Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речевого развития.
учебно-методический материал
Нарушения речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речевого развития. | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушениями речевого развития.
План:
- Вводная часть.
- Причины нарушений речи.
- Классификация речевых нарушений.
- Вводная часть.
Вопросами обучения, воспитания и развития лиц с патологией речи занимается предметная область специальной педагогики “логопедия” (от греч. logos-“слово”, “речь” и paideia- “воспитание”, “обучение”). Логопедия изучает различные речевые нарушения, разрабатывает методы их выявления и коррекции, а также предупреждения. В логопедии большую роль играет различие понятий нормы и нарушения речевой деятельности.
Нарушением принято считать отклонение речевой деятельности от нормы, принятой в окружающей человека языковой среде в виде:
- недоразвития речи (несовершенность развития механизмов речи или отдельных её компонентов);
- задержки речевого развития (замедленный темп развития речи);
- распада речи (утрачивание сформированных речевых навыков).
Логопедия осуществляет следующие функции:
- коррекционную(устранение отклонений в речевом и психическом развитии);
- развивающую(развитие высших психических процессов);
- обучающую(развитие познавательной деятельности);
- воспитательную(систематическое целенаправленное формирование личности).
- Причины нарушений речи: воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов, вызывающих речевые нарушения различного рода. Вредные факторы пренатального (внутриутробного), натального (во время родов), постнатального (после рождения), перинатального (сочетание вредностей разных периодов) периодов: неблагоприятное протекание беременности, родовые травмы, травмы и болезни раннего возраста. Выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) причины. Эндогенные причины связаны с наследственно-генетическим фактором, а экзогенные носят приобретенный характер. Причины могут быть органического, функционального, социально-психологического и психоневрологического генеза (происхождения).
К органическим причинам относятся поражение или недоразвитие в пренатальный, натальный, постнатальный периоды речевых зон головного мозга, анатомические дефекты в строении периферического речевого аппарата (массивные губы, неправильный прикус, массивный или слишком маленький язык, короткая подъязычная связка).
Органические причины могут быть центрального и периферического генеза. К центральным относятся поражения мозга в области речевых зон (лобная, височная, затылочная и теменная) доминантного по речи полушария (чаще левого). К периферическим - анатомические дефекты в строении органов артикуляции (губ, челюсти, языка).
Функциональные причины обусловлены нарушениями соотношения процесса возбуждения, торможения в центральной нервной системе.
К социально-психологическим причинам могут быть отнесены самые разнообразные неблагоприятные влияния окружающей среды: педагогическая запущенность, неправильная речевая среда и т.д.
В качестве психоневрологических причин могут выступать первичные дефекты в развитии ребенка (нарушение интеллекта, задержка в психическом развитии и другие расстройства в психике).
Наиболее часто встречаются речевые нарушения экзогенно-органического генеза. Внутриутробное поражение мозга, а также родовая травма и асфиксия могут вызвать тяжёлые патологии речи.
Выделенные причины очень редко проявляются в изолированном виде. Чаще отмечаются сочетания различных вредных факторов. Один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия возникновения речевого дизонтогенеза.
- Классификация речевых нарушений. В современной логопедии выделяют две классификации речевых нарушений:
- клинико-педагогическую или нозологическую (медицинскую), автор А. Куссмауль, 1887 г.;
-психолого-педагогическую или симптологическую (педагогическую), автор Р.Е. Левина.
Согласно клинико-педагогической классификации выделяют следующие виды речевых нарушений:
- дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, смешениях, искажениях, пропусках звука. Замены, смешения и пропуски звуков приводят к нарушению письменной речи - дислексии (нарушению процесса чтения) и дисграфии (нарушению процесса письма), т.е. к стойким ошибкам при чтении и письме. Данные ошибки приводят, в свою очередь, к школьной неуспеваемости.
- ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса под влиянием анатомо-физиологических дефектов в строении органов артикуляции (верхней губы, челюсти, твердого и мягкого нёба) и носовой полости, т.е. в результате сквозных или частичных расщелин (в народе используются понятия “заячья губа” или “волчья пасть”) и при полипах, аденоидных разращениях, опухолях в носовой полости, также при искривлениях носовой перегородки. Расщелины нарушают ротовой и носовой выдох во время речевого акта и придают речи назальный оттенок. Во время воспроизведения всех ротовых фонем выдох осуществляется через носовую полость,в норме выдох - через ротовую полость, при носовых фонемах (м, мь, н, нь) - через носовую полость.
