Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речевого развития.
учебно-методический материал

Иванова-Пляскина Светлана Алексеевна

Нарушения речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями речевого развития.

План:

  1. Вводная часть.
  2. Причины нарушений речи.
  3. Классификация речевых нарушений.

  1. Вводная часть.

Вопросами обучения, воспитания и развития лиц с патологией речи занимается предметная область специальной педагогики “логопедия” (от греч. logos-“слово”, “речь” и paideia- “воспитание”, “обучение”). Логопедия изучает различные речевые нарушения, разрабатывает методы их выявления и коррекции, а также предупреждения. В логопедии большую роль играет различие понятий нормы и нарушения речевой деятельности.

Нарушением принято считать отклонение речевой деятельности от нормы, принятой в окружающей человека языковой среде в виде:

- недоразвития речи (несовершенность развития механизмов речи или отдельных её компонентов);

- задержки речевого развития (замедленный темп развития речи);

- распада речи (утрачивание сформированных речевых навыков).

Логопедия осуществляет следующие функции:

- коррекционную(устранение отклонений в речевом и психическом развитии);

- развивающую(развитие высших психических процессов);

- обучающую(развитие познавательной деятельности);

- воспитательную(систематическое целенаправленное формирование личности).

  1. Причины нарушений речи: воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов, вызывающих речевые нарушения различного рода. Вредные факторы пренатального (внутриутробного), натального (во время родов), постнатального (после рождения), перинатального (сочетание вредностей разных периодов) периодов: неблагоприятное протекание беременности, родовые травмы, травмы и болезни раннего возраста. Выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) причины. Эндогенные причины связаны с наследственно-генетическим фактором, а экзогенные носят приобретенный характер. Причины могут быть органического, функционального, социально-психологического и психоневрологического генеза (происхождения).

К органическим причинам относятся поражение или недоразвитие в пренатальный, натальный, постнатальный периоды речевых зон головного мозга, анатомические дефекты в строении периферического речевого аппарата (массивные губы, неправильный прикус, массивный или слишком маленький  язык, короткая подъязычная связка).

Органические причины могут быть центрального и периферического генеза. К центральным относятся поражения мозга в области речевых зон (лобная, височная, затылочная и теменная) доминантного по речи полушария (чаще левого). К периферическим - анатомические дефекты в строении органов артикуляции (губ, челюсти, языка).

Функциональные причины обусловлены нарушениями соотношения процесса возбуждения, торможения в центральной нервной системе.

К социально-психологическим причинам могут быть отнесены самые разнообразные неблагоприятные влияния окружающей среды: педагогическая запущенность, неправильная речевая среда и т.д.

В качестве психоневрологических причин могут выступать первичные дефекты в развитии ребенка (нарушение интеллекта, задержка в психическом развитии и другие расстройства в психике).

Наиболее часто встречаются речевые нарушения экзогенно-органического генеза. Внутриутробное поражение мозга, а также родовая травма и асфиксия могут вызвать тяжёлые патологии речи.

Выделенные причины очень редко проявляются в изолированном виде. Чаще отмечаются сочетания различных вредных факторов. Один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия возникновения речевого дизонтогенеза.

  1. Классификация речевых нарушений. В современной логопедии выделяют две классификации речевых нарушений:

- клинико-педагогическую или нозологическую (медицинскую), автор А. Куссмауль, 1887 г.;

-психолого-педагогическую или симптологическую (педагогическую), автор Р.Е. Левина.

Согласно клинико-педагогической классификации выделяют следующие виды речевых нарушений:

- дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, смешениях, искажениях, пропусках звука. Замены, смешения и пропуски звуков приводят к нарушению письменной речи - дислексии (нарушению процесса чтения) и дисграфии (нарушению процесса письма), т.е. к стойким ошибкам при чтении и письме. Данные ошибки приводят, в свою очередь, к школьной неуспеваемости.

- ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса под влиянием анатомо-физиологических дефектов в строении органов артикуляции (верхней губы, челюсти, твердого и мягкого нёба) и носовой полости, т.е. в результате сквозных или частичных расщелин (в народе используются понятия “заячья губа” или “волчья пасть”) и при полипах, аденоидных разращениях, опухолях в носовой полости, также при искривлениях носовой перегородки. Расщелины нарушают ротовой и носовой выдох во время речевого акта и придают речи назальный оттенок. Во время воспроизведения всех ротовых фонем выдох осуществляется через носовую полость,в норме выдох - через ротовую полость, при носовых фонемах (м, мь, н, нь) - через носовую полость.

