Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
статья

Федосова Елена Николаевна

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_formirovaniya_zhiznennyh_kompetentsiy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

   Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения, заметен рост и психогенных нарушений. Фактически в специализированной помощи учителя-дефектолога на начальном этапе обучения нуждаются все обучающиеся. Это послужило одним из основополагающих факторов введения в учебный план коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. То есть, возникает необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенке каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи; развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятиях через обучение, игру, музыку, движение, арттерапию, изобразительную деятельность; использование функционально ориентированных игрушек; природного, иллюстративного, образно-символического, нормативно-знакового, полифункционального материалов; наглядно-графических моделей. Занятия предусматривают индивидуальную и коллективную деятельность, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением, формирует положительную мотивацию к учению.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета;
  • конструирование предметов;
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

   Более подробно рассмотрим  раздел программы  «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков». Данный раздел программы решает ряд задач:

- расширение двигательного опыта обучающихся,

 -развитие умения согласовывать движения различных частей тела,

 -целенаправленное выполнение отдельных действий и серии действий по инструкции педагога,

 -формирование пространственной ориентировки,

-укрепление мышц всех  звеньев руки,

-развитие координации движений кисти и пальцев,

-согласованность действий обеих рук.

Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальным недоразвитием самостоятельно без специальной  помощи овладеть не могут.

Для умственно отсталых учащихся характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, элементарными навыками самообслуживания, а значит и овладение ориентировкой в окружающем мире. Ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма,  при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования.

   Система упражнений для коррекции общей моторики, психомоторики направлена:

Используемые дидактические материалы

На развитие отдельных двигательных качеств и способностей детей: силы, ловкости, быстроты,  координации,  чувства равновесия

 объёмные набивные модули, мячи и кубы  из различных материалов, отличающиеся размером, весом, фактурой; плоские и объёмные сенсорные дорожки, кольцебросы, спортивный инвентарь

 На развитие и совершенствование свойств психики: внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, времени

 Куклы для пальчикового и ручного кукольного театра, звучащие игрушки, таймеры, графические схемы, планшеты, чертежи, карты

 На повышение функционального уровня систем организма: тренировка двигательной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизация обменных процессов, формирование осанки

набор предметов и схем для дыхательных упражнений, спортивный инвентарь, массажные мячи и коврики, тряпичная кукла, шариковая ванна

  Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Особенности праксиса (уровень развития мелкой моторики) лучше всего раскрываются в навыках  самообслуживания. Зачастую они находятся на самом низком, элементарном уровне. Полезны и эффективны комплексы массажа и самомассажа, упражнения с массажными мячами разного размера и жёсткости, Су-Джок, манипулирование предметами, сортировка  мелких предметов, работа с конструкторами разного размера, мозаикой, пазлами.

   Для формирования жизненно важных компетенций и приобретения большей степени самостоятельности необходимо использовать натуральные и стилизованные  объекты с различными видами застёжек (крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы, кнопки, пряжки) для отработки навыков застегивания и расстегивания, вывертывания одежды, шнуровки ботинок, завязывания шнурков, пристёгивания бельевых прищепок, закручивание и откручивание шайб и крышек).

  Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

-статическое удерживание предлагаемой позы кисти руки и пальцев;

-динамические упражнения на сжатие, растяжение и расслабление;

-упражнения на развитие согласованности и координации движений обеих рук;

-владение письменными принадлежностями (кисточки, простой и цветные карандаши разной твёрдости, фломастеры, гелиевые и шариковые  ручки, мелки);

- штриховка в разных направлениях и разной амплитудой движения руки;

-раскрашивание с ограничением контуром и без него;

-обводка по контуру, с использованием внешних и внутренних шаблонов, копирование;

-рисование по опорным точкам, клеточкам и другим ориентирам;

-графические диктанты.

   Максимальной коррекции дефекта развития крупной и мелкой моторики можно добиться только в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. В нашей школе усилиями администрации и творческого коллектива педагогов создан кабинет коррекции, который отвечает основным требованиям: многофункциональность, целостность, оптимальная насыщенность, возможность трансформирования. Большая часть дидактических пособий изготовлена педагогами и обучающимися нашей школы.

   Коррекция психомоторных расстройств детей с интеллектуальной недостаточностью ведет к улучшению их психического развития, которое осуществляется в значительной степени путем развития моторики, предметных действий, навыков самообслуживания, трудовой деятельности. Установлено, что 45% детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и 75%

детей с более легкими поражениями ЦНС при специальном воспитании и обучении с использованием разработанной системы приемов коррекции двигательных нарушений могут быть приспособлены к посильному систематическому труду. Это, в свою очередь, расширяет круг представлений детей данной категории, формирует новые навыки, обогащает речь, организует

поведение, стимулирует психическое и умственное развитие, способствует

их социализации.

   Эффективность занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов можно определить по следующим показателям:

        . общее оздоровление, укрепление организма;

        . развитие двигательных способностей, сознательного управления

        движениями, формирование правильной осанки;

        . развитие нервной системы;

        . совершенствование сенсорных представлений, перцептивных

        действий, формирование аналитического восприятия;

        . развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных

        способностей;

        . развитие организованности, дисциплины.

Список литературы:

  1. Ануфриев  А. Ф., Костромина С. И. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М: Издательство «Ось – 89», 2003

2.  Дыбина О. В.,  Из чего сделаны предметы. – М: ТЦ Сфера, 2004

  1. Ильина М. В. Чувствуем – познаём – размышляем. – М: АРКТИ, 2004

  1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я., Развитие сенсорной сферы детей. –М: Просвещение, 2009

  1. Павлова Т. А.  Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М: Школьная пресса, 2004

  1. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. – М: ТЦ Сфера, 2003

7 .Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буренова. – М: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" (на примере 2 класса)

Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает со...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

Самоанализ по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Результаты реализации АООП, программа коррекционной работы....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Коррекционный курс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. 1 класс, 9.1

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...