Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".
рабочая программа (7 класс)

Бразина Галина Николаевна

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_7_klass.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кобраловская основная общеобразовательная школа»

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 классы, утвержденной

приказом №107 от «08»ноября  2017г.

Рабочая программа

По учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Для 7 класса

 

Рабочая программа составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Новосёлова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: «Учебная книга», 2004.

Разработчики программы:

Бразина Галина Николаевна

Михайлова Оксана Александровна

«Рассмотрена»

На заседании ШМО учителей основной школы

Протокол      

№____от  «      »                  20___г

Руководитель ШМО____________                        

«Согласована»

Зам. директора по УВР _________________/Савкина И.А.

«     »__________________20___

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)

1.Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

адаптированной основной общеобразовательной программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

2. Содержание учебного предмета.

«Речь и альтернативная коммуникация». 7 класс. 34 часа.

Программа построена на основе следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

  1. Коммуникация (3 часа).

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Понимание и называние собственного имени.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).

Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

Задавание вопросов предложением.

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

  1. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (11 часов).

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.

Понимание и называние и (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

Понимание и называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

Понимание и называние  (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание и называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в,       на, под, из, из-за и др.).

Понимание и называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

Составление рассказа о себе.

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

  1. Чтение и письмо (20 часов)

Чтение небольших текстов. Определение границ предложений.

Чтение текста «Осенние подарки» по Н. Сладкову.

Составление слов из слогов (касса букв). Списывание коротких предложений. Чтение небольших текстов. Определение границ предложений.

Списывание предложений с образцов.

Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слов.

Списывание с печатного текста «Зайка».

Разучивание коротких стихов на тему «Приход зимы».

Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».

Чтение трехсложных слов. Деление слов на слоги.

Чтение текста. Е Шведер «Воробышкин домик.

Чтение стихотворений о весне.

Чтение русской народной сказки «Умей обождать».

 Списывание слов. Списывание слов на тему «Россия -моя Родина».

3.Тематическое планирование.

«Речь и альтернативная коммуникация». 7 класс. 34 часа.

№ урока п/п

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Коммуникация (3 часа)

1

1

Установление контакта с собеседником. Приветствие. Прощание. Речевая ситуация «Давайте познакомимся».

1

2

2

Просьба о помощи. Благодарность. Ответы на вопросы по картинке.

1

3

3

Диалог. Очерёдность в диалоге.

1

Чтение и письмо (10 часов)

4

1

Чтение небольших текстов. Определение границ предложений.

Запись слов и предложений.

1

5

2

Чтение текста «Осенние подарки» по Н. Сладкову. Ответы на вопросы к тексту.

1

6

3

Чтение и списывание с печатного текста «Зайка». Ответы на вопросы к тексту.

1

7

4

Чтение стихотворений про осень. Ответы на вопросы к тексту. Запись слов и предложений.

1

8

5

Чтение и запись трехсложных слов. Деление слов на слоги.

1

9

6

Чтение и разучивание наизусть стихотворения «Приход зимы».

1

10

7

Списывание предложений и небольшого текста с образцов.

1

11

8

Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».

1

12

9

Чтение небольших текстов. Определение границ предложений.

Запись слов и предложений.

1

13

10

Чтение стихотворений о зиме. Ответы на вопросы к тексту. Запись слов и предложений.

1

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (11 часов).

14

1

Звук. Звукоподражание. Простые по звуковому составу слова.

1

15

2

Слова, обозначающие предмет. Посуда, мебель, игрушки. Понимание и называние (употребление) простых предложений.

1

16

3

Слова, обозначающие предмет. Животные. Домашние животные. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

17

4

Слова, обозначающие предмет. Овощи, фрукты. Продукты. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

1

18

5

Слова, обозначающие предмет. Бытовые приборы. Школьные принадлежности. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

1

19

6

Слова, обозначающие действие предмета. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

1

20

7

Слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

1

21

8

Слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

1

22

9

Слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.).

1

23

10

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

1

24

11

Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

1

Чтение и письмо (10 часов)

25

1

Чтение текста. Е Шведер «Воробышкин домик». Ответы на вопросы к тексту. Списывание слов и предложений.

1

26

2

Чтение русской народной сказки «Умей обождать». Ответы на вопросы.

1

27

3

Чтение русской народной сказки «Умей обождать» (продолжение).

1

28

4

Составление и запись коротких предложений.

1

29

5

Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слов.

1

30

6

Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слов.

1

31

7

Чтение стихотворений о весне. Ответы на вопросы к тексту. Списывание слов и предложений.

1

32

8

Составление и запись коротких предложений.

1

33

9

Списывание слов. Списывание слов на тему «Россия - моя Родина».

1

34

10

Повторение изученного материала.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Рабочая программа для обучающихся 8 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с УО 8 класс....

учебное пособие "Рабочая программа по дисциплине ОП.08 "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации"

Учебное пособие "Рабочая программа  по дисциплине ОП.08 "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации" разработано на основе Федерального образовательного стандарта средн...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с ЗПР по учебному курсу "Химия" 8-9 классы

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент дл...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с ТНР по учебному предмету "Химия", 8 класс

Рабочая программа учитывает  особенности работы с детьми с ТНР  и отражает основные направления модернизации современного образования:-нормализация учебной нагрузки для обучающихся;-устранен...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью"

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью" разработана...