Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в опорно-двигательной сфере.
учебно-методический материал

Иванова-Пляскина Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Тема: Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в опорно-двигательной сфере.

План:

1. Вводная часть.

2. Виды и причины нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА).

3. Классификации ДЦП.

4. Особенности психического развития детей при ДЦП.

  1. Вводная часть

Около 5-7 % детей в РФ страдают нарушенными функциями опорно-двигательной сферы, носящими как врожденный, так и приобретенный характер. Нарушения ОДА могут быть мышечного, костного происхождения, а также наблюдаться при патологиях центральной нервной системы.

Все дети с патологией в области ОДА нуждаются в особых условиях жизни, воспитания, обучения и профессиональной деятельности, так как данная патология вызывает множество вторичных, третичных и других отклонений в развитии ребенка.  

  1. Виды и причины нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА)

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяют следующие виды нарушений ОДА:

- врожденная патология: вывих бедра, кривошея, аномалия развития позвоночника, деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии пальцев рук;

- заболевание нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит;

- приобретенные заболевания и повреждения ОДА: травмы спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета, в том числе рахит.

Независимо от того или иного вида нарушения ОДА у детей наблюдаются общие проблемы - дефект в двигательной сфере.  Самой распространённой причиной ОДА является ДЦП (около 90 % всех детей с ОДА).

ДЦП - заболевание центральной нервной системы (ЦНС), характеризующееся поражением двигательных зон головного мозга. При ДЦП возникает раннее поражение двигательных и речедвигательных систем мозга, так как более всего страдают большие полушария коры головного мозга, мозжечок и подкорковые отделы, которые отвечают за регуляцию произвольных движений, речь и другие подкорковые функции.

  1. Классификации ДЦП

Существует несколько классификаций форм проявления признаков ДЦП. Современные российские исследователи выделяют пять основных форм ДЦП:

- спастическая диплегия - наиболее распространеннаяформа (около 50% больных), при которой поражены и верхние,  и нижние конечности, тяжесть речевых, психических и двигательных симптомов варьируется в широких пределах, нарушения психики обнаруживаются у подавляющего большинства детей;

- двойная гемиплегия - самая тяжёлая форма с тотальным поражением мозга и отсутствием произвольной моторики и серьёзными формами умственной отсталости, чаще всего дети с таким диагнозом не обучаемы;

- гемипаретическая форма - повреждение конечностей тела только с одной стороны, степень интеллектуальной задержки может быть разной;

- гиперкинетическая форма - поражение подкорковых отделов мозга с меньшим, чем при других формах, нарушением психики и развитием интеллекта в пределах нормы;

- атонически-астатическая форма - поражается мозжечок, происходит нарушение равновесия тела и незначительные поражения интеллекта.

  1. Особенности психического развития детей при ДЦП

Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. В большинстве случаев отмечается снижение интеллекта, судорожный синдром, нарушения речи, слуха и зрения. Специфической особенностью познавательной деятельности является дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций, снижен запас знаний и представлений об окружающем мире и самом себе. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением общения со сверстниками, затруднениями в познаниях. Независимо от степени двигательных расстройств у детей с ДЦП могут быть нарушения и в эмоционально-волевой сфере. Страдают перепадами настроения, инертностью эмоциональных реакций. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия по отношению к окружающим. Отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, внушаемостью, болезненной реакцией на тон голоса, замечания, изменения в настроении окружающих и все это может вызвать страхи, недержание мочи, рвоту и т.д. Опека со стороны взрослых раздражает ребенка и ещё хуже влияет на состояние его психики, обостряет чувство осознания собственной неполноценности. Из-за двигательных ограничений у ребенка с ДЦП не формируются должные представления о движениях и пространственно-временных организациях, чувства активного осязания, что негативно отражается на его общем развитии. При переутомлениях может возникнуть двигательное беспокойство: суетливость, гримасы, насильственные движения, слюнотечение. Затрудненное формирование навыков самообслуживания влечет за собой пассивность, нарушение развития волевой и мотивационной сфер.

У детей с ДЦП частыми являются нарушения речи, занимающие особое место в клинике данного заболевания. Особенности структуры нарушения речи и степени их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга.

Таким образом, серьёзные двигательные нарушения при ДЦП влияют на весь ход психического развития ребенка.

Вопросы для самоконтроля

  1. Основные причины нарушений опорно-двигательной сферы.
  2. Вторичные отклонения в развитии при нарушениях опорно-двигательной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.

 Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического....

Совместное участие в традиционных народных праздниках детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и детей из фольклорного ансамбля.

Анализ проведения двух традиционных народных  праздников.    Талантливые  дети  из успешного фольклорного ансамбля и дети с нарушением интеллекта, речи, опорно-двигательного а...

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в интеллектуальной сфере.

ОИН: определение, классификация, клинико-психолого-педагогическая характеристика, коррекционные подходы....

Проектная работа "Характеристика на обучающегося с проблемами опорно- двигательного аппарата"

Данный проект является базой для создание оптимальных условий  развития познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств ребенка с нарушениями опорно- двигательного аппарата.Матери...