко                  вафли                    кошка

10. Инструкция «Назови первый и последний звуки в слове»:

иголка                избушка

улица                 осы

ослики               антилопа

избушка

Примечание

1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу звукового состава слов.

2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

2. Диагностика обследования фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза в форме игры «Поездка в автобусе».

Цель диагностики: определить степень сформированности фонематического восприятия, выявить уровень развития звукового анализа и синтеза на речевых и неречевых звуках.

«Поездка в автобусе».

- Наш автобус возит детей бесплатно, но чтобы ехать в нем, нужно выполнять интересные задания.

– Ты согласен?

– Поехали.

1. Остановка «Шумелки».

 1) Узнавание неречевых звуков. Логопед показывает 3 баночки, наполненные горохом, гречей и манкой, предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них. Задание. — Догадайся, какая коробочка шумела, что находится в ней. Задание выполняется без зрительной опоры, с закрытыми глазами.

 2) Узнавание музыкальных инструментов. Сначала показать инструменты, послушать, как они звучат, а затем без зрительной опоры определить, какой музыкальный инструмент звучал (погремушка, барабан, колокольчик, дудочка ).

3) Восприятие ритма. Логопед отстукивает ритм, а ребенок повторяет. 1-2 2-1-2 1-2-1 Отправляемся дальше, следующая остановка «Узнавайка».

 2. Остановка «Узнавайка».

 1) Восприятие слова. Цель: Уметь выделять слово среди других слов, близких по звучанию, понимать смысл услышанного. Задание. У меня на картинке нарисован банан. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать только тогда, когда я скажу слово банан. Банан, диван, банан, стакан, баран, банан ,таран, банан. Если ребенку трудно, то называются слова, различные по звучанию. Банан, апельсин, яблоко, банан, лимон, груша, банан.

2) Повторение слогов. Цель: Уметь различать на слух слоги, близкие по звучанию. Сначала ребенок повторяет слоговые цепочки из 2 слогов, если справляется, то повторяет по 3 слога. па-ба, па-ба-па ко-то, ко-то-ко си-зи, си-зи-си ву-фу, ву-фу-ву ку-ту, ку-ту-ку пи-би, пи-би-пи ма-на. ма-на-ма

3) Навыки слогового анализа. Цель: Уметь отхлопывать и называть количество слогов в слове. Задание. Хлопни столько раз, сколько слогов в слове. Мак, сок, нос. Ва-та, не-бо, ру-ка, ку-бик, ба-тон. Мо-ло-ко, са-по-ги, ма-ши-на.

-Отправляемся дальше, следующая остановка «Спортивная».

 3. Остановка «Спортивная».

 1) Выделение гласного звука среди других звуков. Цель: Уметь выделять гласный звук среди других звуков. Задание. Присядь, если услышишь звук «А». А-У-М-И-А-С-А-А-О-К-А.

 2) Выделение начального гласного звука в слове. Цель: Уметь выделять гласный звук в начале слова. Задание. Подними правую руку вверх, когда услышишь звук «У» в начале слова. Утка, аист, улица, окна, ухо, азбука, утро.

3) Выделение конечного гласного звука в слове. Цель: Уметь выделять гласный звук в конце слова. Задание. Топни правой ногой, если услышишь звук «И» в конце слова. Ноги, руки, мука, мост, шина, сапоги, соки, окно, тапки, яблоки.

- Автобус едет дальше, следующая остановка «Фигурная».

 4. Остановка «Фигурная».

1) Выделение согласного звука среди других звуков. Цель: Уметь выделять согласный звук среди других звуков. Задание. Перед ребенком лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Положи перед собой круг, если услышишь звук «М». М-С-А-У-М-И-М-К-М-М.

2) Выделение согласного звука в начале слова. Цель: Уметь выделять согласный звук в начале слова. Задание. Если услышишь в начале слова звук «С», то положи перед собой квадрат. Сок, мак, сумка, кот, собака, мама, сом, машина, санки, коза, слон.

 3) Выделение согласного звука в конце слова. Цель: Уметь выделять согласный звук в конце слова. Задание. Если услышишь звук «К» в конце слова, то положи перед собой треугольник. Сок, носок, душ, ток, сон, мак, лак, стол, ком, лук, стук.

4) Дифференциация близких по звучанию звуков. Цель: Уметь различать близкие по звучанию звуки. Задание: — Хлопни, если услышишь звук «С» и топни, если услышишь звук «Ш» Автобус отправляется дальше.

- Следующая остановка «Школьная». Обследуются только дети 6-7 лет.

5. Остановка «Школьная».

1) Навыки звукового анализа и синтеза. Цель: Уметь определять количество и последовательность звуков в слове с помощью зрительных опор. Задание. Положи столько кружков, сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку. АУ, УМ, ИА. Анализ односложных слов. СОК, ЛУК, РАК, КОМ Задание: — У меня отдельные звуки «С», «О», «К», собери звуки в слово. - Какое слово получилось? – CОК.

 2) Нахождение картинок с предметами на заданный звук. Цель: Уметь из множества картинок находить только картинки с предметами на заданный звук. Задание: — Положи перед собой только те картинки ,на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «С» - Отложи слева от себя картинки, на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «Л», а справа от себя картинки на звук «Р».

 3) Подбор слов на заданный звук. Цель: Уметь подбирать слова и предметы с заданным звуком. Задание: — Назови слово, которое начинается на звук «М». При затруднении логопед сам называет несколько слов, помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику развития фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

Данные обследования заносятся в таблицу.

Динамика развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отражается количеством баллов: 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание. 2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, после обучения отвечает адекватно, но самостоятельно с заданием не справляется. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно его выполняет только после обучения. 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Таким образом, у нас существует 4 уровня оценки развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза: 1 уровень — низший. 2 уровень — средний. 3 уровень — выше среднего. 4 уровень — высокий. Баллы по каждому разделу ссумируются в начале года и ставится уровень развития. В конце года после обследования снова ссумируются баллы по каждому разделу и ставится уровень развития. Такое обследование позволяет увидеть динамику и результаты коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза и спланировать дальнейшую логопедическую работу по данному разделу. Играя, дети легче справляются с заданиями, с удовольствием отвечают на вопросы логопеда.

3.Диагностика развития речи младших школьников.

Данная методика может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития образной речи у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.

Задание 1

Изучение умений пересказывать произведения описательного характера. 

Анализ умений пересказывать произведения описательного характера производится на основе пересказа рассказа К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеёвна»

Пересказы анализируются по следующим показателям:

 1. Понимание текста - правильное формулирование основной мысли.

2. Структурирование текста — умение соблюдать последовательность изложения событий (пересказ сопоставляется со структурой текста).

3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.

 4. Грамматика — правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

 6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие необходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

 Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

 # правильно воспроизводит текст произведения, передаст основную мысль;

 # последовательно и точно строит пересказ в небольшом сокращении;

 # использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной;

# грамматически верно строит предложения разных типов;

 # пересказывает без неоправданных длительных пауз;

# иногда требуются подсказки отдельных авторских фраз.

Ребенок получает 1 балл, если:

# допускает незначительные отклонения от текста, не нарушающие основной смысл произведения;

 # не нарушают логику произведения, но значительно сокращает его объем;

# не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собственными конструкциями бывают не всегда удачными;

# использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки,

 # пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют; # требуются подсказки педагога.

 Ребенок получает 0 баллов, если:

 # неверно воспроизводит текст;

# нарушает его структуру;

# авторскую лексику почти не использует, собственная лексика бедна;

 # допускает грамматические ошибки;

# наблюдаются многочисленные паузы;

# без помощи педагога воспроизвести текст не может.

 Высокий уровень Ребенок набирает 10 — 12 баллов.

Средний уровень Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Низкий уровень Ребенок набирает 0 — 5 баллов.

Задание 2

Выявление особенностей понимания фразеологизмов.

 Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

Сломя голову

 Поминай как звали

Как воды в рот набрал

 Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

Педагог: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?

 Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

Сломя голову

Однажды Ваня проснулся и увидел, что будильник сломался, и Ваня уже опаздывал в школу. Он оделся и быстро побежал. Навстречу ему шла женщина и сказала: «Ты что бежишь сломя голову?» Ваня удивился и сказал: «У меня голова на месте». ?

Почему женщина так сказала?

Поминай как звали

 Сжег Иван-Царевич лягушачью кожу. Увидела Василиса Прекрасная это и говорит: «Что же ты наделал, Иван-Царевич! Оставалось мне носить ее 3 дня и 3 ночи. А теперь надо мне возвращаться к Кощею Бессмертному». Обернулась Василиса Прекрасная голубицей, улетела в открытое окошко и поминай как звали. ?

Что значит «поминай как звали»? Когда так говорят?

Как воды в рот набрал

Саша и Маша играли в игру «Молчанка». Пришла мама. Мама: «Саша, ты сделал домашнее задание?». Саша молчит. Мама: «Маша, вы ужинали?», Маша молчит. «Вы, что молчите, как воды в рот набрали?» — продолжила мама. А Саша говорит: «А у меня воды во рту нет». ?

Почему мама так сказала? Когда так говорят?

 Педагог предлагает ребенку придумать рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать.

Высокий уровень

Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций, правильно включает фразеологизм в связное высказывание.

Средний уровень

 Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может, не включает фразеологизм в связное высказывание.

Низкий уровень

 Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.

Задание 3

Выявление умений подбирать антонимы и синонимы к словам

 Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.

Педагог: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

правда — ...

труд - ...

строить — ...

веселиться — ...

помогать— ...

кричать — ...

здоровый — ...

огромный — ...

вместе — ...

зажигать — ...

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.

 Педагог: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому».

 работа - ... (Труд, дело);

собака — ... (Пес);

рукодельница — ... (Мастерица, труженица);

ненастный — ... (Пасмурный, непогожий);

 храбрый — ... (Бесстрашный, мужественный);

разговаривать — ... (Беседовать);

бежать — ... (Мчаться, нестись).

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблицах №1, №2. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.

Таблица № 1

Антонимы, названные детьми

Имя ребенка

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

Таблица № 2

 Синонимы, названные детьми

Имя ребенка

а

б

в

г

д

е

ж

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

 В сумме высшая оценка составляет 17 баллов.

 Высокий уровень

Ребенок набирает 13 — 17 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 8—12 баллов.

 Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 7 баллов.

  1. Диагностика состояния устной речи обучающихся с помощью тестирования

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой

Цель: выявления особенностей речевого развития обучающихся.

 Методика включает три серии.

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

1. Проверка фонематического восприятия;

2. Исследования состояния артикуляционной моторики;

3. Исследование звукопроизношения;

4. Проверка сформированностизвукослоговой структуры слова.

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Все задания объединены в три серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно девиност. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 90 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 90. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.

IV уровень - 100-80%;

III уровень - 79,9-65%;

II уровень - 64,9-45%; I

 уровень - 44,95% и ниже.

Речевые пробы и система оценки методики

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение:

  • ба -                 па -                                 па -                 ба –
  • са -                 ша -                                 ша -                 са –
  • ша -                 жа -                 ша -                 жа -                 ша -                 жа –
  • ца -                 са -                 ца -                 са -                 ца -                 са –
  • ра -                 ла -                 ра -                 ла -                 ра -                 ла –

Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения:точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

 губы в улыбке;

 язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

 язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

 “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

 чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.

3. Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

 Собака -                 Маска -                 Нос

 Сено -                 Василек -                 Высь

 Замок –                 Коза

 Зима -                 Магазин

 Цапля -                 Овца –                 Палец

 Шуба -                 Кошка -                 Камыш

 Жук -                 Ножи

 Щука -                 Вещи –                 Лещ

 Чайка -                 Очки -                 Ночь

 Рыба -                 Корова -                 Топор

 Река -                 Варенье –                 Дверь

 Лампа -                 Молоко -                 Пол

 Лето -                 Колесо -                 Соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) т Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования.

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы. Начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.

4. Исследование сформированностизвуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:

 танкист

 космонавт

 сковорода

 аквалангист

 термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения .

Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение.

Серия II. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложение.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее

 Птичка свила гнездо.

 В саду много красных яблок.

 Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

 Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

 На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза)

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

2. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить

 Собака вышла в будку.

 По морю плывут корабль.

 Дом нарисован мальчик.

 Хорошо спится медведь под снегом.

 Над большим деревом была глубокая яма

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение

 мальчик, открыть, дверь

 сидеть, синичка, на, ветка

 груша, бабушка, внучка, давать

 Витя, косить, трава, кролики, для

 Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

 Лена наливает чай … чашки.

 Почки распустились … деревьях.

 Птенец выпал … гнезда.

 Щенок спрятался … крыльцом.

