Конспект урока по предмету "Обслуживающий труд"
план-конспект урока (9 класс)

Саяпина Мария Григорьевна

Конспект урока по предмету "Обслуживающий труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_i_naznachenie_predmetov_sadovogo_inventarya.docx302.76 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема урока: Название и назначение предметов садового инвентаря.

 

Цель урока:

  • уточнение и расширение знаний учащихся с видами садового инвентаря.

 

Задачи урока:

 

Образовательные:

  • развивать умения применять теоретические знания на практике;
  • повторить правила  посадки растений.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать наблюдательность учащихся;
  • развивать мышление;
  • расширять активный словарь учащихся. 

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия и аккуратности;
  • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам;
  • воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил по техники безопасности;
  • воспитывать умение работать в коллективе. 

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, разноуровневое обучение.

Оборудование:  мультимедийная презентация,

1. Приложение 1.

Тест для самостоятельного заполнения.

2. Приложение 2.

Техника безопасности при работе с инструментами предназначенными для прививки, обрезки веток и формирования кроны.

3. Приложение 3.

Техника безопасности с пилой.

4. Приложение 4.

Раздаточный материал.

Ход урока

 

I. Организационно-подготовительный этап.

Добрый день. Я рада видеть вас сегодня на уроке.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!

Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки.

Настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.(здоровьесбережение)

II. Основной этап

  1. Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала.

За растениями нужно ухаживать, для этого у рабочего зеленого хозяйства есть инструменты. А вот какие инструменты и их названия нам поможет узнать игра

«Буква – инструмент».

Я называю букву и, а вы инструмент на эту букву, а затем изображение инструмента и рассказываете для каких работ этот инструмент.

 

Игра «Буква – инструмент»

Слайд

В- вилы, ведро

Г - грабли, газонокосилка

Л - лейка, лестница, лопата штыковая, лопата совковая

О – опрыскиватель

П – пила

С - секатор, сучкорез

Т – тележка

Вот сколько инструментов существует на свете и все они помощники садовника, озеленителя и цветовода.

  1. Сообщение нового материала.

Все известные садовые инструменты и инвентарь условно можно разделить на несколько групп в зависимости от того, для какой работы они используются.

Так, например, выделяют инструменты, необходимые при планировании садового участка;

 

·        прививке и обрезке ветвей деревьев и кустарников, формировании кроны;

·        вскапывании и выравнивании почвы и окучивании;

·        разбивке грядок и цветников;

·        посеве семян;

·        пикировке и высаживании рассады;

·        поливе;

·        сборе урожая;

·        стрижке газонов и скашивании травы;

·        борьбе с вредителями и заболеваниями.

Сегодня мы с вами рассмотрим садовый инвентарь для прививки и обрезки ветвей деревьев и кустарников, формировании кроны.

 

Работа ведется с помощью презентации на интерактивной доске.

Инструменты для прививки, обрезки веток и формирования кроны

Конечно, полив, удобрение и опрыскивание очень важны для растений, однако для нормального развития немалую роль играют обрезка и прививка. Кроме того, различные операции по формированию кроны позволяют регулировать рост растений, придавать им определенную форму, что положительно сказывается на внешнем облике участка.

Для прививки, обрезки деревьев и кустарников и формирования живой изгороди используют различные инструменты: секатор, садовые ножницы, ножовки и другие.

(Запись названия инструмента и вклеивание раздаточного материала)

1.Секатор

Секатор представляет собой садовые ножницы, предназначенные для обрезки ветвей деревьев, тонких побегов, формирования и прореживания кроны садовых культур.

При выборе секатора отдавать предпочтение следует инструменту с прорезиненными ручками, чтобы предохранить руки от мозолей. Секатор должен удобно располагаться в руке, и в сложенном состоянии между лезвиями не должно быть просвета, иначе инструмент будет сминать ветки, не срезая их.

Для срезки цветов, травянистых многолетников лучше использовать секатор небольшого размера с тонкими лезвиями.

В 1815 году во Франции для подрезки виноградных лоз впервые применили инструмент, получивший название «секатор». Название произошло от латинского sеcо, что означает «резать», «рассекать».

