Внеклассное мероприятие "День Наума Грамотника"
методическая разработка

Анна Васильевна Логвиненко

  Методическая разработка   внеклассного мероприятия  ко Дню Наума Грамотника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_den_nauma_gramotnika_ns.docx699.76 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский строительный колледж»

 

Методическая разработка  

   внеклассного мероприятия

«День Наума Грамотника»

        

C:\Users\User\Pictures\14.PNG

 

Белгород

Цель: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию,  уважающую традиции русского народа.

Задачи:

  1. Изучить традицию празднования Дня Наума –Грамотника.
  2. Познакомить с историей обучения грамоте на Руси.
  3.  Приобщить молодёжь к культуре своего народа через знакомство с традицией празднования Дня Наума – Грамотника.
  4. Расширить знания о русских народных праздниках и традициях.
  5. Рразвивать   чувство сплоченности, умение работать в команде.
  6. Повышать уровень мотивации к учению в целом.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

 

Ход мероприятия.

Грамота не злом, а правдой сильна.
Народная пословица

 Преподаватель: (Слайд№1)

Добрый день, ребята! Разрешите поздравить вас с Днем Наума Грамотника! А что это за день? Какую роль он играл в образовании народа? Цель и задачи  нашего мероприятия вы видите на втором слайде.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Значительное место в жизни русского населения занимали народные праздники, которые, играли и продолжают играть большую роль. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе.

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, своего рода «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа. Понемногу их значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор.

 

1-й ведущий: (Слайд№3): 

    Обратимся к истории праздника Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев?

    Причины здесь две - созвучие слов («ум» и «Наум») и  крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше… 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.

2-й ведущий. 

В стародавние времена, поздней осенью, примерно в первых числах ноября, когда завершались все крестьянские полевые работы и подбирались домашние дела, детей отдавали на обучение грамоте какому-нибудь местному грамотею - дьячку или писарю. А где-то через месяц, в день покровителя учеников - в Наумов день, - проходил древнейший обряд, связанный с посвящением в ученики. Обряд заключался в следующем: учитель приглашался в дома своих учеников, с почестями его усаживали в передний угол, угощали и одаривали подарками. Например, подавали горшок каши, посыпанной сверху монетами.

Учитель приходил не с пустыми руками, он приносил с собой букварь и плетку. После трех символических ударов плеткой ученик демонстрировал все то, чему успел научиться за месяц. Глава семейства благодарил учителя и просил его: «Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи — чаще плеткой хлещи».

1-й ведущий (морщась): Да, не позавидуешь нашим предкам, тяжело им учение давалось...

2-й ведущий. А то... Чуть что не так, линейкой по рукам или плеткой по мягкому месту, мало приятного! Но мы немного отвлеклись. Как видите, некоторые старинные традиции сохранились и поныне - учебный год для современных школьников начинается осенью. Правда, не с начала ноября, а чуть раньше.

1-й ведущий. Но как здорово, что порка в наших школах не прижилась и современные провинившиеся ученики отделываются лишь замечаниями в дневнике или плохой отметкой в журнале; в исключительных случаях - приглашением в кабинет директора для личной беседы.

2-й ведущий. Демократия и гуманность являются одной из отличительных особенностей XXI века. Ученики же того времени, чтобы избежать наказаний за свое невежество, часто обращались к своему покровителю. Они просили: «Батюшко Наум, наведи на ум». С той поры до нас дошли такие поговорки: «Пророк Наум наставит на ум», «Пророк Наум и худой разум на ум наведет». (Обращается кучащимся.) Ребята, а какие старинные поговорки и пословицы о знаниях и учении известны вам?

 

• Ученье - свет, а неученье - тьма.

• Век живи, век учись.

• Большому кораблю - большое плавание.

• Кончил дело - гуляй смело.

• Учись смолоду - пригодится в старости.

• Терпение и труд все перетрут.

• И сила уму уступает.

• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

• Учение - путь к умению.

• Не копьем побивают, а умом.

• Повторение - мать учения.

• Глупый киснет, а умный мыслит.

