Использование коррекционных приёмов в образовательном процессе.
статья

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действий по реализации принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей. В результате реализации содержания коррекционно-педагогической работы и программы изучения учебного предмета мы должны прийти к замещению нарушенных или утраченных функций у аномального ребёнка, т.е. к компенсации дефекта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Доклад

«Использование коррекционных приёмов в образовательном процессе».

Подготовил учитель русского языка

Гаркавцева Е.В.

Использование коррекционных приёмов в образовательном процессе.

Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действий по реализации принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей. В результате реализации содержания коррекционно-педагогической работы и программы изучения учебного предмета мы должны прийти к замещению нарушенных или утраченных функций у аномального ребёнка, т.е. к компенсации дефекта (Приложение 1).

В отраслях коррекционной педагогики (тифлопедагогики) ещё не сложились классификационные группировки специальных методов обучения детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время наработанный объём приёмов коррекционной работы и бедность специальных средств коррекции не позволяет рассматривать в широком аспекте объединения их в специальные методы. Таким образом, о специальной классификации коррекционных методов обучения говорить преждевременно.

Специальные приёмы обучения могут сочетаться внутри метода с общими педагогическими приёмами, что методологически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики. Мы стремимся идти в направлении тесного соединения общей и коррекционной педагогики. В связи с этим мы должны выйти на понятие «коррекционная направленность методов обучения и их приёмов». На схеме 1 представлено соотношение общих и специальных приёмов обучения, которые обуславливают коррекционную направленность метода. Здесь показана взаимосвязь и взаимозависимость   составляющих частей, детерминированность общего и специального.

Схема   1.

 

 

 

 

 

 

 

Метод обучения, его коррекционная направленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные приёмы

 

Общие приёмы обучения

 

обучения

 

 

 

 

 

Коррекционная направленность метода обучения определяется набором специальных приёмов (может быть всего лишь один приём) и сочетанием их с общими педагогическими приёмами обучения аномальных детей.

Приведённая ниже группировка приёмов по функциональным особенностям проведения коррекционной работы представляет собой специальную подсистему, которая лежит в основе формирования системы методов обучения. В ряде случаев трудно резко разграничить один приём от другого внутри метода. Это осложняется тем, что они взаимно проникают один в другой, обеспечивая целостность использования метода обучения. Существуют общедидактические методы обучения: словесный, наглядный и практический (Приложение 2), которые традиционно вошли в практику работы учителей специальных школ для детей с нарушениями развития. На предметных уроках очень редко используется какой-то один метод. Как правило, успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации методов и приёмов работы.

Борис Константинович Тупоногов и Лариса Асхатовна Ремезова выделили специальные приёмы, используемые при обучении детей с нарушениями развития, которые можно систематизировать по функциональным особенностям и выделить 4 группы

  1. Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития.

Эта группа специальных приёмов обучения призвана обеспечить прежде всего процесс чувственного познания  детей с сенсорно-физической депривацией путём использования компенсирующих возможностей их сохранных анализаторов. Для того чтобы расширить границы информационного поля используются специальные приёмы чтения и письма, вводятся приёмы снижения сложности и детализации учебного материала, унификации изобразительных пособий, увеличения цветовой насыщенности изображений, контрастности изображения изучаемых объектов, оптимальной масштабности их подачи и др.

  1. Специальные приёмы организации обучения. В ходе коррекционного обучения детей с аномалиями развития в первую очередь используются те приёмы, которые направлены на организацию деятельности учащихся. Для этого используются различные приёмы с привлечением раздаточного дидактического материала. В процессе обучения целесообразно давать различные инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности детей. Необходимо вводить в практику работы специальных школ приёмы алгоритмизации деятельности школьников с учётом структуры и клинической картины дефектов. Например, если у ребёнка страдает целостность восприятия изучаемого объекта, необходимо расчленить изобразительную или другую информацию на отдельные части, узлы, фрагменты. Материал преподносится по этапам, а затем объединяется в целостный процесс в более упрощённом варианте, лишённом второстепенных деталей.

При организации занятий используются приёмы чередования и сочетания зрительной и слуховой, письменной и устной работы. Предусматривается зрительная, слуховая, суставно-мышечная гимнастики, включаются пропедевтические периоды усвоения специальной символики и унификации изобразительных пособий для конкретизации процессов  перед их изучением. Специальные организационные приёмы необходимы при решении вопросов замены демонстрационных показов лабораторными опытами или самостоятельными работами.

  1. Логические приёмы переработки учебной информации. В процессе познавательной деятельности множество внешних признаков и свойств изучаемых объектов и процессов воспринимаются школьниками с трудом, при этом с помощью сохранных анализаторов воспринимаются лишь некоторые из них полно. Для формирования адекватных характеристик и образов в специальной школе и используются логические приёмы  переработки учебной информации. Они облегчают вычленение существенных признаков, характеризующих тот или иной обследуемый объект, помогают привести имеющиеся у учащихся разрозненные представления об объектах и процессах в систему, осуществить сопоставления, сравнения, обобщения.

Широко используются приёмы работы по установлению аналогии по образцам, особенно при формировании у учащихся представлений о тех объектах, с которыми они в жизни не встречались. Практически на каждом занятии используются логические приёмы конкретизации при формировании понятий. Они органически включаются в словесные методы.

Л.А. Ремезова подробнее описала логические приёмы формирования мыслительной деятельности у детей:

- формирование понятийных обобщений первого порядка и более высоких порядков (обобщения обобщений);

- определение различий между предметами и понятиями (однородными, разнородными);

- определение сходства между предметами и понятиями (однородными, разнородными);

- знакомство с признаками понятий: главными (существенными, наиболее часто употребляемыми), второстепенными (определяемыми по контексту), скрытыми (редкими, необычными);

- формирование знаний о сущностных и внешних признаках;

- нахождение антонимов и синонимов по главным, второстепенным, скрытым признакам;

- нахождение синонимов и антонимов по внешним и сущностным признакам;

- знакомство с понятиями «однородность», «разнородность»;

- обучение упорядочению-классификации;

- обучение упорядочению-ранжированию;

- формирование умения выделять инородный признак из однородной среды;

- использование упражнений на установление аналогий, логических связей и отношений между понятиями;

- использование заданий с перешифровыванием, присвоением значений;

- комплексное использование алгоритмических предписаний;

- установление скрытых закономерностей (прогресс, регресс);

- обнаружение закономерностей (циклов);

- обнаружение причинно-следственных связей.

  1. Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.  

В эту группу объединяются приёмы, которые связаны с использованием различных технических и эргономических средств, позволяющие детям с нарушениями развития проводить практические и лабораторные занятия по биологии, химии, физике, труду и др., делать измерения и снимать показатели приборов, осуществлять собственные наблюдения, использовать учебные пособия, предназначенные для нормально развивающихся учащихся. Использование техники в учебной деятельности даёт ощутимый эффект в формировании правильных адекватных представлений у учащихся об изучаемых объектах и процессах. В последнее время предлагается много приёмов, позволяющих корригировать координацию движений, ориентировку в пространстве и на рабочем столе ученика, нарушенные функции зрения и слуха с помощью специального оборудования, т.е. зарождается специальная эргономика, которую необходимо учитывать в методическом построении занятий.

Коррекционная направленность метода обучения осуществляется путём подбора специальных приёмов работы с аномальными детьми. Если, к примеру, учитель использует наглядный метод, то его коррекционная направленность будет обусловлена включением специальных приёмов, таких как оригинальная унификация, степень загруженности изобразительного материала, этапность и последовательность его подачи, рельефность изображений, цветонасыщенность, масштабность и др.

Коррекционные приёмы одного метода должны быть тесно увязаны с аналогичными приёмами другого метода, когда планируется их совместная взаимосвязанная деятельность. Если, к примеру, при использовании словесного метода планируется применение приёмов образности и конкретизации в работе со слабовидящими детьми, то в наглядном методе необходимо предусмотреть наличие рельефных рисунков изучаемых объектов, а в практических методах - активное осязательное их обследование и приёмы микроориентировки с использованием этого анализатора.

Степень использования различных методов и приёмов диктует возрастная периодизация детей. От младшего школьного возраста к старшему будет сокращаться применение наглядного метода: от предметного предъявления к обобщённым и схематическим изображениям.

В  данном возрасте будет увеличиваться и усложняться самостоятельная практическая деятельность учащихся, использование логических приёмов переработки учебной информации. От простой репродуктивной деятельности дети постепенно переходят к проблемно-поисковой и предметно-творческой работе, к самодобыванию знаний. При использовании словесных методов в начальной школе больше практикуются беседы, объяснения, в старших классах используются диспуты, семинары, лекции.

Таким образом, специфика учебно-воспитательного и коррекционного процессов проявляется при постановке целей, выборе педагогических приёмов и достижении определённых результатов работы.

«Учитель волен в методах, однако, он не волен в результатах»

( С.Соловейчик). Они всегда должны быть на высоте, ибо брак в нашей работе дорого стоит, он не допустим в обучении, в формировании личности человека, в его социально-трудовой адаптации и реабилитации.

Приложение 1.

Этапы коррекционной - педагогической работы.

        Предмет. Тема занятия

 

         Цель коррекционной работы

 

Содержание коррекционной работы

 

 

Коррекция психического

Коррекция физического

 

развития

 

 

 

развития

 

 

 

 

Средства коррекции

 

 

Руководство учебно - познавательной деятельностью

 

детей с нарушениями развития

 

 

 

Формирование сенсорного

 

Формирование приёмов

 

опыта

 

 

умственной деятельности

 

 

Коррекционная направленность методов

 

обучения и воспитания

 

 

Формы организации коррекционной работы

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый эффект компенсации дефекта

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

    Методы обучения, применяемые в специальной (коррекционной)

 

 

общеобразовательной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник знаний -

 

 

     Рассказ учителя

Словесные

слово (систематическое

 

       Объяснение

методы

 

 изложение

 

        Беседа

обучения

учебного материала

 

    Работа  книгой

 

 

учителем или в книге)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Источник знаний -

 

 

   Самостоятельные

Наглядные

 

  образ  (наблюдаемые

       наблюдения

методы

   предметы, явления,

 

Метод иллюстраций

 

обучения

   наглядные пособия)

Метод демонстраций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Упражнения

 

 

    Источник знаний -

 

      Лабораторно -

Практические

 

  действие (выполняемая

практические работы

методы

           учащимися

 

    Опытническая

обучения

           деятельность)

     деятельность

 

 

 

 

 

  Учебно - производи -

 

 

 

 

 

        тельный труд

 

 

 

 

 

 

 

 

           Цели и задачи урока

 

 

 

              Тема урока, содержание материала

Факторы,

 

 

Этап обучения учащихся

 

определяющие

 

 Уровень развития познавательной деятельности

выбор методов

                              учащихся

 

обучения

 

      Возрастные, индивидуальные и типологические

 

 

                           особенности детей

 

 

 

 

    Материально-техническая оснащённость учебного

 

 

                                 процесса

 

 

 

 

    Уровень педагогического мастерства учителя -

 

 

                                   дефектолога

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Доклад на тему «Использование коррекционных приёмов в образовательном процессе».

Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действий по реализации принципа коррекционной направл...

Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий

Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.

Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках швейного дела

Презентация Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие  мыслительной деятельности детей с ОВЗ  на  уроках  швейного дела...