Рабочая программа по коррекционному курса "Альтернативная коммуникация" 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

для обучающихся 6 года обучения (вариант2)

Подготовила: Хабарова Я.С.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)                                                                                                        - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»

на 2021-2022 учебный год.

Информация о назначении программы курса

У ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.                                                                                  Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.                            Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.

Содержание курса

Курс «Альтернативная коммуникация» содержит два раздела.

  1. Коммуникация. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности.

Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

  1. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание местоимения я. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков

(рисунков, фотографий, пиктограмм        и других графических

изображений), неспецифических жестов

  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • Социально - эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

Базовые учебные действия.

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Тема

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Слова - приветствия, Слова - прощания

Работа с карточками

1

2

Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника)

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

3

Конструирование  и выделение буквы Аа, Оо, Уу

Карточки, Алфавит. прописи, пластилин

1

4

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

5

Определение источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные  картинки, натуральные предметы.

1

6

Конструирование и выделение букв Мм, Сс, Хх

Карточки, Алфавит. прописи, пластилин

1

7

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

8

Обводка по шаблону геометрических фигур

Шаблоны

1

9

Конструирование и выделение букв Нн, Ыы, Лл

Карточки, Алфавит. прописи

1

10

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

11

Имитация звуков окружающей среды речевыми  звуками.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

12

Конструирование и выделение букв Вв, Шш

Карточки, Алфавит. прописи

1

13

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

14

Составление слов из заданных слогов

Карточки, Алфавит. прописи

1

15

Повторение пройденного материала

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

16

Рисование композиции из геометрических фигур

Альбомы, карандаши, шаблоны.

1

17

Узнавание и конструирование буквы Рр

Карточки, Алфавит. прописи

1

18

Выделение буквы Рр

Карточки, Алфавит. прописи

1

19

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

20

Узнавание и конструирование буквы Кк

Карточки, Алфавит. прописи

1

21

Выделение буквы Кк

Карточки, Алфавит. прописи

1

22

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

23

Рисование композиции из фигур по шаблонам с опорой на рисунок

Альбомы, карандаши, шаблоны.

1

24

Узнавание и конструирование буквы Тт

Карточки, Алфавит. прописи

1

25

Выделение буквы Тт

Карточки, Алфавит. прописи

1

26

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

27

Составление слов из заданных слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

28

Рисование композиции из фигур по шаблонам с опорой на рисунок

Альбомы, карандаши, шаблоны.

1

29

Повторение пройденного материала

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

30

Диагностическая работа

Проверочные задания

1

31

Конструирование и выделение буквы Кк

Карточки, Алфавит. прописи

1

32

Выделение буквы Кк

Карточки, Алфавит. прописи

1

33

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

34

Рисование фигур по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием

Трафарет, альбом, карандаш

1

35

Конструирование и выделение  буквы Ии

Карточки, Алфавит. прописи

1

36

Выделение буквы Ии

Карточки, Алфавит. прописи

1

37

Обводка по контуру с последующим раскрашиванием

Трафарет, альбом, карандаш

1

38

Выделение предложения как единицы речи; составление предложений

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

39

Конструирование и выделение буквы Пп

Карточки, Алфавит. прописи

1

40

Условно – графическая фиксация заданных предложений

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

41

Конструирование и выделение буквы Зз

Карточки, Алфавит. прописи

1

42

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

43

Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

44

Узнавание буквы  и выделение Кк

Карточки, Алфавит. прописи

1

45

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

46

Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

47

Дифференциация звуков С-З

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

48

Узнавание буквы  и выделение Йй

Карточки, Алфавит. прописи

1

49

Дифференциация звуков Й-И

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

50

Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

51

Узнавание буквы  и выделение Гг

Карточки, Алфавит. прописи

1

52

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

53

Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

54

Дифференциация звуков Г-К

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

55

Узнавание буквы  и выделение Дд

Карточки, Алфавит. прописи

1

56

Выделение буквы Дд

Карточки, Алфавит. прописи

1

57

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

58

Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

59

Узнавание буквы  и выделение Бб

Карточки, Алфавит. прописи

1

60

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

61

Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

62

Дифференциация звуков Б-П

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

63

Узнавание буквы  и выделение Жж

Карточки, Алфавит. прописи

1

64

Образование и чтение слогов

Карточки, Алфавит, прописи, пластилин

1

65

Подбор слов по темам «Животные»

Карточки, Алфавит, прописи

1

66

Подбор слов по темам «Фрукты»

Карточки, Алфавит, прописи

1

67

Подбор слов по темам «Одежда»

Карточки, Алфавит, прописи.

1

68

Подбор слов по темам «Овощи»

Карточки, Алфавит, прописи, картинки

1

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

рабочей программы

Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир (вербальный и невербальный), средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы (различные по форме, цвету, величине наборы материала, в т.ч. и природного), пазлы;
  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные альбомы.

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по коррекционной ритмике. 5 класс

Коррекционная ритмика - это учебный предмет, который включен в учебный план в  общеобразовательных коррекционных школах....

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...