Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью"
рабочая программа (8 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью" разработана и составлена на основе: Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка ООН, Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат», 29.08.2016г. При.№190). Рабочая программа является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие обучающегося.

Данная программа может быть использована в работе учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_programma_rech_i_alt_kom_2022-_2023.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская  школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рассмотрена                                                                                                   Утверждена

и рекомендована                                                                                           приказом  ____

педагогическим советом                                                               от «__»_________г.

протокол _________                                                                  директор школы

от «__»______________г.                                                                    _______О. М. Жукова

Рабочая программа

Речь и альтернативная коммуникация

с учащимся с расстройством аутистического спектра

с умеренной умственной отсталостью

(8 класс, РАС, с интеллектуальной недостаточностью)

Составитель:

учитель-логопед

 Аверкина Г. Н.

                                           

2022-2023 учебный год

Содержание  программы

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
  2. Содержание программы……………………………………………...................5
  3. Планируемые результаты ………………………………………………….……7
  4. Список литературы…………………………….…………………………….......9
  5. Приложение: Календарно-тематическое планирование……………………….10

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального Закона от 29.12.12  273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка ООН, Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г.  1599), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат», 29.08.2016г. При.190). Рабочая программа является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие обучающегося.

 Цель программы:

Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, необходимой для социализации, ориентации в социальной среде и в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни.

Задачи:

Базовые учебные действия (БУД), которые обучающийся должен освоить, включают регулятивные, познавательные и коммуникативные умения, формируемые на занятиях.

Коммуникативные БУДы: проявление активности в процессе взаимодействия со взрослыми и с детьми, адекватная вербальная и невербальная ответная реакция на обращенную речь; умение слушать информацию и действовать в соответствии с ситуацией; проявлять доброжелательность, конструктивно взаимодействовать с людьми. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

        Познавательные БУДы: Использовать средства альтернативной коммуникации для выражения своих желаний и потребностей. Грамотно формулировать фразы, слушать (до конца) ответы, адекватно реагировать на результат беседы. Развивать умение устного высказывания в соответствии с учебной задачей. Формированием речи от 1 лица с правильными согласованиями между существительными и прилагательными, глаголами. Развитие мелкой моторики, графомоторных умений, памяти, внимания, понятийного аппарата. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

        Регулятивные БУДы: Принимать цели занятий, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану, умения следовать словесной инструкции к заданиям и работать в общем темпе. Формирование умения находить в тексте заданную информацию. Формировать умение делать обобщения.

Актуальность программы

По данным всемирной организации здравоохранения 1 из 160 новорожденных детей имеет расстройства аутистического спектра (РАС). РАС представляет собой группу сложных расстройств, характеризующихся особым нарушением психического развития, ярким проявлением которого является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни. Нарушения в развитии коммуникации, то есть социального взаимодействия приводит к тяжёлым отклонениям в поведении и отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности.

 Коммуникация представляет собой обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно ученые подразделяют коммуникацию на вербальную (с помощью слов) и невербальную (это общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.).

Коммуникативное общение - это не обязательно словесная форма взаимодействия ребенка с окружающими. Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.

Реализация данной Рабочей программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру, способствует активному контакту ребенка РАС с окружающим миром, эмоциональному комфорту, следовательно будет осуществляться коррекция поведения.

  1. Содержание программы

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность ребёнка в быту, его социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. На занятиях «Речь и альтернативная коммуникация» проводится целенаправленная педагогическая работа по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В рабочей программе уделяется большое внимание развитию у обучающегося доброжелательности, вежливости, честности, тактичности, терпения, любви и интереса к природе, Родине, к труду, ко всему живому. Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик ребенка. Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся.

Программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно -развивающей программы - индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Программа состоит из четырех этапов:

1. Вводный этап. Главными задачами этого этапа является установка эмоционально -положительного контакта с учащимся. Определение сохранных навыков и умений, приобретенных в прошлый период обучений. На данном этапе используются такие приемы как:

1. Методы альтернативной коммуникации;

2. Спонтанные игры;

3. Коммуникативные игры.

2. Коррекционно - формирующий этап.

На данном этапе используются следующие приёмы:

1. Методы альтернативной коммуникации;

2. Игры: с движениями и тактильными ощущениями; игры - на сенсорное развитие; речевые игры; игры - на снятие эмоционального напряжения.

3. Упражнения на развитие письменной речи.

4. Работа с текстами.

3. Закрепляющий этап.

Задачами третьего этапа является закрепление сформированных знаний и умений.

В содержание занятия входят:

- развивающие игры;

-  рассматривание рисунков и фотографий, беседа по иллюстрации;

- работа с видеоматериалом и презентациями;

- чтение художественных произведений;

-  рассказ учителя;

- слушание музыкальных произведений;

- рисование;

- составление предложений;

- письмо.

4. Диагностический этап.

Задача: выполнить диагностические задания для выявления уровня усвоения БУД, заявленных в начале учебного года с целью составления перспективного коррекционного плана работы на следующий учебный год.

Показателем усвоения учащимся программы является динамика развития понимания обращенной к учащемуся речи в форме невербальных и вербальных проявлений и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия, а также адекватная вербальная или невербальная реакция на обращенную речь.

  1. Планируемые результаты

Результативность обучения проводится согласно личностным успехам, положительным достижениям в обучении, воспитании обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.

Критерии оценки:

  • Полнота знаний, прочность их усвоения и умения их применять.
  • Степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи:
  • Самостоятельное выполнение,
  • При выполнении требуется направляющая помощь педагога, инструктирование по мере выполнения задания,
  • При выполнении требуется контроль педагога,
  • Требуется стимулирование для выполнения задания

Достаточный уровень.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Учащийся использует в повседневных контактах с людьми усвоенные на занятиях обороты речи.

Обучающийся пишет («печатает») по заданию самостоятельно слова, предложения, грамотно оформляет границы предложения;

Списывает с классной доски, с книги, с карточек слово, предложение.

Подбор картинок к прочитанному тексту.

Ответы на вопросы по прочитанному с опорой на предметные и сюжетные картинки.

С помощью педагога выделяет главных действующих лиц.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков и других графических знаков.

Обучающийся знает: обобщающие понятия, имена собственные (имена людей, клички животных).

Минимальный уровень.

Установление контакта с собеседником. Привлечение к себе внимания звуком, жестом, словом.

 Способность выражать вербально согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, свои желания.

Принятие сопряжённой помощи педагога.

Сохранность глобального чтения.

Копирование печатных, прописных и строчных букв и слогов, слов, предложений.

Составление предложений из картинок-понятий.

Частичное воспроизведение озвученных текстов.

Система оценки достижений обучающихся с РАС

При определении уровня развития обучающегося с РАС оценивается качественное содержание доступных ему действий. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Список литературы

1. Расстройство аутистического спектра: Всемирная организация здравоохранения. – 2016. – URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru 

2. Захарова А.В. Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуниация" для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом. - Красноярск,  2016.

2. Мухина, В.С. Аутизм как компонент психического или личностного развития на этапах детства, отрочества, юности//Научный электронный журнал "Развитие личности".– 2002.–3 – С. 103-112. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/132.html.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М Либлинг // Аутичный ребенок. –Москва, 2005. – С.10–16.

4. Шипицына, Л.М. Детский аутизм: Хрестоматия / Л.М. Шипицына – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – С. 254.

5. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах 18 – Электрон. ст. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma [15.04.16]

6. Петровского, А.В. Словарь психология/ А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: издательской литературы 1990. – С. 32.

7. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова – Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26.

8. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не говорящими детьми/ А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 188-190с.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во

часов по плану

Дата/ неделя

Кол-во часов по факту

I.

Вводный этап

4

1

Вводное занятие.

Задания на определение сохранности базовых учебных действий, освоенных в предыдущих годах обучения.

4

01.09

07.09.

08.09

14.09

2022г.

II.

Коррекционно-формирующий этап

56

1.

Школа. Правила.

Формирование осознания необходимости и пользы в посещении школьных занятий, общения с учителями и школьниками.  Повторение правил поведения в школе, основные занятия в школе, режим дня школьника.

Обсуждение опасных ситуаций на улице. Безопасный маршрут до дома.

Упражнения в употреблении слов-приветствий, слов-благодарности: «Здравствуйте», «До свидания», «Привет», «Пока», «До новых встреч», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спасибо», «Пожалуйста», «Благодарю», «Не стоит беспокоиться».

Упражнения в употреблении слов: «Вы», «Ты», «Я», «Моё», «Ваше», «Твоё».

Работа в тетради по смысловому чтению (чтение, работа с текстом, пересказ):

В.Берестов «Как хорошо уметь читать»

С.Михалков «Чистописание»

М.Каминский «Как котёнок Яша учил буквы»

Игровые задания на понимание действий. Глаголы - соотнесение надписи с картинкой.

Загадки про школьные предметы.

Письмо слогов и слов по теме. Составление и письмо предложений по теме.

6

15.09

21.09

22.09

28.09

29.09

05.10.

2022г.

2.

Осенняя пора.

Обобщение и расширение знаний про осень. Письмо слогов и слов по теме. Составление и письмо предложений по теме (по образцу и под диктовку). Подбор слов к сюжетной картинке.

Чтение, работа с текстом, пересказ:

В.Сутеев «Яблоко»

К.Ушинский «Осень»,

С.Козлов «Как поймать облако»

С.Козлов «Осенние корабли»

С.Козлов «Осенняя сказка»

К.Паустовский «Прощание с летом»

Презентация про перелетных птиц)

Загадки про осень.

Качественное обогащение словаря по теме.

Закрепление знаний обобщающих понятий: «урожай», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «перелетные птицы», «зимующие птицы», «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень».

12

06.10

12.10

13.10

19.10

20.10

26.10

27.10

09.11

10.11

16.11

17.11

23.11

2022г.

3.

Волшебница-Зима

Изменения в жизни людей и животном мире с приходом зимних холодов. Беседы по картинкам. Составление предложений.

Оформление предложения: начало и конец предложения.

Грамотная запись имен собственных.

Соотнесение глагола с сюжетной картинкой.

Чтение и работа с текстами:

Е.Трутнева «Лес и поле белые»

О.Высоцкая «Зима бежит, хлопочет»

Е.Григорьева «Старый Год»

С.Михалков «Событие»

Одежда зимой.

Беседа о традиции празднования Нового года. Выполнение графических упражнений по тематике.

Загадки про зиму, Новый год.

16

24.11

30.11

01.12

07.12

08.12

14.12

15.12

21.12

22.12

2022г.

11.01

12.01

18.01

19.01

25.01

26.01

01.02

2023г.

4.

Государственные праздники в России.

Традиции празднования 23 февраля и 8 марта.

Выполнение графических упражнений по тематике. Работа с адаптированными текстами, включая видеопрезентации.

12 апреля - полет человека в космос. Значение этого события. Выход человека в открытый космос. Человек на Луне.

Беседа о различных видах профессий. Работа с текстами сказок и пословиц о труде.

Символы государства: флаг, герб, гимн. введение понятия Права и обязанности человека-гражданина.

9 мая (День Победы). Символы Дня Победы.

Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо слогов, слов, предложений по тематике.

8

02.02

08.02

09.02

15.02

16.02

22.02

01.03

02.03

2023г.

5.

Настали дни весенние.

Изменения в жизни людей и в природе с приходом весны. Составление предложений. Беседы по серии картинок.  Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание стихов.

Составление рассказа по картине.

8

09.03

15.03

16.03

22.03

23.03

05.04

06.04.

12.04

2023г.

6.

Скоро лето.

Признаки лета. Изменения в жизни людей и в природе. Виды летнего отдыха: беседы по картинкам, составление предложений.  Письмо слов, предложений по тематике.

Беседа о безопасном поведении на дорогах, в лесу, на берегу водоема и в водоеме.

6

13.04

19.04

20.04

26.04

27.04

03.05

2023г.

III.

Закрепляющий этап.

4

1.

Закрепление.

Проведение итоговых обобщающих занятий.

Проведение мониторинга, Подведение итогов.

4

04.05

10.05

11.05

17.05.

2023г.

IV.

Диагностический этап.

4

1.

Итоговая диагностика.

Проведение игровых занятий с выполнением заданий диагностиеского характера. Заполнение соответствующих таблиц по мониторингу, подведение итогов. Составление перспективного плана работы на следующий учебный год.

4

18.05

24.05

25.05

31.05.

2023г.

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 (подготовительный) класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образован...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

   Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"....

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от...

Конспект образовательной деятельности по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» в форме игры- путешествия для воспитанников с умственной отсталостью по теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

Занятие для детей с ОВЗ направлено на развитие понимания эмоционального состояния другого человека,на развитие коммуникативных навыков....

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация с учащимся с расстройством аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью", (7 класс, РАС, VIII вид).

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального ...