ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
статья

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Понятие языковой способности является актуальным для современной лингвистической науки. Наиболее востребовано оно в терминологических аппаратах, обслуживающих области психолингвистики и когнитивистики. Когнитивистику и психолингвистику объединяют общие проблемы, связанные с «общечеловеческими механизмами овладения и пользования языком, с используемыми и универсальными стратегиями и опорными элементами»: обе эти науки подразумевают пристальное обращение к проблеме языкового сознания и языковой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Гаркавцева Е.В., учитель русского языка и литературы ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Понятие языковой способности является актуальным для современной лингвистической науки. Наиболее востребовано оно в терминологических аппаратах, обслуживающих области психолингвистики и когнитивистики. Когнитивистику и психолингвистику объединяют общие проблемы, связанные с «общечеловеческими механизмами овладения и пользования языком, с используемыми и универсальными стратегиями и опорными элементами»: обе эти науки подразумевают пристальное обращение к проблеме языкового сознания и языковой личности.

Следует заметить, что проблема языкового сознания и языковой личности, а, следовательно, и проблема языковой способности, актуальна также для современного образовательного процесса, в частности, для области методики преподавания языка. Понятие языковой способности тесно функционирует в нескольких направлениях науки о языке, поэтому полное рассмотрение языковой способности только в одной из этих областей языкознания представляется невозможным.

Данное положение также подкрепляет теория, согласно которой речь, то есть интересующая нас реализация языковой способности, представляется как совокупность неких процессов, а именно психических и когнитивных – «как психический процесс, речь связана со всеми другими психическими процессами, которые традиционно рассматриваются как когнитивные (познавательные)».

Обозначив речь как реализацию языковой способности, считаем необходимым уточнить, что «следует различать язык как абстрактную надиндивидуальную систему, языковую способность как механизм (функцию индивида) и речь, как индивидуальный акт реализации языковой способности через посредство системы языка».

В конечном виде эта система сформулирована Л.В. Щербой в работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». В ней автор рассматривает речевую организацию, понимая под ней «психофизиологическую организацию индивида», языковую систему – «умозаключение, которое делается на основе всех (в теории) актов говорения и понимания в некоторую эпоху жизни общественной группы» и языковой материал (речевую деятельность) – «система функционирующего языка».

Идея о трехчленной системе языка легла в основу теории речевой деятельности А.А. Леонтьева, предложившего модификацию трехчленной системе языка Л.В. Щербы. С речевой организацией индивида А.А. Леонтьев соотнес языковую способность, как «совокупность физиологических и психологических условий, обеспечивающих производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива», с речевой деятельностью – языковой.

Таким образом, А.А. Леонтьев разграничил язык как стандарт и как способность. Это утверждение отличается от противопоставления языка в предметной форме и языка как процесса (речевая коммуникация).

Итак, найдя свое развитие в рамках теории о трехчленной системе языка в психолингвистике, на современном этапе развития гуманитарной науки языковая способность определяется как «одно из ключевых понятий современной лингвистики».

Языковые способности в лингвистическом словаре определяются как «многоуровневая, иерархически организованная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития».

Существует две основные точки зрения на природу языковой способности: согласно одной из них, языковая способность заложена биологически и развивается по мере развития ребёнка, и напротив, согласно другой — языковая способность есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения.

В связи с рассмотрением природы языковой способности, необходимо вспомнить, что понятие языковой способности впервые было введено Н. Хомским. Отметим, что Н. Хомский выделял два понятия: «языковая способность» и «языковая активность».

Языковая способность определялась им как нечто вроде потенциального знания языка, способность к его усвоению, а языковая активность – как процессы, которые происходят при реализации этой способности в речевой деятельности. Показательно, что для автора языковая способность первична, она определяет языковую активность, а не наоборот. Эта позиция Н. Хомского определяет развитие американской науки о языке, получив название «психолингвистика Миллера-Хомского».

Данная концепция находит подтверждение в ряде областей современной науки. Прежде всего, здесь можно сослаться на результаты исследований этологии и экспериментальной физиологии, которые показали наличие инстинктивных (врожденных) форм в поведении животных и сложных функций нейронов в речепроизводстве человека.

Но исследования онтогенеза речи свидетельствуют не о врожденном, а о социальном характере языковой способности человека. Так, представители другой точки зрения, русские психолингвисты, придерживаются того мнения, что языковая способность есть социальное, по сути, образование, которое формируется в процессе общения, иными словами, это «прижизненно формируемый механизм, находящийся в зависимости от влияний социальных факторов». Данная концепция не отрицает роли природных факторов в формировании языковой способности, но не берет ее за основу.

В современном языкознании еще не сформировано единого мнения о том, что является необходимым и ведущим и чем определяется формирование и развитие языковой способности человека. Проводя исследования в этой области, американские лингвисты выделяют такую характеристику языковой способности, как биологическую заложенность, а работы русских языковедов акцентируют внимание на ее социальной обусловленности.

Несмотря на дискуссионность данного вопроса, все больше лингвистов, основываясь на идее о том, что языки являются отображением изначальной языковой способности, заложенной в человеке в виде некоторых смутно осознаваемых принципов деятельности и актуализирующейся с помощью субъективной активности говорящего, который, пробуждая в себе языковую способность и развертывая ее в ходе языкового общения, всякий раз своими собственными усилиями создает в себе язык, приходят к мнению о том, что такие явления, как биологическая заложенность и социальная обусловленность, равно характеризуют понятие языковой способности, обусловливая ее.

К основным признакам языковой способности исследователи А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович относят ее неравенство абстрактной системе языка и несводимость к простой реализации данной системы. Это делает невозможным прямое перенесение продуктов метаязыковой лингвистической деятельности на описание закономерностей функционирования языковой способности.

А.М. Шахнарович выделяет несколько этапов развития языковой способности, сопоставляя их с познавательной деятельностью человека. Исследователь указывает, что на первом этапе развития языковой способности преобладает предметно-практическая деятельность.

На втором этапе наряду с предметной деятельностью на развитие речи оказывает влияние когнитивная деятельность. Мыслительное творчество, развитие памяти и воображения позволяют речи быть уже не столько инструментом практической деятельности, сколько средством или даже мотивом для нее. «До того как у ребенка разовьются определенные когнитивные способности, вызывающие появление определенных семантических намерений, требующих определенных средств языкового выражения, соответствующие языковые формы и структуры не используются в речи ребенка, несмотря на то, что он может очень часто слышать их в речи взрослых».

На третьем этапе решающая роль принадлежит коммуникативной деятельности, поставляющей материал для обобщений, анализа и усвоения норм социально-вербального поведения. Коммуникативная деятельность в большей мере ориентирована на социальные потребности (для общения с окружающими). Отсюда понятно, что при развитии языковой способности органически соединяются процессы познания и коммуникации.

Идея о необходимости развития языковой способности в процессе обучения находит реализацию в исследованиях многих лингвистов. Например, В.А. Пищальникова акцентирует невозможность эффективного речесмыслопорождения без развитой языковой способности: «конкретная система знаков (язык) выступает инструментом, средством реализации сложившейся языковой способности и во многом определяется научением, навыком».

Утверждая, что языковую способность отличает приобретенный характер, русские лингвисты добавляют, что «при овладении системой языка в детстве формируется некая обобщенная система элементов, коррелирующая с системой языка (но не тождественная ей)». Это позволяет им определять языковую способность, как «многокомпонентную систему».

Рассматривая проблему общей структуры лингвистических способностей, Б. В. Беляев отмечал, что все они находятся во взаимодействии и взаимозависимости и образуют единое целое, в котором можно выделить десять составляющих. Четыре из них – языковые способности – связаны с владением основными компонентами языка (фонетическими, фонематическими, лексическими и грамматическими). К речевым способностям относятся слушание, говорение, чтение и письмо. Две составляющие являются основными (центральными) способностями – чувство языка (сосредоточение языковых способностей) и лингвистическое мышление (как фокус речевых способностей).

Проблемы структуры языковой способности касаются многие современные лингвисты, работающие в рамках когнитивистики и психолингвистики. Общепринятое и распространенное представлением о том, что языковая способность складывается из составляющих, которые соответствуют уровням языковой структуры, то есть из фонетического, лексического, грамматического и семантического компонентов, основывается на идеях А.М. Шахнаровича, который выделяет семантический компонент как занимающий «особое место в структуре языковой способности», понимая под ним «подсистему правил выбора адекватного значения, которые не тождественны правилам, составляющим грамматический компонент».

В современной науке можно выделить две основные точки зрения на соотношение компонентов структуры языковой способности. Одна из них манифестирует то, что компоненты языковой способности являются самостоятельными, отдельными друг от друга. Эта точка зрения принадлежит А.М. Шахнаровичу и поддерживается большинством лингвистов. Противоположная точка зрения принадлежит Ю.Н. Караулову и манифестирует слитность, спаянность лексико-семантического и грамматического уровней языковой способности.

Рассмотрев понятие языковой способности, мы выяснили, что взгляды лингвистов на природу и структуру данного понятия не являются однозначными. Также вызывает споры языковедов само понятие языковой способности и та система терминов, которая его обсуживает: «содержание самого понятия «языковая способность» трактуется в современной лингвистике неоднозначно, оперирование им зачастую сопровождается терминологической путаницей».

Действительно, обратившись к научной литературе, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на возросший интерес исследователей к соотношению языка и сознания, современная лингвистическая наука еще нечетко определяет способность индивида к переосмыслению и интерпретации языкового знака.

Библиографический список

  1. Багичева, Н. В. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Текст]: учебное пособие / Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2011.
  2. Пищальникова В.А. Общее языкознание / В.А. Пищальникова. – Барнаул, 2001.
  3. Шахнарович А.М. Языковая личность и языковая способность. Язык-система. Язык-текст. Язык-способность/ А.М. Шахнарович. – М.: Институт русского языка РАН,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Реферат «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»

    Речь  -   основной  инструмент    общения   и  организации   любой  деятельности.  В содержании  реферат...

Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). Изучение...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья посвящена теоретическим аспектам изучения языковых способностей в лингвистической литературе....

Статья на тему "Теоретический аспект изучения текста типа "описание"

В статье даётся теоретический аспект изучения "описания" как функционально-смыслового типа речи....