тЕХНОЛОГИЯ 6 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
материал
сИСТЕМА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_art.gimnastika.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №12 С/П Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»
Логопедические технологии.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Подготовила: учитель-логопед
Высшей квалификационной категории
Григорьева Н.В.
2022г.
-1-
Технология развития артикуляционной моторики.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка. Имеющего общее недоразвитие речи(ОНР) вследствие недоразвития или мозгового поражения , нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию подвижности органов артикуляции проходит по следующим направлениям:
-проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры,
-проведение борьбы по борьбе с саливацией,
-проведение артикуляционной гимнастики.
1. Логопедический массаж.
Массаж- это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж является фоновой процедурой, улучшающей питание тканей. Массируя кожу, мы воздействуем на все ее слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразлучно связана. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также замедляется уже развившаяся гипотрофия.
Массаж оказывает существенное влияние на суставы. Под действием массажа улучшается кровоснабжение сустава и укрепляется его связочный аппарат.
Нервная система первая воспринимает действие массажа, так как в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер. Продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.
Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при ео повреждении, предупреждая или уменьшая вазомоторные чувствительные и трофические расстройства.
Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего
-2-
происходит усиленный газообмен между кровью и тканью(кислородная терапия).
Положение ребенка при массаже-лежа или полулежа на спине: руки вытянуты вдоль туловища, стопы свисают за край массажной кушетки. Основные цели логопедического массажа:
- Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
- Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
- Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата(синкинезии, гиперкинезы. Судороги).
- Стимуляция проприоцептивных нарушений,
- Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
- Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
- Формирование произвольных , координированных движений органов артикуляции.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
- Массаж производится в медленном темпе.
- Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса может быть следующая:
-мышцы шеи и плечевого пояса,
-мимическая мускулатура,
-мышцы губ,
-мышцы языка.
Методические указания к проведению активизирующего массажа:
- Движения логопеда должны быть достаточно ритмичны.
- Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса может быть следующая:
-мимическая мускулатура,
-мышцы губ,
-мышцы языка,
Мышцы шеи и плечевого пояса.
-3-
Техники массажа.
СИЛА МАССАЖА- это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой(глубокий массаж), среднй и малой(поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.
ТЕМП МАССАЖА может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.
Чем длительней массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.
ПРИЕМЫ МАССАЖА:
-поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное,
-растирание,
-разминание,
-вибрация и поколачивание,
Плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Массаж лобной области. При массаже лобной области производят:
-поглаживание плоскостное. Глажение в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала роста волос, от середины лба к височным долям,
-растирание прямолинейное(продолное и поперечное), круговое, спиралевидное,
-разминание-надавливание прерывистое, щипцеобразное. Пощипывание большим и указательным пальцем по всей поверхности лобной области,
-вибрацию- «пальцевой душ».
Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.
Массаж области глазницы. Производят:
-поглаживание в верхней части орбиты по направлению к височным областям, в нижней части орбиты по направлению к переносице, к внутреннему краю глаза, плоскостное, щипцеобразное.
-растирание прямолинейное, круговое по тем же линиям,
-разминание-надавливание, в верхней части орбиты щипцеобразное, в нижней-по направлению к переносице,
-вибрацию-поколачивание пальцами.
Массаж щек. При массаже щек производят:
-поглаживание по направлению к ушным раковинам, плоскостное, щипцеобразное, глажение,
-растирание круговое, прямолинейное, спиралевидное, пиление,
-разминание щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение.
-вибрацию-«пальцевой душ».
Массаж области носа. Производят:
-поглаживание плоскостное, щипцеобразное,
-растирание-прямолинейное, круговое, щипцеобразное, штрихование, разминание-надавливание, щипцеобразное,
-вибрацию-сотрясение концевыми фалангами большого и указательных пальцев.
Все движения проводят от кончика носа к переносице.
Массаж области рта и подбородка. Производят:
-поглаживание от средней линии по нижнему краю челюсти к заушным областям
-растирание-круговое, прямолинейное, спиралевидное, штрихование, щипцеобразное,
-разминание-надавливание, растяжение, сдвигание,
-вибрация-«пальцевой душ», похлопывание.
Все приемы чередуют с поглаживанием, при массаже носогубной складки движения проводят от нижней части середины подбородка к носогубным складкам до крыльев носа.
Массаж языка. Проводят:
- поглаживание плоскостное(лучше проводить зубной щеткой) снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса,
-растирание спиралевидное, круговое; все приемы проводить переступанием и глажением;
-разминание-надавливание прерывистое, щипцеобразное, пощипывание большим и указательным пальцем, снизу вверх при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса.;
-вибрацию-« пальцевой душ».
Все приемы чередуются с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.
