тЕХНОЛОГИЯ 6 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
материал

Григорьева Наталия Владимировна

сИСТЕМА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ РАЗНЫХ  ГРУПП ЗВУКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_art.gimnastika.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №12 С/П Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»

Логопедические технологии.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Подготовила: учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Григорьева Н.В.

2022г.

-1-

Технология развития артикуляционной моторики.

      Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе  речевой деятельности. У ребенка. Имеющего общее недоразвитие речи(ОНР)  вследствие недоразвития или мозгового поражения , нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию  подвижности органов артикуляции проходит по следующим направлениям:

-проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры,

-проведение борьбы по борьбе с саливацией,

-проведение артикуляционной гимнастики.

          1. Логопедический массаж.

Массаж- это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж является фоновой процедурой, улучшающей питание тканей. Массируя кожу, мы воздействуем на все  ее слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразлучно связана.   Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также замедляется уже развившаяся гипотрофия.

     Массаж оказывает существенное влияние на суставы. Под действием массажа улучшается кровоснабжение сустава и укрепляется его связочный аппарат.

Нервная система первая воспринимает действие массажа, так как в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер. Продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.

Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при ео повреждении, предупреждая или уменьшая вазомоторные чувствительные и трофические расстройства.

Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего

-2-

происходит усиленный газообмен между кровью и тканью(кислородная терапия).

      Положение ребенка при массаже-лежа или полулежа на спине: руки вытянуты вдоль туловища, стопы свисают за край массажной кушетки. Основные цели логопедического массажа:

  1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата(синкинезии, гиперкинезы. Судороги).
  4. Стимуляция проприоцептивных нарушений,
  5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
  6. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  7. Формирование произвольных , координированных движений органов артикуляции.

Методические указания к проведению расслабляющего массажа:

  1. Массаж производится в медленном темпе.
  2. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса может быть следующая:

-мышцы шеи и плечевого пояса,

-мимическая мускулатура,

-мышцы губ,

-мышцы языка.

Методические указания к проведению активизирующего массажа:

  1. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичны.
  2. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса может быть следующая:

-мимическая мускулатура,

-мышцы губ,

-мышцы языка,

Мышцы шеи и плечевого пояса.

-3-

Техники массажа.

СИЛА МАССАЖА- это сила давления, которую  руки массажиста оказывают на тело массируемого.  Она может быть большой(глубокий массаж), среднй и малой(поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.

ТЕМП МАССАЖА может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.

Чем длительней массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.

ПРИЕМЫ МАССАЖА:

-поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное,

-растирание,

-разминание,

-вибрация и поколачивание,

Плотное нажатие.

 Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

 

Массаж лобной области. При массаже лобной области производят:

-поглаживание плоскостное. Глажение в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала роста волос, от середины лба к височным долям,

-растирание прямолинейное(продолное и поперечное), круговое, спиралевидное,

-разминание-надавливание прерывистое, щипцеобразное. Пощипывание большим и указательным пальцем по всей поверхности лобной области,

-вибрацию- «пальцевой душ».

Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.

Массаж области глазницы. Производят:

-поглаживание в верхней части орбиты по направлению к височным областям, в нижней части орбиты по направлению к переносице, к внутреннему краю глаза, плоскостное, щипцеобразное.

-растирание прямолинейное, круговое по тем же линиям,

-разминание-надавливание, в верхней части орбиты щипцеобразное, в нижней-по направлению к переносице,

-вибрацию-поколачивание пальцами.

Массаж щек.  При массаже щек производят:

-поглаживание по направлению к ушным раковинам, плоскостное, щипцеобразное, глажение,

-растирание круговое, прямолинейное, спиралевидное, пиление,

-разминание щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение.

-вибрацию-«пальцевой душ».

Массаж области носа. Производят:

-поглаживание плоскостное, щипцеобразное,

-растирание-прямолинейное, круговое, щипцеобразное, штрихование, разминание-надавливание, щипцеобразное,

-вибрацию-сотрясение концевыми фалангами большого и указательных пальцев.

Все движения проводят от кончика носа к переносице.

Массаж области рта и подбородка. Производят:

-поглаживание от средней линии по нижнему краю челюсти к заушным областям
-растирание-круговое, прямолинейное, спиралевидное, штрихование, щипцеобразное,

-разминание-надавливание, растяжение, сдвигание,

-вибрация-«пальцевой душ», похлопывание.

  Все приемы чередуют с поглаживанием, при массаже носогубной складки движения проводят от нижней части середины подбородка к носогубным складкам до крыльев носа.

Массаж языка.  Проводят:

- поглаживание плоскостное(лучше проводить зубной щеткой) снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса,

-растирание спиралевидное, круговое; все приемы проводить переступанием и глажением;

-разминание-надавливание прерывистое, щипцеобразное, пощипывание большим и указательным пальцем, снизу вверх при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса.;

-вибрацию-« пальцевой душ».

Все приемы чередуются с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.