• Без дела жить - только небо коптить.

• Мир освещается солнцем, а человек знанием.

1-й ведущий (обращаясь ко второму ведущему). Да, времена меняются, а проблемы с обучением  остаются теми же. Кто-то стремится к знаниям и учится с удовольствием, а кто-то учится с прохладцей и отсиживает занятия, считая минуты до перемены. Как быть такой категории учащихся? Тоже обращаться к пророку Науму с просьбой наставить на путь истинный?

  Преподаватель:  

- Времена меняются, но правила обучения  остаются неизменными. Надо учиться каждому, старательно и вдумчиво  изучая новую для себя информацию. Вот давайте и поучимся. К услышанному материалу добавьте свой и создадим видеоролик  ко Дню Наума Грамотника.  Делимся на группы, и каждая готовит свою часть проекта.

 

               План проекта
1. Святой пророк Наум Грамотник
2. История праздника на Руси.
3. Обычаи и традиции Наумова дня.
4.Наказ Наума Грамотника.
5.Актуальность знания традиций своего народа.

 Работа в группах.


Материалы, собранные студентами:

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Русский народ испокон веков почитал немалое количество святых. Соответственно и праздников было много. Не все они дошли до наших дней, многие забылись или сохранились в виде элементов обрядов или примет. Один из таких «забытых» праздников – День Наума - Грамотника.

Святой пророк Наум - один из двенадцати малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена, как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван елкосеянином. В арабском предании Елкос - это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка - упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше.

Моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем, как «утешение».

День памяти святого Наума, получившего в русском быту прозвище Грамотник, в православном календаре отмечается 14 декабря (по старому стилю 1 декабря).

Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум -Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум».

Пророка Наума считают и покровителем филологов и прочих грамотных людей. Его имя напрямую связывалось  русским народом с учением.

В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря (1 декабря), в день Наума - Грамотника. Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды.

С этого дня по традиции русские крестьяне начинали обучать своих детей письму и счёту. В древней и средневековой Руси дети обучались грамоте не у специально подготовленных учителей, а у людей, склонных к учительству, умевших читать и писать: священников и дьячков, оставшихся без прихода, монахов, покинувших монастыри, странников, летом ходивших по святым местам, а в зимнюю пору пережидающих стужу в какой-нибудь деревне и, в благодарность за еду, обучавших крестьянских детей, ремесленников, разорившихся от непосильных налогов, грамотных крестьян, оставшихся по какой-либо причине без крова и т.д. Таких «бродячих учителей» было довольно много даже в конце XIX века.

Необходимость в них возникла в связи с потребностью в обучении письму и счёту крестьянских детей и малочисленностью училищ для них, особенно в отдалённых от городов местностях. «Бродячие учителя» появлялись в деревнях, предлагая свои услуги, в первой половине декабря, когда все заботы, связанные с обработкой собранного урожая были закончены и люди могли подумать об обучении своих детей счёту и грамоте.

Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

Но без Бога действовать нельзя. С утра 1 декабря (по ст.ст.), в день памяти пророка Наума, семья отправлялась в церковь. После литургии служили молебен, чтобы Господь благословил ребенка на учение. Особенно молились пророку, в самом имени которого слышался «ум» - Науму. «Пророк Наум наставит на ум», - говорили на Руси.

После молебна учитель (например, приходской дьячок) приходил домой к будущему подопечному.  Первое занятие было очень коротким и весьма символическим, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали его в дом. Учитель являлся  в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать же должна была в это время плакать, причитать по своим детям. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавала подарок для учителя, который обычно состоял из домашних птиц.

В этот день родители интересовались успехами детей в учении. Если он делал это бойко и правильно, то учителя благодарили угощением и дарили горшок с монетами. Если нерадивость ученика была очевидна, то плетку пускали в ход. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

 Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ.  Первый российский букварь был издан в 1574 году в городе Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка из 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

Занятия в школе начинались  в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".

