Методические разработки по теме "Биоэнергопластика в работе логопеда"
методическая разработка

Седова Анна Анатольевна

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением элементов упражнений  на развитие силы голоса и выдоха. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сиверская СОШ №3 (структурное подразделение – детский сад)

Методическая тема:

Биоэнергопластика в коррекционной работе над чёткостью произношения звуков и слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Седова Анна Анатольевна,

 учитель-логопед

гп. Сиверское, Гатчинский р-н., Лен.обл.

2017г.

Актуальность

Дети, поступившие в старшую комбинированную группу имели преимущественно общее недоразвитие речи III уровня. У каждого ребенка определялась дизартрия легкой или средней степени тяжести. Выраженная, либо рассеянная неврологическая симптоматика проявлялась, прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкинезии. Чем сложнее было задание для губ, языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.

Дети имели нарушения произношения звуков,  нечёткую речь, при которой ребёнок недостаточно открывал рот. Были вялые движения губ, плохая подвижность нижней челюсти,  слабая артикуляция звуков. Что объясняется недостаточным развитием моторики речедвигательного аппарата.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребёнка, на его коммуникативных качествах: он становится замкнутым, резким и неусидчивым.

Своевременное овладение правильной, чёткой и понятной речью является предпосылкой для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

А работа логопеда над развитием чёткой речи, ясной артикуляции всех звуков и понятной для окружающих членораздельной речи является приоритетным направлением.

Обоснование методической темы:  при коррекции звукопроизношения, для развития чёткой и понятной речи логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.

Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия

коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений арти-

куляционной гимнастики с движениями кистей рук.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением элементов упражнений  на развитие силы голоса и выдоха.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По

мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. (12) Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благо-приятное воздействие на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений, мелкую моторику и звукопроизношение детей.

Гипотеза:  результативность коррекционной работы над четкостью произношения  звуков и слов у детей с ОНР может быть повышена при условии  применения современного метода «биоэнергопластика».

Цель:  развитие артикуляционной моторики у детей 5-6 лет с ОНР,  до уровня чёткого произношения звуков и слов, путём использования метода «биоэнергопластики».

Задачи:

  1. Подобрать  специальные движения кистей и пальцев рук под каждое артикуляционное упражнение.
  2. Систематизировать стихотворные тексты для использования при выпол-

нении артикуляционно-пальчиковых упражнений.

  1. Подобрать игрушки для выполнения упражнений.
  2. Подобрать музыкальное сопровождение для занятий «биоэнергопластикой».
  3. Разработать комплексы артикуляционно-пальчиковой гимнастики для каждой группы нарушенных звуков.
  4. Спроектировать систему занятий «биоэнергопластикой» в виде перспек-тивного плана с учётом лексических тем.
  5. Апробировать систему коррекционно-педагогической работы, выявить ре-

зультативность.

Практическое применение метода «биоэнергопластика».

Коррекционной работой было охвачено 11 детей 5-6 лет с ОНР.

Центром педагогического процесса являются формы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в течение 2016-17 учебного года.

При проведении занятий с применением метода «биоэнергопластика» учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

Работа строилась согласно технологии основателей - авторов О. И. Лазаренко и  А. В. Ястребовой. Соблюдались требования к проведению занятий: условие, правила и этапы.

Для закрепления у детей умений, сформированных на занятиях,  еженедельно давались рекомендации для воспитателей и родителей. Теоретические знания и практические умения воспитатели и родители получали на специально организованных занятиях.

Анализ результатов работы

Диагностика проводилась по Методике проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищевой.

В начале учебного года проведено исследование уровня развития артикуляционной  моторики и состояние звукопроизношения.

В конце учебного года проведено исследование уровня развития артикуляционной  моторики и состояния произношения звуков «изолированно» и в словах.

  1. Состояние артикуляционной моторики  

Уровень

Критерии оценки

Сентябрь 2016г.

Кол-во детей

Май 2017г.

Кол-во детей

Высокий

уровень

Выполняет весь набор арт. упражнений;  движения полные, точные, мышечный тонус и темп выполнения нормальный, хорошая способность  к удержанию и переключению движений; отсутствие сопутствующих движений.

-

5 чел. (45%)

Средний

уровень

Отмечается отсутствие некоторых арт. движений; незначительные отклонения от нормы в  тонусе, объёме и темпе движений, способности к переключению.

3 чел. (27%)

6 чел. (55%)

Низкий

уровень

Отсутствуют основные  арт. движения, мышечный тонус повышенный или  пониженный, темп быстрый или замедленный, наличие синкинезий, гиперкинезы, слюнотечение.

8 чел. (73%)

-

  1. Состояние звукопроизношения

Уровень

Критерии оценки

Сентябрь 2016г.

Кол-во детей

Май 2017г.

Кол-во детей

Высокий

уровень

Точно артикулирует все звуки; речь внятная, слова проговаривает чётко и ясно.

-

1 чел. (9%)

Средний

уровень

«Изолированно»  звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается нечёткость произношения слов.

-

7 чел. (64%)

Низкий

уровень

Полиморфное нарушение звукопроизношения;  наблюдается общая смазанность, речь невнятная, мало- понятная для окружающих.

11 чел. (100%)

3 чел. (27%)

Влияние биоэнергопластики на развитие артикуляционной моторики и  чёткость  звукопроизношения.

В течение 2016-2017 учебного года с обследованными детьми проводилась коррекционная работа и в мае наблюдали положительную динамику. Проведя обследование по тем же критериям, пришли к выводу, что у детей на конец старшей группы преобладает средний и высокий уровень: артикуляционная моторика – высокий (45%) и средний (55%);  звукопроизношение – высокий (9%) и средний (64%). Значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем, часть детей с низкого и  среднего уровня развития перешли на высокий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что система работы является продуктивной и эффективной. Использование артикуляционно-пальчиковой гимнастики целесообразно. Она улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения, что в свою очередь благотворно влияет на развитие чёткой, внятной и понятной для окружающих речи.

В 2017-2018 учебном году мы продолжим коррекционную работу с этими детьми (подготовительная группа) над чёткостью произношения нарушенных звуков в словах сложной слоговой структуры  и связной речи.

Перспектива: применение метода «биоэнергопластика» для детей средней группы детского сада (4-5 лет), с целью профилактики нарушений звукопроизношения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

I.    Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Комплекс «Дождик»

текст

движения языка

движения рук

Дождик, дождик,

лейся ты

кончик языка поднимается к верхней губе     

кончик языка опускается к нижней губе

кисти – вверх ладонями вперёд

кисти – вниз ладонями к себе

На листочки

и цветы.

кончик языка касается правого угла рта

кончик языка касается левого угла рта

кисти  отклоняются вправо

кисти  отклоняются влево

Мы попрячемся в дома,

Выйдем только под зонтом.

описывать круг слева направо – язык по губам

кисти в воздухе описывают круг  слева направо

Если ночь – на небе тьма,

Будет солнышко потом.

описывать круг справа  налево – язык по губам

кисти в воздухе описывают круг

справа  налево

текст арт.  гимнастики     О.И.Крупенчук   «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова» СПб 2013г. «Литера»



Предварительный просмотр:

II. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.

Комплекс «Обезьянка»

текст

движения языка

движения рук

Обезьянка улыбнулась

улыбнуться без напряжения так,  чтобы были видны передние верхние и нижние зубы

статично,

правая и левая одинаково

И довольно потянулась.

вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой»

статично,

правая и левая одинаково

Покусала язычок,

покусать кончик языка

движение пальчиками,

правая и левая синхронно

Пожевала за бочок.

пожевать боковые края языка.

движение с поочерёдным  переворотом кистей,

правая и левая противоположно

Зубки чистит изнутри,

Вправо-влево посмотри!

провести языком за нижними зубами

Пальцы рук

движение в стороны,

правая и левая синхронно

И проводит за губой,

Будто дразнит нас с тобой!

провести языком за нижней губой

http://craftkids.ru/uploads/2/7/0/Kulak_27069.jpg

статично,

правая и левая одинаково

На лопаточку подула

подуть на язык, установленный «лопаточкой»

статично (дуть),

правая и левая вместе

И за зубки завернула.

поставить кончик  языка за нижние зубы.

статично,

правая и левая одинаково

Выгнут мостиком язык,

Словно пышный воротник.

язык установить «мостиком», выгнуть в срединной части и вывести вперёд.

движение к себе,

правая и левая синхронно

И с него-то озорница

Дуть за шиворот стремиться.

подуть с «мостика» на подбородок

статично (дуть),

правая и левая одинаково

И назад язык сдвигает:

С нижней губки пыль сдувает.

подуть с «мостика» на нижнюю губу

статично (дуть),

правая и левая одинаково

текст арт. гимнастики     О.И.Крупенчук   «Интерактивная арт. гимнастика» СПб 2014г. «Литера»



Предварительный просмотр:

III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.