Воспроизведение ротовых фонем с выдохом через носовую полость рассматривается как открытая форма ринолалии.
Воспроизведение носовых фонем с выдохом через ротовую полость рассматривается как закрытая форма ринолалии.
Сочетание двух форм воспроизведения фонем рассматривается как смешанная форма ринолалии.
- дизартрия - нарушение звукопроизношения и внятности речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии отмечаются расстройства не только артикуляции, но и голосообразования, темпа, ритма и интонации речи, которые возникают в результате поражения центральной и периферической нервной системы.
- нарушение голоса-возникает в результате отсутствия или расстройства фонации (голосоподачи) вследствие патологических изменений в голосовом аппарате. При нарушениях голоса отмечаются отсутствие голоса (афония) или частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса (дисфония). Нарушения голоса могут быть органического или функционального генеза. При органических нарушениях отмечаются дефекты в строении голосового аппарата, при функциональных страдают только функции голоса (при психотравмах).
- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи. Выделяют две формы заикания: невротическую (возникает при психотравмах) и неврозоподобную(обусловлена органическим поражением ЦНС). При заикании звукопроизношение не нарушается. Основной симптом заикания различные судороги (тонические, клонические и смешанные) в области периферических речевых органов (губ, языка, голосовых складок и органов дыхания).
- нарушения темпа речи - брадилалия(патологически замедленный темп) и тахилалия(патологически ускоренный темп) возникают в результате нарушений в центральном речевом аппарате.
- алалия - отсутствие или недоразвитие речи при поражениях речевых зон коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка. Выделяют три формы алалии: моторную (при поражении речедвигательной зоны коры г.м.), сенсорную (при поражении центра восприятия речи) и смешанную (при поражении речедвигательной зоны и центра восприятия речи коры г.м.).
- афазия - полная или частичная утрата речевых навыков. Причины - инсульт, нейроинфекции, опухоли, травмы головного мозга. Чаще всего нарушаются речедвигательные функции и функции восприятия речи.
- нарушения письменной речи-специфическое расстройство или отсутствие процессов чтения (дислексия, алексия) и письма (дисграфия, дизорфография, аграфия)
Согласно психолого-педагогической классификации выделяют следующие виды речевых нарушений:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) возникает на фоне дислалии (заменах, смешениях и пропусках звуков) и легкой формы дизартрии - основная причина нарушения письменной речи;
- общее недоразвитие речи (ОНР) возникает на фоне дизартрии, открытой формы ринолалии и алалии. При ОНР оказываются недосформированными все компоненты речи (фонетическая, лексико-грамматическая и просодическая - интонация, тембр, сила, высота голоса, темп и ритм речи);
- фонетический дефект (ФД)- искаженное воспроизведение звуков, обусловленное неправильной артикуляцией (не оказывает влияние на формирование письменной речи).
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушениями речевого развития
Нарушения речи возникают вследствие дисфункции или органических повреждений речевых зон коры головного мозга. В связи с этим у детей с расстройством речевой функции зачастую наблюдаются сопутствующие нарушения в психической деятельности: ЗПР, задержка психоречевого развития, нарушения в эмоционально-волевой сфере, познавательной деятельности и высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления).
Основные характерные особенности детей с нарушениями речи:
- повышенная возбудимость и двигательная активность (неусидчивость, повышенная пресыщаемость, школьная дезадаптация);
- эмоциональная неустойчивость(немотивированная смена настроения, конфликтность, агрессия, вспышки гнева, беспокойство, настороженность);
- низкая работоспособность, в том числе и умственная(ребенок способен работать только в определённом темпе, специфичном именно для него);
- повышенная утомляемость(дети быстро устают, переутомление может привести к вспышкам раздражительности и плохому самочувствию - головным болям, тошнотам, головокружениям, плохо переносят жару и духоту);
-нескоординированность движений и нарушение равновесия(испытывают трудности при выполнении скоординированных движений и движений, требующих равновесие);
- нарушение памяти, внимания, пониманияобусловленыгиперактивностью, расторможенностью вследствие снижения регулирующей функции речи;
- низкий самоконтроль.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назвать дефекты устной речи.
2. Дефекты звукопроизношения, влияющие на письменную речь.
3. Назвать виды письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.
Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период подготовительного обучения при общеобразовательных шко...
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в интеллектуальной сфере.
ОИН: определение, классификация, клинико-психолого-педагогическая характеристика, коррекционные подходы....
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в опорно-двигательной сфере.
Нарушение опорно-двигательного аппарата....