Массаж подъязычной связки. Производят:
-поглаживание плоскостное(лучше проводить зубной щеткой),
-растирание, разминание, перетирание. Большим и указательным пальцами логопед обхватывает уздечку и производит прямолинейное, круговое спиралевидное растирание, разминание, перетирание. Все приемы проводить переступанием, глажением, сверху вниз и снизу вверх.
Массаж ушных раковин. Производят:
-плоскостное поглаживание точки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины,
-растирание,
-разминание-щипцеобразное надавливание,
-вибрацию с использованием приспособлений.
4
Точечный массаж.
Точечное воздействие на биологически активные точки вызывает местную, сегментарную и общую реакции организма.
Местная реакция-это реакция локального характера в месте воздействия. Под действием точечного воздействия локально изменяется сосудистый тонус, повышается местная температура кожи. В зависимости от техники воздействия метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при нарушении мышечного тонуса, при повышении его применяется «тормозной», «седативный» метод-находят необходимую точку, в течение5-6 сек. Производя вращательные движения по часовой стрелке, углубляются, надавливая на эту точку и постепенно наращивая усилия, фиксируя достигнутый уровень на 1-2 сек, производят противоположные движения, »вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшают постепенно силу надавливания, выполняя вращение в течение 5-6 сек. Затем, не отрывая пальца от фиксируемой точки, данный цикл движения повторяют в зависимости от рекомендаций по терапии( при воздействии в течение 1 мин. Седативным способом производят 4 входа-выхода, каждый по 15 сек., если необходимо воздействовать 2 минуты, то производят 8 входов-выходов). С каждым воздействием усилия надавливания на точку увеличиваются в зависимости от предусмотренных ощущений у массируемого(растирание, онемение, болезненность, тепло и др.)
При явлениях пониженного тонуса применяется» стимулирующая» (тонизирующая, возбуждающая) техника точечного массажа: находят точку, затем в течение 3-4 сек проводят вращательные движения по часовой стрелке, запятая ,»ввинчивая» палец с надавливанием на точку, а затем массирующий палец резко отрывают от точки, наподобие того, как птица бьет клювом; данное движение повторяют 8-10 раз в одной точке, что составляет 40-60 сек воздействия. Симметричные точки массируют попарно и одновременно. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.
Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1 и 2м курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3м перерыв может составить около 3х месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3-6 месяцев. Сеансы массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа не должен превышать трех дней. В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек(БАТ) , в зависимости от поставленных целей.
Комплекс БАТ для нормализации состояния мышц артикуляционной мускулатуры:
-А-одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды,
-Б-точка в центре носогубной складки,
-В-парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка,
-Г-парные точки на 1 см по диагонали от рыла носа, примерно посередине носогубной складки. Чуть выше ее.
-Д-парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной линии с точками Б.
Метод массажа БАТ выгодно отличается от других относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной действия, возможностью применения как в доврачебной практике, так и во время лечения Разновидности точечного массажа могут быть применены в комплексе с лечебной терапией.
Зондовый массаж.
Логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме-расслабление мышц артикуляционного аппарата, при паретичной-их укрепление. Массаж зондами:
-игольчатый зонд-хаотичный обкол щек, губ, языка,
-«лопаточка»-вибрация щек, губ , языка,
-зонд «салазки»-поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз.
-«рябящий» зонд-постукивающие движения,
-зонд «толкач»-разминание.
Данный массаж хорошо проводить при помощи обрезанной зубной щетки. Движения те же, что при логопедическом массаже. Массаж лица, в который входит расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания, расслабление языка, расслабление губ, шейной мускулатуры. Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не более 5 минут. Массаж, кроме нормализации мышечного тонуса языка. Губ, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры(речевых кинестезий).При ассиметриях тонуса мышц артикуляции массаж проводится гиперкоррекцией соответствующей стороны-на пораженной стороне-больше движений. Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей речевых мышц и включения их в процесс произношения.
5
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в функционировании органов артикуляции. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика-подготовительные упражнения.
Цель артикуляционной гимнастики-выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные- артикуляционные уклады различных фонем. Как правило, упражнять ребенка в необходимо лишь в тех движениях. Которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого отдельного звука.
Всю систему артикуляционной гимнастики(АГ) можно разделить на два вида упражнений- статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Это вызывает у ребенка интерес к упражнению и экономит время, так как логопеду не надо каждый раз объяснять способы выполнения, а достаточно сказать6 ПОИГРАЕМ В БАРАБАН(ЛОШАДКУ) и т.д.
СТАТИЧЕСКИЕ ПОДГО ОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Лопаточка»: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Чашечка»6рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам. Удерживать в таком положении 10-15 сек.
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать 15 сек.
«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в этом положении 15 сек.
« Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно, по 8-10 раз.
6
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.
«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Проделать 10-15 раз.
«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая языка, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. Кончик языка не должен отрываться от неба.
