Специальные коррекционные занятия
статья

Организация учебных занятий по логопедии в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Специфической формой организации учебных занятий для коррекционной школы являются коррекционные занятия, ритмика.

Коррекционные занятия по логопедии, сенсомоторике, двигательному развитию проводятся как индивидуальные, так и групповые. На эти занятия направляются учащиеся с выраженными речевыми или двигательными нарушениями.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Мелкая моторика – это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка, так как центры мозга, которые отвечают за движения пальцев, находятся рядом с речевыми центрами. Поэтомупри активном развитии моторики у ребенка развивается речь. Дети с достаточно развитой моторикой успешнее преодолевают недостатки в развитии речи.

Произнесение звуков речи (то есть артикуляция) требует координации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки, дыхательных движений, участвуют и неречевые мышцы – например, брюшной пресс. И все эти движения согласованы между собой, т. е. производятся в определённой последовательности, иначе звук не получится.

Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки, он должен не только удержать определённую позу языка, губ, но и вовремя переключиться с одной позы на другую, т. е. осуществить движение. Естественно, это будет возможно, только если мышечный тонус будет нормальным.

Таким образом, работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

        

Логопедические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимым учебно-дидактическим материалом.

В начале сентября каждого учебного года логопед проводит первичное обследование речи учащихся  классов и всех вновь поступивших в данную школу. Первоклассники обследуются в первую очередь. Каждый ребенок опрашивается индивидуально.

На основании первичного обследования составляются списки всех учеников школы, нуждающихся в логопедических занятиях. Дети с выявленными дефектами речи обследуются более подробно.

Для учета особенностей речи и результатов работы на каждого ученика заполняется речевая карта. Дефекты речи у учащихся имеют разнообразный и сложный характер, они служат серьезным препятствием к успешному обучению их в школе.

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети со сложными и многообразными речевыми нарушениями, требующими длительной специальной логопедической работы.

С 16 сентября логопед начинает занятия по коррекции речи у учащихся уже обследованных классов.

Групповые занятия помогают преодолеть негативизм, замкнутость и другие особенности характера детей, возбудить у них интерес к занятиям путем организации различных игр. Такая форма работы позволяет варьировать специальные упражнения, удлинять время занятий каждого ребенка, не переутомляя его.На фоне групповой работы необходимо индивидуализировать характер заданий для отдельных учащихся.

С учащимися, имеющими тяжелые дефекты речи, занятия ведутся индивидуально по установленному плану. Включение их в группы осуществляется по мере успешности коррекции их речевого дефекта. Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия учеников.

В начале учебного года логопед планирует свою работу, составляет списки обследованных детей, заполняет речевые карты, начинает вести журнал учета посещаемости. В конце года отчитывается о выполнении плана работы.

В отчете рекомендуется иметь следующие данные:

1. Общее количество детей, обследованных логопедом.

2. Общее количество детей, нуждающихся в логопедической помощи.

3. Количество детей, посещающих логопедические занятия и распределение их по видам речевых нарушений.

4. Количество детей, занимающихся индивидуально и в группах. Число групп.

5. Успешность продвижения учащихся в исправлении нарушений речи.

Сколько детей выпущено за год и с какими результатами (с нормальной речью, с улучшением, без изменения). Сколько детей оставлено под наблюдение логопеда, сколько передано учителям для закрепления результатов.

6. Влияние логопедической работы на повышение успеваемости учащихся.

Логопед планирует занятия по исправлению речевого недостатка. Каждое занятие имеет свои задачи. Оно состоит из подготовительной части (речевая гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика), основой, в которую входит знакомство с новыми приемами работы, новыми упражнениями и т. д. Итоговая часть занятия может включать речевые игры, разучивание стихов, т. е. быть этапом закрепления, автоматизации достигнутого.

Таким образом, перечисленные коррекционные занятия призваны создавать условия для сглаживания индивидуальных недостатков учащихся, более совершенно готовить их к самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".

      В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...

Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".

Интересный  учебный материал  для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...

Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".

2017 год  был объявлен "Годом экологии" в  России.  Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...

Доклад "Значимость специальных коррекционных занятий по СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой

В докладе говорится о значимости специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками...