Рабочая программа "Человек и окружающая среда" (Здоровьесбережение)
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Пурдяева Валентина Викторовна

Данная программа для учащихся старших классов специальной коррекционной школы. Углубление знаний учащихся о строении основных органов и организма человека в целом. приобретение навыков оказания первой медицинской помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Рабочая программа

 «Человек и окружающая среда»

(здоровьесбережение)

Программу составила:

Пурдяева В.В., учитель цветоводства

Смоленск

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Настоящая программа создана в полном соответствииспроектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

Пояснительная записка

  Программа предназначена для учащихся 9-11 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Данный курс предполагает углубление знаний учащихся о строении и жизнедеятельности основных органов и организма человека в целом,  приобретение практических навыков по оказанию первой медицинской помощи, изучение основ валеологии и охраны здоровья. Сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, о вреде курения, употреблении спиртных напитков, наркомании, токсикомании. Обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма, нормальной жизнедеятельности, соблюдение правил личной гигиены. Также большое внимание уделяется знанию правил дорожного движения, поведению в общественных местах, в местах большого скопления людей. Уделяется внимание поведению учащихся в экстремальных ситуациях, в ситуациях угрозы террористических актов.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Программа «Человек и окружающая среда» составлено на основе программы Е.А. Терпуговой «Валеологическое воспитание» и Абатуровой В.В. «Человек и окружающая среда»

     Программа состоит из 4 разделов:

  1. Валеология. Понятие «здоровье».
  2. Познавательные сведения о человеке. Охрана здоровья.
  3. Здоровый образ жизни.
  4. Человек и общество.

     1. Валеология. Понятие «здоровье».

Валеология- наука о здоровье. Человек в окружающем мире. Виды здоровья: соматическое, физическое, психическое, психологическое, социальное.

     Практическая работа – ведение дневника здоровья (температура тела, давление, самочувствие).

Расы. Распространение рас по земному шару. Признаки рас.

     2. Познавательные сведения о человеке. Охрана здоровья.

Наследственность и здоровье, условия его сохранения. Факторы, влияющие на сохранение здоровья. Физическое, психическое, психологическое состояние здоровья. Окружающие люди и наше здоровье.Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания.Вода и пища. Правильное питание. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

 Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

 Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Значение режима дня для сохранения здоровья.     Практические работы:

  1. Правильное дыхание.
  2. Составление меню по принципам здорового питания на день, на неделю.
  3. Гимнастика для суставов.
  4. Измерение пульса и давления.
  5. Комплекс упражнений «Если нервы на пределе».

Комплекс упражнений для укрепления глазных мышц.

3. Здоровый образ жизни.

Личная гигиена. Уход за кожей лица и тела. Двигательная активность. Утренняя гимнастика. Роль утренней гимнастики для ведения здорового образа жизни. Закаливание. Правила закаливания. Отказ от вредных привычек.

     Практические работы:

  1. Гигиена полости рта.
  2. Комплекс упражнений утренней гимнастики.

4. Человек и общество.

Эмоциональное здоровье. Положительные и отрицательные эмоции, влияние эмоций на здоровье человека. Общение с людьми – важное умение. Основы общения с людьми. Социальное здоровье. Понятие гражданина. Позиция гражданина. Правила  дорожного движения. Экстремальные ситуации. Правила поведения при угрозе террористических актов.

     Практические работы:

  1. Определение своего настроения.
  2. Развитие коммуникативных навыков.

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • основные санитарно-гигиенические правила;
  • виды здоровья;
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • основы здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила;

уметь правильно вести себя в экстремальных ситуациях.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, ее анализу. Составлению отчетов. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, наглядных пособий, презентаций и экскурсий.     Программа расчитана на учащихся 10-11 класса, возраст детей  16-17 лет.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.

Тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Форма проведения

Цели деятельности педагога

Планируемые результаты

1

2

3

4

5

Вводное занятие

Рассказ, беседа

- познакомить уч-ся с программой по здоровьесбережению (раскрыть актуальность, цели, задачи, основные направления работы, формы проведения занятий)

- Знать, что такое здоровьесбережение, о важности ведения здорового образа жизни;

- Осознать цели и задачи программы;

- иметь представление об основных направлениях и содержании работы

Раздел 1 Валеология. Понятие «здоровье».

Валеология- наука о здоровье.

Рассказ, беседа

- познакомить уч-ся с понятием «валеология» (раскрыть актуальность этой темы)

- раскрыть ценность хорошего здоровья.

- иметь представление о понятии «валеология»

- осознать ценность и значение хорошего здоровья

Ведение дневника здоровья

Практическая работа

- научить учащихся контролировать свое самочувствие;

- познакомить с ведением дневника, с записью данных о самочувствии

- уметь оценивать и контролировать свое самочувствие;

- научиться вести  дневник здоровья с записями о своем самочувствии

Человек в окружающем мире.

Лекция с элементами беседы

- познакомить учащихся с тем, какое место занимает человек в окружающем мире;

- помочь выработать  осознанное отношение к роли человека в окружающем мире

- иметь представление о том, какое место занимает человек в окружающем мире;

-  выработать  осознанное отношение к роли человека в окружающем мире

Виды здоровья: соматическое, физическое, психическое, психологическое, социальное.

Лекция с элементами беседы

- раскрыть понятия о видах здоровья (соматическое, физическое, психическое, социальное);

- изучить виды здоровья и помочь понять учащимся свои проблемы со здоровьем

- познакомиться с  понятиями о видах здоровья (соматическое, физическое, психическое, социальное);

- знать виды здоровья и понять  свои проблемы со здоровьем

Расы. Распространение рас по земному шару.

Лекция, презентация

- познакомить учащихся с расами;

- познакомить учащихся с распространением рас по земному шару

- иметь представление о  расах;  иметь представление о распространении рас по земному шару

Эволюция человека.

Беседа с презентацией

- раскрыть понятие эволюция;

- познакомить учащихся с разными взглядами на эволюцию

- иметь представление об эволюции;

- иметь представление о  разных  взглядах ученых  на эволюцию

Место человека в системе органического мира

Экскурсия в исторический музей

- познакомить учащихся с историей развития органического мира;

- помочь учащимся понять о месте человека в органическом мире на примере экспонатов исторического музея

- знать  историю развития органического мира;

- знать о месте человека в органическом мире на примере экспонатов исторического музея

Урок обобщения.

тестирование

- закрепить полученные знания

- проверить себя на тестировании о полученных знаниях

Раздел 2 Познавательные сведения о человеке. Охрана здоровья

Наследственность и здоровье.

Лекция с элементами беседы

- познакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье человека;

- определить роль наследственности в здоровье;

- познакомить  с болезнями, передающими по наследству

- иметь представление о факторах, влияющих на здоровье человека;

- знать о роли наследственности в здоровье;

- знать о   болезнях, передающихся по наследству

Дыхание. Профилактика заболеваний, передающихся воздушным путем

Лекция, практическая работа

- познакомить учащихся с перечнем заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

- познакомить учащихся с элементами правильного дыхания

- иметь представление о  перечне заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

-  уметь правильно дышать

Правильное питание.

Лекция и презентация

- познакомить учащихся с понятием правильное понятие;

- знать что такое правильное понятие

Еда-наш друг, еда-наш враг

Лекция с элементами беседы

- углубить знания о еде, вредной и полезной;

- научить выбирать правильную безопасную еду в супермаркетах

- иметь представление  об еде, вредной и полезной;

- уметь выбирать правильную безопасную еду в супермаркете

Пищевые добавки

Лекция с элементами беседы

- познакомить учащихся с пищевыми добавками, которые используют в современном производстве;

- научить читать надписи  этикеток на продуктах

- знать  пищевые добавками, которые используют в современном производстве;

- уметь читать надписи  этикеток на продуктах

Профилактика пищевых отравлений и предупреждение глистных заболеваний

Лекция, презентация

- предупредить учащихся о возможности пищевых отравлений;

-  предупредить учащихся о возможности глистных заболеваний;

- дать учащимся знания о профилактике отравлений и глистных заболеваний

- знать о возможности пищевых отравлений;

-  знать о возможности глистных заболеваний;

-  знать о профилактике отравлений и глистных заболеваний

Вода и пища. Правильное питание.

Лекция с элементами беседы

- углубить знания о воде и пище, их значении в поддержании здорового образа жизни;

- познакомить учащихся с понятием правильное питание

- иметь представление о воде и пище, их значении в поддержании здорового образа жизни;

- иметь представление о правильном  питании

Составление меню по принципам здорового питания на день, неделю.

Практическая работа

- научить учащихся составлять меню по принципам здорового питания;

- научиться составлять меню по принципам здорового питания на день, неделю.

Определение качества меда

Практическая работа

- научить учащихся по определенной технологии определять качество меда

- научиться по определенной технологии определять качество меда

Опорно-двигательная система.

Лекция с элементами беседы

- дать учащимся знания о опорно-двигательной системе, ее значении, эволюции;

- углубить знания о суставах, связках, мышцах

- иметь представление о опорно-двигательной системе, ее значении, эволюции;

- иметь  знания о суставах, связках, мышцах, их поддержании в рабочем состоянии

Гимнастика для суставов.

Практическая работа

- научить учащихся упражнениям по поддержанию суставов в хорошем подвижном состоянии

- иметь представление о упражнениях по поддержанию суставов в хорошем подвижном состоянии

Сердечно-сосудистая система.

Лекция с элементами беседы

- углубить знания учащихся о строении сердечно-сосудистой системы, ее значении в жизни человека

- знать  о строении сердечно-сосудистой системы, ее значении в жизни человека

Измерение пульса и давления.