«»Качели». Высунуть узкий язык. Тянуть язык попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10-15 раз.
«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык. Облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
«Змейка». Рот широко открыт. Язык максимально высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Максимально выдвигать вперед и задвигать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
«Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Менять направления. Повторить 10 раз.
«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.
Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
- Проводить АГ нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 сек.
- При отборе упражнений для АГ надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых 3-4 упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
- АГ выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, конечности находятся в спокойном положении.
7
- Ребенок должен видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения АГ должны находиться перед настенным зеркалом.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий АГ, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность. Темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Важно следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой половине лица. В противном случае АГ не достигает своей цели.
- Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему(шпателем, зондом, чайной ложкой).
- Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал нижнюю губу, ее можно намазать медом, вареньем и т.п.
Сначала при выполнении движений наблюдается напряженность органов артикуляции. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические, так динамические упражнения. Регулярное выполнение АГ помогает:
-улучшить кровоснабжение органов артикуляции,
-улучшить подвижность артикуляционных органов,
-укрепить мышечную систему языка, гуБ. Щек,
-научить ребенка удерживать определенную позу,
-увеличить амплитуду движений,
-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.
8
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ .
ТЕМА:» ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л»
Подготовила и провела: учитель-логопед высшей квалификационной категории Григорьева Н.В.
Ход занятия.
- Организационный момент.
–Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый звук. Ты хочешь научиться красиво говорить? А сказки любишь? Вот сначала послушай сказку о веселом язычке.
- Подготовка к постановке звука Л.
-Жи-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. Как называется этот домик?(рот). Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко-закрыл(соответствующие движения), посмотрел направо-налево, не идет ли кто. Глянул наверх светит ли солнышко) посмотрел вниз-нет ли луж?
Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто « Давай я тебе помогу»,-сказал Язычок. (упражнение МЕСИМ ТЕСТО).
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение БЛИНЧИК.
Язычок поблагодарил маму и побежал играть во двор. Во дворе стоит высокий забор.(Упражнение ЗАБОР)
Захотелось Язычку покататься на качелях: вверх-вниз! Упражнение КАЧЕЛИ.
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел сердитого индюка. (Упражнение ИНДЮК)
Испугался Язычок и убежал домой. Мама предложила поиграть в игру ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.( взрослый просит воспроизвести ритмический рисунок).
Язычку захотелось поиграть с игрушками. Он взял свою любимую игрушку и стал с ней играть(упражнение ПАРОХОД ГУДИТ)
- Постановка звука Л.
-ГУБЫ УЛЫБНУЛИСЬ, ЗУБЫ ЗАБОРЧИКОМ, ШИРОКИЙ КОНЧИК ЯЗЫКА УПМРАЕТСЯ В ВЕРХНИЕ ЗЦБЫ, ГРОМКО ТЯНЕМ ЗВУК ы. Получился новый звук, попробуй еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Произнеси его еще раз.
ФИЗМИНУТКА.
- Развитие логического мышления: игра «4ый лишний( по картинкам).
- Развитие мелкой моторики. Задание: обвести по очкам и раскрасить картинку. Что получилось?(пароход) Как гудит пароход?(ЛЛЛЛЛЛЛ). Повторение артикуляции.
- Итог занятия.
9
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ АГ НА ПОСТАНОВКУ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ.
ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С З Ц:
-Накажем непослушный язычок
-Лопатка
-Качели
-Почистим зубы,
-Часики
-Змейка
-Иголочка,
-Загнать мяч в ворота.
-Подуем через трубочку.
ПОСТАНОВКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш Ж Ч Щ:
2Лопатка,
-Чашечка,
-Маляры,
-Грибок
-Гармошка.
-Вкусное варенье
-Фокус.
ПОСТАНОВКА СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Л,ЛЬ:
-Лопатка,
-Вкусное варенье,
-Лошадка,
-Пароход гудит.
-Индюк
-Жвачка.
ПОСТАНОВКА СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Р,РЬ.
-Лопатка.
-Вкусное варенье
-Чьи зубы чище?
-Индюк
-Лошадка.
-Фырканье.
-Барабан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для артикуляционной гимнастики
Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...
Артикуляционная гимнастика с опорными картинками
Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....
Презентация "Артикуляционная гимнастика"
Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...
«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика. Ребён...
Памятка "Нетрадиционные технологии проведения артикуляционной гимнастики."
Данная памятка поможет учителям-логопедам использовать в работе нетрадиционные технологии проведения артикуляционной гимнастики,позволяющие разнообразить коррекционно-развивающую работу с детьми с раз...
Игровые технологии в развитии речи дошкольников. Вязаная артикуляционная гимнастика.
Лучше всего показ правильного артикуляционного уклада осуществлять в игровой форме с использованием наглядных дидактических пособий.В данной статье рассказывается о вязаных игрушках,для ...