Секатор

http://www.libma.ru/domovodstvo/sadovye_instrumenty_i_inventar/i_004.jpg(слайд10)

2. Сучкорез

Вместо секаторов с удлиненными ручками для обрезки высоко расположенных веток целесообразно применять сучкорез. Инструмент закрепляется на длинном шесте диаметром не менее 25 мм и приводится в действие при помощи шпагата. Сучкорезом можно без больших усилий обрезать толстые ветки растений, так как он снабжен шарнирно-рычажным механизмом. От сложности механизма зависит толщина веток, которые им можно обрезать. Плоскостной сучкорез малого размера снабжен изогнутым нижним лезвием, что обеспечивает лучший захват.

http://www.libma.ru/domovodstvo/sadovye_instrumenty_i_inventar/i_005.jpg(слайд11)

3. Садовая ножовка

Садовая ножовка – пила с одной ручкой, предназначенная для обрезки веток садовых культур. Садовая разновидность ножовки отличается от плотницкой изогнутым полотном и наклонными зубьями, благодаря которым облегчается процесс обрезки ветвей деревьев и кустарников, а вероятность изгиба и поломки полотна при этом уменьшается.

Размеры ножовок могут быть различными. При помощи больших инструментов легко срезать толстые ветви садовых культур. Ножовки небольшого размера позволяют сделать ровный и аккуратный срез.

Ручная складная пилка

http://www.libma.ru/domovodstvo/sadovye_instrumenty_i_inventar/i_006.jpg(слайд12)

 

Физкультминутка

(Здоровьесбережение)

 

Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,

Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.

Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.

Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,

Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,

Организм оздоровляем, кислородом наполняем.

Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,

Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.

Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить. Продолжаем.

 

4. Ножи

Часто для обрезки веток деревьев, кустарников и срезки цветов садоводы используют различные ножи, которые обязательно должны быть хорошо заточены. Садовые ножи подходят для обрезки живых и поврежденных, но не сухих ветвей. Он не имеет специального назначения и используется для разных работ: обрезки веток деревьев и кустарников, подготовки черенков, надрезания коры дерева для прививки, срезки цветов.

http://www.libma.ru/domovodstvo/sadovye_instrumenty_i_inventar/i_007.jpg(слайд13)

5. Ножницы

При формировании садовых культур огромную роль играют ножницы, которые используются для стрижки, обрезки неодревесневших тонких побегов и других работ. В садоводстве используют различные ножницы, основными особенностями которых являются удобство и хорошая заточка. Режущая способность таких ножниц увеличивается за счет нержавеющих лезвий и силового механизма – рычага.

http://www.libma.ru/domovodstvo/sadovye_instrumenty_i_inventar/i_008.jpg(слайд14)

 

6. Пилы

Нередко при обрезке садовых культур возникает необходимость применения пилы. Использовать ее при срезке небольших ветвей деревьев и кустарников не рекомендуется, так как край среза часто получается неровным и это отрицательно влияет на рост и плодоношение культуры.

http://www.libma.ru/domovodstvo/sadovye_instrumenty_i_inventar/i_009.jpg(слайд15)

 

Изучение техники безопасности при работе с инструментами предназначенными для прививки, обрезки веток и формирования кроны.

Самостоятельное изучение техники безопасности.

 Вопросы для учащихся:

 

1.Какаво предназначение секатора?

2.Какой инструментиспользуются для стрижки, обрезки неодревесневших тонких побегов и других работ?

3.Какой инструментиспользуются для обрезки веток деревьев и кустарников, подготовки черенков, надрезания коры дерева для прививки, срезки цветов?

 4.Какие существуют требования безопасности при работе с пилой? (здоровьесберегающие технологии)

5.Какие существуют требования безопасности при работе с секатором? (здоровьесберегающие технологии)

6. Почему при перерывах в работе необходимо закрывать секатор?

7. Где хранить садовый инвентарь?

8. Что вы должны будете сделать по окончании работы?

 

3. Закрепление материала.

1. Определите  вид садового инвентаря.

Составление слов из слогов.
Подумай и составь слова (на доске разные слоги, из которых ребятам надо составить названия садового инвентаря, которые они изучали): 

НО     ТО      ТОР
КУС      КА      КА
СЕ      ЖОВ     РЕЗ

 

2.Тест для самостоятельного заполнения

1.Инструмент для обрезки ветвей деревьев, тонких побегови формирования и прореживания кроны садовых культур.

Обведите правильный ответ

 

А) Ножи

Б) Сучкорез

В) Секатор

Г) Садовая ножовка

2.Инструмент для срезки очень толстых веток и стеблей.

Обведите правильный ответ

 

А) Секатор

Б) Кусторез

В) Ножницы

Г) Пила

 

1. Что сегодня узнали нового?

2. Какое значение имеют для вас полученные знания?
3. Где и как их можно использовать садовый инвентарь?

III. Заключительный этап.

1. Домашнее задание

2. Объявление оценок



Приложение 1.

Тест для самостоятельного заполнения.

 

1.Инструмент для обрезки ветвей деревьев, тонких побегов и формирования и прореживания кроны садовых культур.

Обведите правильный ответ

 

А) Ножи

Б) Сучкорез

В) Секатор

Г) Садовая ножовка

2.Инструмент для срезки очень толстых веток и стеблей.

Обведите правильный ответ

 

А) Секатор

Б) Кусторез

В) Ножницы

Г) Пила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

 

Техника безопасности при работе с инструментами предназначенными для прививки, обрезки веток и формирования кроны.

 

1.      Перед началом работы необходимо ознакомиться с технологией производства. Необходимо выполнять только порученную работу, не перепоручайте свою работу другим лицам. 

 

2.      При получении инструмента, необходимо провести его осмотр, при обнаружении неисправности работать таким инвентарем запрещается.

 

3.      Рукоятки инструмента должны быть гладкими и без заусенцев, лезвия правильно и остро заточенными.

 

4.      Секатор, кусторез, сучкорез, ножницы должен иметь ограничитель схождения рукояток.

 

5.      Пружина инструмента  должна быть смазана и свободно, без заеданий разводить лезвия.

 

6.      Данный инструмент необходимо использовать  для обрезки веток только подходящей толщины.

 

7.      Во время работы запрещается оставлять   инструмента на рабочем месте острием вверх, т.к. это может привести к травме.

 

8.      При  перерывах в работе  надо закрывать инструмент с помощью замка.

 

9.      При работе   запрещается размахивать им.

 

10.   Передавать  можно только из рук в руки. Закрыть и передавать рукоятками вперед.

11.  По окончании работы инструмент необходимо закрыть с помощью замка и передать его преподавателю (мастеру).

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 3.

 

Техника безопасности с пилой (ручная).

 

1.При работе с пилой обязательно обеспечьте не только свою безопасность, но и безопасность окружающих.

 

2.Прежде чем работать пилой осмотритесь, нет ли в пределах поражения людей.

 

3.НИКОГДА на машите пилой в ту сторону, где стоят люди.

 

 4. При работе пилами не допускается ставить палец или руку для направления пилы по риске. Распиливаемый материал должен быть прочно закреплен. Заканчивать пропил следует осторожно, чтобы обрезанная часть материала не упала на ногу.

 

5. Инструмент должен храниться в чехле.

 


Приложение 4.

Раздаточный материал

http://www.libma.ru/domovodstvo/sadovye_instrumenty_i_inventar/i_004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по профильному труду 7 класс. Тема урока: "Шиповые столярные соединения"

Обучение правильности выполнения  приемово запиливанию шипов и долблению проушин, а также безопасности труда при работе. Коррекция  логического мышления на основе работы с технологической ка...

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 кл. ТЕМА УРОКА: Обработка складок (на образцах).

Ознакрмление  учащихся с процессом обработки складок разных видов в швейных изделиях....

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 10класс. Тема урока: «Инструменты и приспособления для ручных работ».

Ознакомление  учащихся с швейными инструментами и приспособлениями для ручных работ....

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) ТЕМА УРОКА: Обработка прорезного кармана в рамку из основной ткани.

Обучение учащихся обработке прорезного  кармана в рамку. Систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний и умений....