Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс
рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_1_klass.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

для обучающихся 1 года обучения (вариант2)

Подготовила: Хабарова Я.С.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)                                                                                                        - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»

на 2019-2020 учебный год.

Информация о назначении программы курса

У ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.                                                                                  Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.                            Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.

Содержание курса

Коммуникация:

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:

 – Коммуникация с использованием вербальных средств:

 Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её

звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).

 – Коммуникация с использованием невербальных средств:

 Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

 Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

 Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

     Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

      Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

      Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

      Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). 

     Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). 

     Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,из-за и др.).

    Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

 Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова):

    Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

Планируемые результаты

 Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, Пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

 

  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс

Тема

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Установление зрительного контакта с собеседником

Цветные игрушки, карточки.

2

2

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний

Раздаточный материал

1

3

Узнавание и указание взглядом и жестом

Цветные картинки, раздаточный материал

1

4

Выражение приветствия и прощание взглядом и жестом.

Карточки, раздаточный материал

1

5

Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний.

Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Звуковые инструменты (колокольчик, звонок)

1

6

Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе».

Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

7

Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета.

Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

8

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.

Карточки, предметные и сюжетные картинки

1

9

Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребенок в столовой»

Карточки, предметные и сюжетные картинки

1

10

Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания  и выражение своих желаний.

Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Звуковые инструменты (колокольчик, звонок)

1

11

Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

12

Ответы на вопросы с использованием графического изображения на тему

 «Осень»

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

1

13

Выражение своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста.

Карточки с жестами, предметные картинки

1

14

Ответы на вопросы с использованием жеста.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

15

Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

16

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.

Работа по карточкам и картинкам. Использование

альтернативных средств

коммуникации

1

17

Члены семьи (мама, папа, брат, сестра).

Работа по карточкам и картинкам.

1

18

Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фото.

Работа по карточкам и картинкам (фотографиями). Узнавание членов семьи по фотографиям.

1

19

Знакомство с пиктограммами: мама, папа, брат, сестра

Работа с картинками, пиктограммами.

1

20

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание).

Работа с картинками и с раздаточным материалом

1

21

Распознавание эмоций по мимическим выражениям.

Работа с картинками и с раздаточным материалом.

1

22

Игры с образными игрушками.

Работа с картинками и с раздаточным материалом.

1

23

Игры на звукоподражания.

Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания.

Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы

1

24

Узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя.

Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом.

1

25

Побуждение учащейся к высказываниям с использованием невербальных и вербальных средств общения.

Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом.

1

26

Игры на звукоподражания.

Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания.

1

27

Игры с сюжетными игрушками, игры.

Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом.

1

28

Узнавание игрушек по звуковым параметрам.

Имитация неречевых звуков, речевых звуков. (карточки разрезаются, дети выбирают одну карточку). Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания.

1

29

Узнавание знакомых игрушек по краткому словесному описанию.

Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом.

1

30

Побуждение учащейся к высказываниям с использованием невербальных и вербальных средств общения.

Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом.

1

31

Игры на звукоподражания.

Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. Игра «Угадай кто?»

1

32

Игровые ситуации «Эмоции» (радость от достижения своих целей).

Работа с картинками и с раздаточным материалом.

1

33

Упражнения на ориентировку в собственном теле

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

34

Показ и называние частей тела совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

35

Коммуникативное взаимодействие по теме «Игрушки»

Раздаточный материал

1

36

Выражение своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

37

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

38

Использование графического изображения для обозначения предметов по теме «Игрушки».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

39

Использование графического изображения для обозначения признака предмета по теме «Игрушки».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

40

Создание практической игровой ситуации взаимодействия.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

41

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

42

Ответы на вопросы с использованием графического изображения.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

1

43

Использование графического изображения для обозначения предметов по теме «Посуда».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

3

44

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

45

Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

46

Двигательные и жестовые упражнения типа «Руки – я все делаю»

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

47

Двигательные и жестовые упражнения типа «Ноги – я хожу»

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

48

Двигательные и жестовые упражнения типа «Я боюсь, радуюсь, плачу»

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

49

Двигательные и жестовые упражнения типа «Я играю»

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

50

Двигательные и жестовые упражнения типа «Мои игрушки».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

2

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

рабочей программы

– игрушки дидактические и сюжетные:

– магнитная доска;

–  набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

– трафареты с изображением животных, сюжетных картинок;

– графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами; 

– наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; 

– сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

– презентации;

– настольно-печатные игры (серии игр «Путешествие по зоопарку»);

- пиктограммы с жестами и символами (картинками).

Карточки с сюжетными картинками.

Мозаика.

Пазлы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по коррекционной ритмике. 5 класс

Коррекционная ритмика - это учебный предмет, который включен в учебный план в  общеобразовательных коррекционных школах....

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...