Массаж подъязычной связки. Производят:

-поглаживание плоскостное(лучше проводить зубной щеткой),

-растирание, разминание, перетирание. Большим и указательным пальцами логопед обхватывает уздечку и производит прямолинейное, круговое спиралевидное растирание, разминание, перетирание. Все приемы проводить переступанием, глажением, сверху вниз и снизу вверх.

Массаж ушных раковин. Производят:

-плоскостное поглаживание точки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины,

-растирание,

-разминание-щипцеобразное надавливание,

-вибрацию с использованием приспособлений.

4

Точечный массаж.

Точечное воздействие на биологически активные точки вызывает местную, сегментарную и общую реакции организма.

Местная реакция-это реакция локального характера в месте воздействия. Под действием точечного воздействия локально изменяется сосудистый тонус, повышается местная температура кожи.  В зависимости от техники воздействия метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при нарушении мышечного тонуса, при повышении его применяется «тормозной», «седативный» метод-находят необходимую точку, в течение5-6 сек. Производя вращательные движения по часовой стрелке, углубляются, надавливая на эту точку и постепенно наращивая усилия, фиксируя достигнутый уровень на 1-2 сек, производят противоположные движения, »вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшают постепенно силу надавливания, выполняя вращение в течение 5-6 сек. Затем, не отрывая пальца от фиксируемой точки, данный цикл движения повторяют в зависимости от рекомендаций по терапии( при воздействии в течение 1 мин. Седативным способом производят 4 входа-выхода, каждый по 15 сек., если необходимо воздействовать 2 минуты, то производят 8 входов-выходов).  С каждым воздействием усилия надавливания на точку увеличиваются в зависимости от предусмотренных ощущений у массируемого(растирание, онемение, болезненность, тепло и др.)

    При явлениях пониженного тонуса применяется» стимулирующая» (тонизирующая, возбуждающая) техника точечного массажа: находят точку, затем в течение 3-4 сек   проводят вращательные движения по часовой стрелке, запятая ,»ввинчивая» палец с надавливанием на точку, а затем массирующий палец резко отрывают от точки, наподобие того, как птица бьет клювом; данное движение повторяют 8-10 раз  в одной точке, что составляет 40-60 сек воздействия.  Симметричные точки массируют попарно и одновременно. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1 и 2м курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3м перерыв может составить около 3х месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3-6 месяцев. Сеансы массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа не должен превышать трех дней.   В  логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек(БАТ) , в зависимости от поставленных целей.

Комплекс БАТ для нормализации состояния мышц артикуляционной мускулатуры:

-А-одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды,

-Б-точка в центре носогубной складки,

-В-парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка,

-Г-парные точки на 1 см по диагонали от рыла носа, примерно посередине носогубной складки. Чуть выше ее.

-Д-парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной линии с точками Б.

Метод массажа БАТ выгодно отличается от других относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной действия, возможностью применения как в доврачебной практике, так и во время лечения Разновидности точечного массажа могут быть применены в комплексе с лечебной терапией.

Зондовый массаж.

 Логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме-расслабление мышц артикуляционного аппарата, при  паретичной-их укрепление. Массаж зондами:

-игольчатый зонд-хаотичный обкол щек, губ, языка,

-«лопаточка»-вибрация щек, губ , языка,

-зонд «салазки»-поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз.

-«рябящий» зонд-постукивающие движения,

-зонд «толкач»-разминание.

Данный массаж хорошо проводить при помощи обрезанной зубной щетки. Движения те  же, что при логопедическом массаже. Массаж лица, в который входит расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания, расслабление языка, расслабление губ, шейной мускулатуры. Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не более 5 минут. Массаж, кроме нормализации мышечного тонуса языка. Губ, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры(речевых кинестезий).При ассиметриях тонуса мышц артикуляции массаж проводится гиперкоррекцией соответствующей стороны-на пораженной стороне-больше движений.  Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей речевых мышц и включения их в процесс произношения.


5

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения  в  функционировании органов артикуляции. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится  артикуляционная гимнастика-подготовительные упражнения.  

Цель артикуляционной гимнастики-выработка правильных, полноценных  движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение   простых движений в сложные- артикуляционные уклады различных фонем.   Как правило, упражнять ребенка в необходимо лишь в тех движениях. Которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого отдельного звука.

   Всю систему артикуляционной гимнастики(АГ) можно разделить на два вида упражнений- статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Это вызывает у ребенка  интерес к упражнению и экономит время, так как логопеду не надо каждый раз  объяснять способы выполнения, а достаточно сказать6 ПОИГРАЕМ В БАРАБАН(ЛОШАДКУ) и т.д.

СТАТИЧЕСКИЕ ПОДГО ОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

 «Лопаточка»: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Чашечка»6рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам. Удерживать в таком положении 10-15 сек.

«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать 15 сек.

«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в этом положении 15 сек.

« Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые  края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

 Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно, по 8-10 раз.

6

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком  из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Проделать 10-15 раз.