 Пес сидит … конуры.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая (“Неверно, подумай еще!”); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (“Наливает чай куда?”).

 Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома

 один – стол, а много – это…

 стул –

 окно –

 звезда –

 ухо –

Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.

 Один – стол, а много чего? - …

 стул –

 окно –

 звезда –

 ухо –

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение

Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у…

 козы-                                 собаки-

 волка-                                курицы-

 утки-                                свиньи-

 лисы-                                коровы-

 льва-                                овцы-

Образование прилагательных от существительных

 а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

 шляпка из соломы -                                 кисель из клюквы –

 горка изо льда -                                         салат из моркови –

 варенье из вишни -                                суп из грибов –

 варенье из яблок -                                         лист дуба –

 варенье из сливы -                                 лист осины –

б) Качественных

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если …

 мороз –

 солнце –

 снег –

 ветер –

 дождь-

в) Притяжательных

 Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…

 кошки –

 волка –

 льва –

 медведя –

 лисы –

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Протокол обследования устной речи.

Ф.И.                                                         дата рождения

Дата обследования: 1)                                 2)

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) са-шаша-са 3) ша-жа-шажа-ша-жа 4) ца-са-цаса-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла

Проба 2. Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка 4) «Маятник» 5)»Улыбка»-«Трубочка»

Проба 3. Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й, другие дефекты

Проба 4. Исследование сформированностизвуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр

Проба 5.ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1. Повторение предложений: повтори точнее

1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок 3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. 4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. 5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади

2. Верификация предложений: найди ошибку и назови

1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль. 3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом. 5) Над большим деревом была глубокая яма

3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови

1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка 3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для 5) Петя, купить, шар, красный, мама

4. Добавление предлогов в предложение: вставь и назови

1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях. 3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры. 5) Щенок спрятался…крыльцом.

5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

 (один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)

1)один – стол, а много это -…                 2) стул                 3) окно         4) звезда         5) ухо         

6) один стол, а много чего - …                 7) стул                 8) окно         9) звезда         10) ухо

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…

1) козы         2) собаки         3)волка         4) утки                 5) лисы         6) курицы         

7) свиньи         8) коровы         9) льва                 10) овцы

2. Образование прилагательных от существительных:

а) Относительных: (из бумаги – бумажный)

1) шляпка из соломы -         2) кисель из клюквы -                 3) горка изо льда -         4) салат из моркови -         5) варенье из вишни -                 6) суп из грибов -         7) варенье из яблок -         

8) лист дуба -                 9) варенье из сливы -                 10) лист осины-

б) Качественных: (жара – жаркий)

1) мороз -         2) солнце -         3) снег -         4) ветер -         5) дождь

в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья)

1) у кошки -        2) у волка -         3) у льва -         4) у медведя -                 5) у лисы

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие:

2. Артикуляционная моторика:

3. Звукопроизношение:

4. Звуко-слоговая структура:

 5. Грамматический строй речи:

6. Словообразование:

Всего за тест:

Уровень успешности:

Логопедическое заключение:

  1. Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма.

Данная диагностика проводится с целью выявления нарушения письма.
для учащихся 1-го класса (конец обучения)

Задание №1

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

Задание №4

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Задание №5

Диктант:

«Весна пришла»

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.


для учащихся 2-го класса (начало обучения)

Задание №1

Составьте слово из предложенных букв:

АЛПАК

Задание №2

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

уголь
мальчик
ёлка
маяк

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание №4

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Задание №6

Диктант:

«Наши собаки»

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.


для учащихся 2-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

болезнь
наводнение
покрошить
носатый
родители

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Задание №2

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №4

Составьте звуковые схемы к словам:

ЯЗЫК, ЕГОРКА

Задание №5

Диктант:

«Весна»

Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.

Данные диагностики проводятся для того, чтобы  составить коррекционный маршрут для обучающихся для оказания  педагогической помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция дизорфографии у учащихся младших классов»

За последние годы возросло количество детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении, освоении начальной основной общеобразовательной программы. Своевременное оказание логопедиче...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....

Методическая разработка раздела «Исполнительское мастерство» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игра на гитаре»

В данной методической разработке раскрыты актуальность, новизна, цели и задачи, образовательные технологии, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения раздела "Исполнител...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Данные методические рекомендации по разработке и экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ подготовлены в целях реализации единого подхода к проектированию программного об...