                      «НАКАЗ НАУМА – ГРАМОТНИКА»  

  1. Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.
  2. Книжицы ваши в добре храните. Кто книгу не бережет, тот своей души не стережет.
  3. Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное.
  4. Закончив учить, книгу закрой, а то все позабудешь.
  5. Помните: не стыдно не знать, а стыдно не учиться!
  6. Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно!
  7. Почитай учителя, как родителя!

Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум».

Крестьяне отдавали своих детей в школу на год, полтора года. Этого времени хватало только на то, чтобы достичь минимальной грамотности. При этом считалось необходимым обучать мальчиков, особенно тех, которые должны пойти в солдаты. Девочки с точки зрения крестьян, вполне могли обходиться и без грамоты, их отдавали в школу только в том случае, если они сами этого очень хотели, и у них не было младших братьев и сестер, которых надо было нянчить. Такой подход к школьному обучению объяснялся прагматичностью крестьян.  Мужчине грамотность нужна была для того, чтобы его не обманули при расчетах закупки, при выплате налога, при подписании артельного договора, чтобы не смеялись над «деревенщиной» в городе и на солдатской службе. Замужняя женщина, находившаяся большую часть времени дома, в грамоте, по мнению крестьян, не нуждалась. Грамота могла понадобиться только старой деве, которая обеспечивала себе пропитание, читая по покойникам молитвы из книг.

"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Долгожданный дан звонок, начинается урок. Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

За непослушание наказывали детей розгами (ивовые прутья), ставили их на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Дети боялись плохо себя вести.

В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой.

На Руси работа учителя считалась очень солидной и важной, требовавшей определенных способностей. Неудивительно, что она очень ценилась, причем, не, только 14 декабря (1 декабря). Считалось, что учитель – некто, приближенный к Богу, часть неземного мира. Его боялись, уважали, чтили. Родители благодарили учителя - дарили каравай хлеба и полотенце. Иногда в полотенце заворачивали немного денег.

  В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:

«Святой Наум, наставь моего отрока на ум!

Возьми его под свою руку,

Прогони от него лень да скуку,

На ученье его благослови.

Старанья пробуди, память укрепи»

Значение и роль традиционной культуры в жизни народа неоценимы. Это и форма передачи народного опыта, и источник формирования народного характера, и одно из средств воспитания. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

 

Преподаватель:   Наше  занятие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее. В старину, когда заканчивались ученья, хозяйка варила кашу в горшочке, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол, и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели кашу. После этого их называли «однокашниками». Результат нашей видеосъемки  можно будет посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/i/rfyAUv6RTgEwWg

  Всем спасибо за участие!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Наума-грамотника

Это мероприятие проведено в декабре и приурочено к Дню Наума-грамотника 14 декабря. Цель данного мероприятия: мотивировать интерес к изучению родного языка и родной истории, воспитывать любовь к русск...

14 декабря - День Наума Грамотника

Данный материал может быть использован на уроках литературы, МХК, истории и для проведения классного часа. В файле представлен текстовый материал по истории возникновения праздника; вопросы и ответы д...

14 декабря - День Наума Грамотника

14 декабря - День Наума Грамотника...

Совместная образовательная деятельность с родителями и их детьми "Наум-грамотник"

Для того, чтобы пополнить знания родителей о приемах, способствующих закреплению поставленных звуков, усвоению изученных букв и приобритению навыков слогослияния, в группе был проведен праздник "Наум ...

Игра "Умники и умницы", посвящённая дню Наума Грамотника.

Цели:·         углубить знания учащихся о русском языке;·         развивать творческие способности учащихся, мышление, с...

"Наум -Грамотник" - материалы к урокам русского языка , подготовленные учениками 7 класса.

Эти материалы можно использовать как на уроках русского языка, так и на внеклассных мероприятиях. Они призваны привлечь внимание к родному языку, его истории....

Логопедическое внеклассное занятие познавательно-просветительской направленности «14 декабря - день Наума Грамотника»

Цель:Знакомство обучающихся с историей возникновения праздникаЗадачи:- создание условий  для применения речевых навыков в игровой предметной среде;- развитие фонематического слуха, восприятия;- с...