Биоэнергопластика в работе логопеда
проект

Павлова Ольга Сергеевна

Постановка и автоматизация звуков по средствам «биоэнергопластики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_logopeda.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение
детский сад  «Золушка» г. Волгодонска
МБДОУ ДС «Золушка»,  г. Волгодонска

Семинар

« Использование  биоэнергопластики в работе логопеда»

Выступление на педагогическом часе учителей-логопедов « Использование элементов биоэнергопластики в речевом развитии дошкольников

Учителя-логопеды: Павлова О.С.

г. Волгодонск

2023

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию наш опыт работы: «Использование элементов биоэнергопластики в речевом развитии дошкольников»

  Как говорил В.А. Сухомлинский

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений

Цель: Постановка и автоматизация звуков по средствам «биоэнергопластики».

Задачи:

1. Развивать и совершенствовать артикуляционную и тонкую моторику;

 2. Развивать и совершенствовать фонематические процессы;

3. Повышать мотивационную готовность детей.

Уже не секрет , что  растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики.

Мы-специалисты и воспитатели в своей работе  используем наиболее эффективные пути воспитания и обучения, используем разнообразные  нетрадиционные методы и приёмы, которые поддерживают у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышают эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии – Ястребова А.В и Лазаренко О.И. – отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Использование метода биоэнергопластики

-  активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

- развивает артикуляционный аппарат;        

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

         Биоэнергопластика- это неотъемлемая часть логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса « речь и движение», так и для психо – эмоционального равновесия ребенка.

                Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

 Ребенком усваиваются не только положения рук, но и языка при выполнении упражнений.  При знакомстве с артикуляционным аппаратом ребёнок сидит перед зеркалом и руки не вовлечены в работу. Педагог сам одной рукой демонстрирует упражнения.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Для каждого артикуляционного упражнения существуют свои упражнения с осуществлением биоэнергопластики.

Приглашаю желающих выйти и попробовать выполнить артикуляционную гимнастику вместе со мной

Артикуляционная гимнастика "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА"

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я — колючий серый ёж!

6. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.

Во дворе народ толпиться  

Там идет футбольный матч

И вратарь наш Генка Спицын

Пропустить не должен мяч

8. После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться:

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

9. Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Я — индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

10. Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

14. Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

15. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и… правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.         

Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса:

Учитывать индивидуальные особенности детей;

 Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;

Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;

Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются различные сказки. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

На четвёртом (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой (язычком).

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука не напрягалась.

На пятом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.

На шестом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На седьмом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Такую пальцево-речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

Когда воспитаник научился выполнять артикуляционную гимнастику вместе с переключением поз рук мы подключаем  ноги.

Надеюсь есть желающие попробовать

В тесной связи с биоэнергопластикой предлагается методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире.

Доказано, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Артикуляционный аппарат готов и мы приступаем к постановке и автоматизации звуков.  

1. Постановку и уточнение звука мы начинаем в определённой последовательности. Сначала мы даём характеристику звука.

Постановка звука занимает немалое количество времени (в зависимости от индивидуальных способностей воспитанника). Когда звук поставлен мы –специалисты и воспитатели логопедических групп автоматизируем его в слогах с применением упражнений «НЕЙРОКЛАССИКИ»

, а так же применяем доску Бильгоу или координационную лестницу

Координационная лестница (далее - КЛ) – это один из самых

распространённых и эффективных тренажёров для оздоровительных

занятий. Она тренирует как мышцы большие и быстрые, так и близко

лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-

двигательного аппарата.

Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему ребёнка посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает ему быть быстрее, подвижнее и ловчее.

Упражнения на КЛ подходят детям любого уровня подготовки.

Педагог из Америки Фрэнк создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу. В чем же польза балансира ? Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

  Когда звук хорошо автоматизирован в слогах мы его автоматизируем в словах.

Автоматизация звука в чистоговорках и скороговорках.

Автоматизация звука в предложениях.

Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи наши предки придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: ……………

“Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.

Когда поставлены звуки одной группы и введены в свободную устную речь( С-З-Ц)  мы переходим к дифференциации.

Дифференциация в слогах , словах, чистоговорках и предложениях.  И наконец звук введён в свободную устную речь.

Вывод:

После того, как мы стали  использовать биоэнергопластику в своей работе, заметили, что дети стали более активны, с большим интересом выполняют артикуляционную гимнастику. Этот метод очень стимулирует детей к выполнению задания. Применение биоэнергопластики в логопедической работе оказывает благотворное влияние на речевое развитие детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в работе логопеда.

Доклад на тему: "Компьютерные технологии в работе логопеда"....

Здоровьесберегающие тахнологии в работе логопеда

1.артикуляционная гимнастика 2.работа над дыханием 3.фонетическая ритмика 4.пальчиковая гимнастика 5.массаж рук су-джоком 6.физ. разминка...

Правила в работе логопеда

В своей работе я руководствуюсь следующим: Не навреди! Ни при каких условиях я не допущу разглашения доверенных мне родителями ребёнка тайн и не использую их во вред ребёнку. Люби детей! С добро...

Различные формы работы логопеда с родителями.

Речевые нарушения  поможет исправить логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей....

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...

Методические разработки по теме "Биоэнергопластика в работе логопеда"

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или ч...

Статья "Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ОНР"

В статье рассказывается о работе учителя-логопеда с детьми....