Практическая работа

- научить учащихся самостоятельно уметь измерять пульс и давление с помощью современных аппаратов

- научиться  самостоятельно измерять пульс и давление с помощью современных аппаратов

Нервная система. Значение режима дня для сохранения здоровья.

Лекция с элементами беседы

- углубить знания о строении нервной системы;

- познакомить со значением режима для сохранения здоровья

- иметь представление о строении нервной системы;

- знать о  значении режима для сохранения здоровья

Комплекс упражнений «Если нервы на пределе».

Практическая работа

- научить учащихся комплексу упражнений по приведению нервной системы в порядок

-уметь  приводить нервную систему в состояние душевной стабильности

Комплекс упражнений для укрепления глазных мышц.

Практическая работа

- помочь учащимся освоить комплекс упражнений для укрепления глазных мышц

- освоить комплекс упражнений для укрепления глазных мышц

Раздел 3. Здоровый образ жизни.

Личная гигиена. Уход за кожей лица и тела.

Лекция с элементами беседы

- углубить знания  о личной гигиене (чистота тела, волос, лица);

- познакомить учащихся с основными правилами ухода за кожей лица и тела

-  знать  о личной гигиене (чистота тела, волос, лица);

- иметь представление об  основных правилах ухода за кожей лица и тела

Гигиена полости рта.

Практическая работа

- помочь учащимся освоить основы правильной чистки зубов и ухода за полостью рта

- освоить основы правильной чистки зубов и ухода за полостью рта

Двигательная активность.

Лекция с элементами беседы

- углубить знания учащихся о необходимости двигательной активности

- иметь представление о необходимости двигательной активности

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Практическая работа

- Помочь учащимся запомнить комплекс упражнений утренней гимнастики

- запомнить комплекс упражнений утренней гимнастики и выполнять его каждое утро

Закаливание.

Презентация

- познакомить учащихся с основами закаливания организма человека;

- познакомить с + и - закаливания

- знать основы закаливания организма человека;

- иметь представление о   + и - закаливания

Отказ от вредных привычек.

Беседа с презентацией

- показать учащимся, какой вред может нанести курение, алкоголь, наркотики;

- познакомить с приемами отказа от вредных привычек

- знать о вреде  курения, приема алкоголя, наркотиков;

- иметь представление о приемах отказа от

вредных привычек

Раздел      4. Человек и общество.

Эмоциональное здоровье.

Лекция с элементами беседы

- дать учащимся знания об эмоциональном здоровье;

- познакомить с положительными и отрицательными эмоциями человека и их влиянии на общее самочувствие

- иметь представление об эмоциональном здоровье;

- знать положительные и отрицательные эмоции человека и их влиянии на общее самочувствие

Определение своего настроения.

Анкетирование

- помочь детям с помощью анкетирования определить свое настроение

- уметь помощью анкетирования определить свое настроение

Общение с людьми – важное умение.

Беседа

- помочь детям понять, что общение с людьми очень важное умение;

- познакомить с основными приемами ведения беседы

- иметь представление о том, что общение с людьми очень важное умение;

- знать основные приемы  ведения беседы

Развитие коммуникативных навыков.

Лекция с элементами практической работы

- дать знания об особенностях развития коммуникативных навыков;

- познакомить с основными навыками коммуникативного мышления

-  знать об особенностях развития коммуникативных навыков;

- иметь представления об основных навыках коммуникативного мышления-

Социальное здоровье. Позиция гражданина.

Лекция с элементами беседы

- раскрыть понятие социальное здоровье;

- помочь учащимся понять о гражданской позиции

- иметь представление о понятии социальное здоровье;

- иметь представление о гражданской позиции

Обобщающий урок.

Тестирование

- закрепить представление о полученных понятиях  и знаниях

- знать основные понятия о здоровом образе жизни и уметь претворять их в жизни

Материально-техническое обеспечение программы.

-  ТСО (мультимедиа, презентации)

- бумага,  анкеты

Список литературы

  1.  «Человек, его здоровье и окружающая среда» под редакцией Д.П. Гольневой/  Челябинск, 2002
  2. «Биология. Задания и упражнения» под редакцией Т.Л. Богдановой/  М. Высшая школа,2004
  3. «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии» под редакцией А.П. Анастасовой/ М. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Среда здоровьесбережения на уроках информатики и ИКТ

Здоровьесберегательная педагогика - это основа новой школы. Задача каждого педагога не только повысить качество знаний, но и сохранить здоровье подрастающему поколению, повысить культуру здоровья. Уче...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа факультатива "Окружающий мир и я" для 5 класса по ФГОС

Данный факультатив "Окружающий мир и я"  разработан с учетом новых требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения и предназначен...

Рабочая программа по окружающему миру 2 кл.

рабочая программа по окружающему миру 2 кл. Плешаков.ФГОС...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Игра – среда здоровьесбережения.»

Забота о здоровье- этоважнейший труд воспитателяОт жизнерадости, бодрости детейзависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы....