«Телесно- ориентированные технологии в практике учителя- логопеда»
консультация

Логопед  Альбина Григорьевна.

     Телесно-ориентированная терапия - это  широкий термин который обозначает или объединяет  различные методики работы с телом.  Телесно- ориентированную терапию часто  используют психотерапевты, например  для проживания эмоций. Используют  мануальные терапевты, остеопаты для работы с телом, например для выравнивания каких –либо структур тела. В  практике учителя-логопеда это могут быть телесно- ориентированные технологии. О них и пойдет дальше речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_sbornike.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко»

Сообщение из опыта работы:

«Телесно- ориентированные технологии в практике учителя- логопеда»

Подготовила :

учитель-логопед  

Аристова А.Г.

                                                   Южноуральск 2022г.

     Телесно-ориентированная терапия - это  широкий термин который обозначает или объединяет  различные методики работы с телом.  Телесно- ориентированную терапию часто  используют психотерапевты, например  для проживания эмоций. Используют  мануальные терапевты, остеопаты для работы с телом, например для выравнивания каких –либо структур тела. В  практике учителя-логопеда это могут быть телесно- ориентированные технологии.

     Данные  технологии позволяют мне осуществлять  коррекцию имеющихся психических, физиологических или речевых нарушений с помощью процедур телесного контакта и использование телесных функции ( дыхание, движение, статическое напряжение тела и др.

Как же работа с телом может быть связана с развитием речи?  Человеческий мозг после рождения начинает познавать свои владения, то есть он начинает чувствовать,  где рука, где нога и как ими можно управлять. Ему надо понять, где тело заканчивается, где его границы. Это первое, чему он начинает учиться. Взрослый мог бы помочь, если бы завернул младенца в пелёнку, но детей сейчас не пеленают.  Многие специалисты уже поднимают вопрос о важности пеленания в первые дни или неделю после рождения. Получается,  что ребёнок, которого не пеленали,  не проходит до конца первый этап развития нервной системы и границы своего тела полноценно не осознаёт. В будущем (из-за этого в том числе) наряду с речевыми нарушениями,  часто дети не умеют  вести себя в обществе, не знают границы дозволенного, и все дальнейшее развитие протекает уже с учётом этого.  Сразу после осознания границ своего тела мозгу важно запомнить схему тела,  где именно рука и где нога. Ребёнок начинает  переворачиваться, двигаться, ползать.  Мозг должен понять,  где именно нужная рука, нога и как управлять данной мышцей. Если по каким-то причинам организм недополучает двигательных навыков   ( ребёнок болел,  получал лекарства, рано дали гаджеты в руки, мало носили на руках и т.п),  то мозг не научается до конца координировать работу мышц рук и ног, не нарастает нужное количество нейронных связей. А значит он не сможет координировать работу мышц живота,  диафрагмы, языка и губ,  а говорит  человек именно этими мышцами.  Вот одна  из главных причин плохой речи, если ребёнок не ползал, его не пеленали, и он мало двигался. Кроме этого,  ребёнок, который не ползал в детстве, не только хуже разговаривает. У таких детей часто формируется чрезмерный прогиб в спине, который уже в свою очередь  также негативно влияет на формирование позвоночника и на здоровье в целом.

 По-другому можно сказать, что телесно-ориентированные технологии - это движения и  упражнения,  которые позволяют недозревшим участкам мозга дозреть,  чтобы мозг начал полноценно функционировать.

 Я применяю  их в моей  практике. Это биоэнергопластика,  дыхательные упражнения,  упражнения для релаксации растяжки, массаж, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, и опираясь на вышесказанное- пеленание и ползание (которые  используется в виде игры).  Данные технологии применяю как отдельно друг от друга, так и объединяю , смешиваю друг с другом , для сокращения сроков коррекции речевых нарушений. Идею смешивать , миксовать известные телесно-ориентированные технологий в одном занятии  поддерживает еще одна технология- которая называется  LPG- ритмика. Это  практическая педагогическая технология коррекционно-развивающей направленности полифункционального характера,  позволяющая развивать одновременно и речевые и неречевые функции,  коммуникативные навыки, формируют схему тела, ритмическую составляющую,  эмоции, пространственные представления(  это и есть те базовые функции,  которые формируются в младенческий период).  Кроме этого,  дети учатся взаимодействовать друг с другом и социализируются.

Я применяю данную технологию в работе  с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в процессе коррекционных занятий . В результате  в организме детей происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, что положительно сказывается на развитии  детей, и на развитии речи , в частности.

Использованная литература:

1.Ганичева И.В. «Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» 2004 г.

2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование приемов самомассажа в практике учителя-логопеда

   Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата. Логопедический мас...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно - коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса инф...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Семинар-практикум «Телесно-ориентированные технологии в работе с детьми – биоэнергопластика»

Ознакомление педагогов с нетрадиционными формами и методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  коррекционно – развивающего процесса...