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая языка, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. Кончик языка не должен отрываться от неба.

«»Качели». Высунуть узкий язык. Тянуть язык попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10-15 раз.

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык. Облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

«Змейка». Рот широко открыт. Язык максимально высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Максимально выдвигать вперед и задвигать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

«Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Менять направления. Повторить 10 раз.

«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.

Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить АГ нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 сек.
  4. При отборе упражнений для АГ надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых 3-4 упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  6. АГ выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, конечности находятся в спокойном положении.

7

  1. Ребенок должен видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения АГ  должны находиться перед настенным зеркалом.
  2. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий АГ, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность. Темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Важно следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой половине лица. В противном случае АГ не достигает своей цели.

  1.  Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему(шпателем, зондом, чайной ложкой).
  2. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал нижнюю губу, ее можно намазать медом, вареньем и т.п.

Сначала при выполнении движений наблюдается напряженность органов артикуляции. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические, так  динамические упражнения.  Регулярное выполнение АГ  помогает:

-улучшить кровоснабжение органов артикуляции,

-улучшить подвижность артикуляционных органов,

-укрепить мышечную систему языка, гуБ. Щек,

-научить ребенка удерживать определенную позу,

-увеличить амплитуду движений,

-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ .

ТЕМА:» ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л»

Подготовила и провела: учитель-логопед высшей квалификационной категории Григорьева Н.В.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

–Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый звук. Ты  хочешь научиться красиво говорить? А сказки любишь? Вот сначала послушай сказку о веселом язычке.

  1. Подготовка к постановке звука Л.

-Жи-был на свете  Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. Как называется этот домик?(рот). Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко-закрыл(соответствующие движения), посмотрел направо-налево, не идет ли кто. Глянул наверх светит ли солнышко) посмотрел вниз-нет ли луж?    

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто « Давай я тебе помогу»,-сказал Язычок. (упражнение МЕСИМ ТЕСТО).

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение БЛИНЧИК.  

Язычок поблагодарил маму и побежал играть во двор. Во дворе стоит высокий забор.(Упражнение ЗАБОР)

Захотелось Язычку покататься на качелях: вверх-вниз! Упражнение КАЧЕЛИ.

Слез  Язычок с качелей и вдруг увидел сердитого индюка. (Упражнение ИНДЮК)

Испугался Язычок и убежал домой.  Мама предложила поиграть в игру ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.( взрослый просит воспроизвести ритмический рисунок).

   Язычку захотелось поиграть с игрушками. Он взял свою любимую игрушку и стал с ней играть(упражнение  ПАРОХОД ГУДИТ)

  1. Постановка звука Л.

-ГУБЫ УЛЫБНУЛИСЬ, ЗУБЫ ЗАБОРЧИКОМ, ШИРОКИЙ КОНЧИК ЯЗЫКА УПМРАЕТСЯ В ВЕРХНИЕ ЗЦБЫ, ГРОМКО ТЯНЕМ ЗВУК ы. Получился новый  звук, попробуй еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Произнеси его еще раз.

ФИЗМИНУТКА.

  1. Развитие логического мышления: игра «4ый лишний( по картинкам).
  2. Развитие мелкой моторики.  Задание: обвести по  очкам и раскрасить картинку. Что получилось?(пароход) Как гудит пароход?(ЛЛЛЛЛЛЛ). Повторение артикуляции.
  3. Итог занятия.

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ АГ НА ПОСТАНОВКУ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ.

ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ  С   З   Ц:

-Накажем непослушный язычок

-Лопатка

-Качели

-Почистим зубы,

-Часики

-Змейка

-Иголочка,

-Загнать мяч в ворота.

-Подуем через трубочку.

ПОСТАНОВКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш Ж Ч Щ:

2Лопатка,

-Чашечка,

-Маляры,

-Грибок

-Гармошка.

-Вкусное варенье

-Фокус.

ПОСТАНОВКА СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Л,ЛЬ:

-Лопатка,

-Вкусное варенье,

-Лошадка,

-Пароход гудит.

-Индюк

-Жвачка.

ПОСТАНОВКА СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Р,РЬ.

-Лопатка.

-Вкусное варенье

-Чьи зубы чище?

-Индюк

-Лошадка.

-Фырканье.

-Барабан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для артикуляционной гимнастики

Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...

Артикуляционная гимнастика с опорными картинками

Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....

Презентация "Артикуляционная гимнастика"

Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

Памятка "Нетрадиционные технологии проведения артикуляционной гимнастики."

Данная памятка поможет учителям-логопедам использовать в работе нетрадиционные технологии проведения артикуляционной гимнастики,позволяющие разнообразить коррекционно-развивающую работу с детьми с раз...

Игровые технологии в развитии речи дошкольников. Вязаная артикуляционная гимнастика.

  Лучше всего показ правильного артикуляционного уклада осуществлять в игровой форме с использованием наглядных дидактических пособий.В данной статье рассказывается о вязаных игрушках,для ...