Комплекс «Бульдог»

текст

движения языка

движения рук

Вот задумчивый бульдог

поместить язык под

верхнюю губу                  8. «Бульдог»  8. «Бульдог»  Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.

http://craftkids.ru/uploads/2/7/0/Kulak_27069.jpg

статично,

правая и левая одинаково

Вышел ночью на порог,

язык выдвинуть, прижав его к верхней губе

   6. «Язык здоровается с верхней губой» 6. «Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3—5 секунд, убрать в рот.

статично,

правая и левая одинаково

По ступеням он спустился,

К чашке с кормом наклонился.

улыбнуться, открыть рот и установить язык в форме «чашечки»

Соединить кисти рук

статично,

правая и левая вместе

Смотрит: вкусное варенье

Кто-то дал на угощенье.

облизать «чашечкой»

верхнюю губу

Соединить кисти рук

движение к себе,

правая и левая вместе

- Уфф! – подул себе на нос

И задал такой вопрос:

подуть с «чашечки» на нос

Соединить кисти рук

движение вверх,

правая и левая вместе

- Как мне зубы облизать,

Чтобы снова чистым стать?

поводить языком под верхней губой

Пальцы рук

движение

вправо-влево,

правая и левая синхронно

Чашку в будку затащил,

К потолочку прислонил.

улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы боковые края языка касались боковых зубов.

Соединить кисти рук

движение к себе,

правая и левая вместе

Дует-дует в потолок

Прямо с чашечки бульдог,

подуть с «чашечки» на нёбо

Соединить кисти рук

движение вверх,

правая и левая вместе

Губы вытянул и ждёт:

Кто кормить его придёт?

язык оставить в том же положении, а губы вывести вперёд «окошечком»

статично,

левая – «чашечка»

правая – «окошечко».

текст арт. гимнастики     О.И.Крупенчук   «Интерактивная арт. гимнастика» СПб 2014г. «Литера»



Предварительный просмотр:

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].

Комплекс «Хомяк»

текст

движения языка

движения рук

В своей норе живёт хомяк,

И у него в щеках рюкзак.

языком упираться поочерёдно в каждую щёку

 

упираться кончиком пальца в ладонь,

правая и левая вместе

Хомяк – грызун, грызёт всегда

И чистит зубы, господа!

Провести языком по внутренней поверхности верхних зубов

Пальцы рук

движение

 вправо-влево,

правая и левая синхронно

Змея его пыталась съесть,

Но не смогла в нору пролезть.

- Уйди, голодная змея, -

Сказал хомяк, - не дамся я!

Подвигать узким языком вперёд-назад.

движение от себя к себе,

правая и левая синхронно

Ай, молодец! – хвалил индюк, -

Хомяк – мой самый смелый друг!

Положить язык на верхнюю губу и поглаживать её кончиком языка вперёд-назад.

движение кончиками пальцев к себе,

правая и левая синхронно

Ходил под парусом хомяк –

Ведь был он истинный смельчак!

Улыбнуться, широко открывать рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы его кончик крепко упирался в зубы.

статично,

правая и левая одинаково

И пароход ему гудел: «Ы-Ы-Ы»,

Язык остаётся в положении предыдущего упражнения, добавляется произнесение соответствующего звука.

Обе ладони

движение

вперёд,

правая и левая вместе

В ответ хомяк бесстрашно пел:

 «И-И-И»

В том же положении произносить соответствующий звук.

статично,

правая и левая одинаково

текст арт. гимнастики     О.И.Крупенчук   «Интерактивная арт. гимнастика» СПб 2014г. «Литера»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "

В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....

методическая разработка открытого урока " Поиск работы - тоже работа" для 10 класса

поиск работы - действительно тоже работа.Необходимо знать как вести себя на собеседовании, уметь правильно написать  резюме и заявление о приеме на работу. Знать особенности стиля официальной пис...

Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".

Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....

Методическая разработка занятия:" Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий"

Материал занятия по предмету "Ансамбль" в детской эстрадной студии. Использованы авторские методики С.Н.Науменко....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методическая разработка: Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»

В данной методической разработке представлена инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи - тво...

Методическая разработка занятия " «Моя творческая работа (авторский эскиз-проект парка, сквера, зоны отдыха), работа в материале»."для дистанционного обучения.

Разработка предназначена для дистанцирнного обучения. Содержит праетическую часть,работу в материале над эскиз- проектом паркового ландшафта....