Воспроизведение ротовых фонем с выдохом через носовую полость рассматривается как открытая форма ринолалии.

Воспроизведение носовых фонем с выдохом через ротовую полость рассматривается как закрытая форма ринолалии.

Сочетание двух форм воспроизведения фонем рассматривается как смешанная форма ринолалии.

- дизартрия - нарушение звукопроизношения и внятности речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии отмечаются расстройства не только артикуляции, но и голосообразования, темпа, ритма и интонации речи, которые возникают в результате поражения центральной и периферической нервной системы.

- нарушение голоса-возникает в результате отсутствия или расстройства фонации (голосоподачи) вследствие патологических изменений в голосовом аппарате.  При нарушениях голоса отмечаются отсутствие голоса (афония) или частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса (дисфония). Нарушения голоса могут быть органического или функционального генеза. При органических нарушениях отмечаются дефекты в строении голосового аппарата, при функциональных страдают только функции голоса (при психотравмах).

- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи. Выделяют две формы заикания: невротическую (возникает при психотравмах) и неврозоподобную(обусловлена органическим поражением ЦНС). При заикании звукопроизношение не нарушается. Основной симптом заикания различные судороги (тонические, клонические и смешанные) в области периферических речевых органов (губ, языка, голосовых складок и органов дыхания).

- нарушения темпа речи - брадилалия(патологически замедленный темп) и тахилалия(патологически ускоренный темп) возникают в результате нарушений в центральном речевом аппарате.

- алалия -  отсутствие или недоразвитие речи при поражениях речевых зон коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка. Выделяют три формы алалии: моторную (при поражении речедвигательной зоны коры г.м.), сенсорную (при поражении центра восприятия речи) и смешанную (при поражении речедвигательной зоны и центра восприятия речи коры г.м.).

- афазия - полная или частичная утрата речевых навыков. Причины - инсульт, нейроинфекции, опухоли, травмы головного мозга. Чаще всего нарушаются речедвигательные функции и функции восприятия речи.

- нарушения письменной речи-специфическое расстройство или отсутствие процессов чтения (дислексия, алексия) и письма (дисграфия, дизорфография, аграфия)

Согласно психолого-педагогической классификации выделяют следующие виды речевых нарушений:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) возникает на фоне дислалии (заменах, смешениях и пропусках звуков) и легкой формы дизартрии - основная причина нарушения письменной речи;

- общее недоразвитие речи (ОНР) возникает на фоне дизартрии, открытой формы ринолалии и алалии. При ОНР оказываются недосформированными все компоненты речи (фонетическая, лексико-грамматическая и просодическая - интонация, тембр, сила, высота голоса, темп и ритм речи);

- фонетический дефект (ФД)- искаженное воспроизведение звуков, обусловленное неправильной артикуляцией (не оказывает влияние на формирование письменной речи).

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями речевого развития

Нарушения речи возникают вследствие дисфункции или органических повреждений речевых зон коры головного мозга. В связи с этим у детей с расстройством речевой функции зачастую наблюдаются сопутствующие нарушения в психической деятельности: ЗПР, задержка психоречевого развития, нарушения в эмоционально-волевой сфере, познавательной деятельности и высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления).

Основные характерные особенности детей с нарушениями речи:

- повышенная возбудимость и двигательная активность (неусидчивость, повышенная пресыщаемость, школьная дезадаптация);

- эмоциональная неустойчивость(немотивированная смена настроения, конфликтность, агрессия, вспышки гнева, беспокойство, настороженность);

- низкая работоспособность, в том числе и умственная(ребенок способен работать только в определённом темпе, специфичном именно для него);

- повышенная утомляемость(дети быстро устают, переутомление может привести к вспышкам раздражительности и плохому самочувствию - головным болям, тошнотам, головокружениям, плохо переносят жару и духоту);

-нескоординированность движений и нарушение равновесия(испытывают трудности при выполнении скоординированных движений и движений, требующих равновесие);

- нарушение памяти, внимания, пониманияобусловленыгиперактивностью, расторможенностью вследствие снижения регулирующей функции речи;

- низкий самоконтроль.

        Вопросы для самоконтроля.

1. Назвать дефекты устной речи.

2. Дефекты звукопроизношения, влияющие на письменную речь.

3. Назвать виды письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.

Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период  подготовительного обучения  при общеобразовательных шко...

Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.

Применение кинезиологических упражнений  в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в интеллектуальной сфере.

ОИН: определение, классификация, клинико-психолого-педагогическая характеристика, коррекционные подходы....