Логопедическое внеклассное занятие познавательно-просветительской направленности «14 декабря - день Наума Грамотника»
план-конспект

Климченко Светлана Рэмовна

Цель:

Знакомство обучающихся с историей возникновения праздника

Задачи:

- создание условий  для применения речевых навыков в игровой предметной среде;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

- совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- развитие внимания, мышления, памяти;

- формирование положительного отношения к школьному обучению у обучающихся с ОВЗ;

- воспитание интереса к родной культуре, народным традициям;

- воспитание доброжелательности, умения выслушивать ответы других детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.59 МБ
Файл naum_gramotnik.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День Наума - Грамотника

Слайд 2

«Придёт Наум-наставит на ум» Пророк Наум

Слайд 3

Поговорки о святом Науме Батюшка Наум, наведи меня на ум! Пророк Наум – наведёт на ум! Пророк Наум наставит на ум!

Слайд 4

созвучие слов (ум и Наум) крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты — больше... Пророк Наум стал покровителем грамотеев Так приобрел пророк Наум эпитет - “ Грамотник ”

Слайд 6

Славянские просветители Кирилл и Мефодий Кириллица славянская азбука

Слайд 7

Такой была школа в 17 веке

Слайд 8

Корень учения горек, а плод сладок

Слайд 9

В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги Мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с кашей

Слайд 10

ЧТЕЦЫ

Слайд 11

РЕШАЛКИ

Слайд 12

КОРРЕКТОР

Слайд 13

Грамоте учиться – всегда пригодиться!!!



Предварительный просмотр:

Логопедическое внеклассное занятие познавательно-просветительской направленности

 «14 декабря - день Наума Грамотника»

Цель:

Знакомство обучающихся с историей возникновения праздника

Задачи:

- создание условий  для применения речевых навыков в игровой предметной среде;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

- совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- развитие внимания, мышления, памяти;

- формирование положительного отношения к школьному обучению у обучающихся с ОВЗ;

- воспитание интереса к родной культуре, народным традициям;

- воспитание доброжелательности, умения выслушивать ответы других детей.

Оборудование:

мультимедийная презентация «14 декабря - день Наума Грамотника», карточки с заданиями по математике, карточки с загадками.

Ход занятия.

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас. Собрались мы не случайно.

(Слад 1) Сегодня отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси.

(Слайд 2) Наши предки издавна обучению грамоте предавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.

(Слад 3) Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум».

(Слад 4.) Почему именно живщий в VII веке до н.э. пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две – созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…

(Слайд 5) Учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа сына за руку, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

       День Наума Грамотника раньше считался Днём учителя. Наум- покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности.

           В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды.    Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

        Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Ведущий: Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в  старорусской школе, а заодно и знания свои показать.

Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете их , и окажетесь в прошлом.

Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты  (Слайды).  Занятия в этой школе начинались  в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".

Первый урок – азбука.

"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Обратите внимание   на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

(Слайд 6) Славянская азбука была создана известным просветителем и проповедником христианства Кириллом. Он составил Славянскую азбуку – Кирилицу - и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг.

(Слайд 7) Сейчас предлагаю вам перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят рубахи. На ногах – лапти. Все занимали свои места за общим столом.

(Слад 8) В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Отсюда и пошел термин «Нацарапать».

(Слайд 9) В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала ее в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол, и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались «однокашниками».

 (Слайд 10) Испытание 1. «Чтецы»

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по представителю от каждого класса.

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения. По итогам конкурса раздаются сушки.

Итак, начали!

(Слайд 11) Следующее испытание  называется «Решалки». Хитрые задачи.

Как вы думаете, что вам предстоит делать? Правильно, решать задачки. Представитель от каждой команды подойдите ко мне. В руках у меня задачки. Вытягивайте по одной, читайте и называйте ответ.

  1. В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (ни одной)
  2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка тянули –тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)
  3. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
  4. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
  5. Шли три поросёнка. Один-впереди двух. Один между двумя, один – позади двух. Как шли поросята? (друг за другом)
  6. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
  7. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снегу было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)

 (Слайд 12) А это задание называется «Исправь ошибки».

Итак, в свитке текста, в которых допущены ошибки. Задача команд: прочитать и исправить ошибки. Представитель от каждой команды расскажет нам какими же правилами он руководствовался, корректируя текст.

А пока наши команды работают – игра со зрителями! Предлагаю разгадывать загадки.

Старинные загадки.

  1.  Чёрный Ивашка,

       Деревянная рубашка.

       Где он пройдёт,

       Там след останется. (карандаш)

   2. Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)

   3. Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

       А как встанут в ряд-сразу заговорят. (буквы)

4. Ни небо, ни земля, видением бела: трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает.
(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)
5.Покажу на карте мир –
Знаю, где Байкал, Памир,
Укажу на города:
Минск, Москва, Караганда.
Бегают за мною глазки,
Потому что я – …!
(Указка)

Переменка. «Зарядка для ума». Это небольшие шуточные загадки.

Слезинка с неба (капля)

Подружка лягушки (жаба)

По ней чертят в школе (линейка)

Без него бы все люди ходили бы в мятой одежде (утюг)

Чем мы держим разные предметы? (пальцами)

Он похож на зайца (кролик)

Мама твоей мамы (бабушка)

Ночное светило (луна)

- Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, скажите: (рефлексия) Какой праздник праздновали на Руси 14 декабря?

А почему Наум называется Грамотником?

Откуда пошло выражение «нацарапать»?

Учиться нужно или нет? Почему?

(Слайд 13) Русская народная мудрость гласит: «Грамоте учиться… (продолжают дети)». До новых встреч!

     С загадками вы справились. Молодцы! А напоследок примите вот эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.

        (Достаёт верёвочку с двумя узелками и поясняет)

      Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь

выученное».

      Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь».

      Помните об этом когда грамоте обучаетесь!

Ведущий: Наумов день... Еще одна страничка народного календаря открылась для нас сегодня. Она очень важна, потому что школьную жизнь вряд ли можно представить без учебы, без постижения мира знаний. Не зря обучение в школе называют путешествием в страну знаний. Насколько это путешествие будет интересным и полезным, во многом зависит как от учителя, так и от учеников. Путь постижения знания, накопленного человечеством, легким не назовешь. Но пусть он окажется интересным и важным для всех, кто на нем находится и движется к избранной цели. Давайте продолжим наше совместное путешествие по стране знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Наума-грамотника

Это мероприятие проведено в декабре и приурочено к Дню Наума-грамотника 14 декабря. Цель данного мероприятия: мотивировать интерес к изучению родного языка и родной истории, воспитывать любовь к русск...

14 декабря - День Наума Грамотника

Данный материал может быть использован на уроках литературы, МХК, истории и для проведения классного часа. В файле представлен текстовый материал по истории возникновения праздника; вопросы и ответы д...

14 декабря - День Наума Грамотника

14 декабря - День Наума Грамотника...

Совместная образовательная деятельность с родителями и их детьми "Наум-грамотник"

Для того, чтобы пополнить знания родителей о приемах, способствующих закреплению поставленных звуков, усвоению изученных букв и приобритению навыков слогослияния, в группе был проведен праздник "Наум ...

День Наума Грамотника

Мероприятие было проведено в 2017 г. с детьми старшей и пдготовительной группы....

Слайды "День Наума - грамотника"

14 декабря - день Наума - Грамотника...

Внеклассное мероприятие "День Наума Грамотника"

Методическая разработка   внеклассного мероприятия  ко Дню Наума Грамотника...