Рабочая программа для обучающихся 8 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".
рабочая программа (8 класс)

Бразина Галина Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с УО 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya._uo_8_klass.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кобраловская основная общеобразовательная школа»

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 классы, утвержденной

приказом №107 от «08»ноября  2017г.

Рабочая программа

По учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Для 8 класса

 

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой  «Речь и альтернативная коммуникация», Москва, «Просвещение», 2014.

Разработчики программы:

Бразина Галина Николаевна

Михайлова Оксана Александровна

«Рассмотрена»

На заседании ШМО учителей основной школы

Протокол      

№____от  «      »                  20___г

Руководитель ШМО____________                        

«Согласована»

Зам. директора по УВР _________________/Савкина И.А.

«     »__________________20___

  1. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

2. Содержание учебного предмета.

«Речь и альтернативная коммуникация». 8 класс. 34 часа.

Программа построена на основе следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация (3 часа)

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Понимание и называние собственного имени.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).

Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

Задавание вопросов предложением.

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (6 часов)

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и называние (употребление) простых предложений.

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Домашние животные. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Слова, обозначающие действие предмета. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Понимание и называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Чтение и письмо (25 часов)

По Н. Саконской   «Осень в школе!». Чтение и ответы на вопросы.

Р. Сеф  «Я могу считать до 100…». Выразительное чтение.

По В. Берестову «Где лево, где право». Пересказ по вопросам к тексту.

По  В. Драгунскому «Школьные слова». Чтение и ответы на вопросы.

По Г. Скребицкому «Художник-осень». Обсуждение прочитанного.

По М. Ивенсону «Падают, падают листья…» Заучивание стихотворения наизусть.

По А. Митяеву «В октябре». Выразительное чтение текста.

По И. Соколову-Микитову «Белки». Пересказ по вопросам к тексту.

Русская народная сказка  «Вершки и корешки». Пересказ по картинкам.

Русская народная сказка  «Лиса и журавль». Обсуждение сказки.

Русская народная сказка «Старик и два медвежонка». Чтение и ответы на вопросы к тексту.

Е.Благинина «Котёнок». Заучивание стихотворения наизусть.

Е. Чарушин «Ёж». Пересказ текста по картинкам.

Слово и предложение. Запись слов и предложений из трёх-четырёх слов.

Составление предложений. Повторение правила о написании предложения.

Составление  и запись предложений  по картинкам на тему «Осень».

Распространение предложений по вопросам. Запись предложений.

Списывание печатного текста по К. Ушинскому «В школе» .

Списывание печатного текста по В. Голявкину «Первый урок».

Контрольное списывание печатного текста Г. Ладонщиков «Верная примета».

Гласные и согласные звуки и буквы. Определение количества гласных в слове.

Слог. Деление слова на слоги. Упражнение в делении слова на слоги.

Перенос слов. Ударение. Упражнение в переносе слова по слогам.

Слова с мягким знаком. Упражнение в написании слов.

3.Тематическое планирование.

«Речь и альтернативная коммуникация». 8 класс. 34 часа.

№ урока п/п

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Коммуникация (3 часа)

1

1

Установление контакта с собеседником. Приветствие. Прощание. Речевая ситуация «Давайте познакомимся».

1

2

2

Просьба о помощи. Благодарность. Ответы на вопросы по картинке.

1

3

3

Диалог. Очерёдность в диалоге.

1

Чтение и письмо (15 часов)

4

1

По Н. Саконской   «Осень в школе!». Чтение и ответы на вопросы.

1

5

2

Р. Сеф  «Я могу считать до 100…». Выразительное чтение.

1

6

3

Слово и предложение. Запись слов и предложений из трёх-четырёх слов.

1

7

4

Составление предложений. Повторение правила о написании предложения.

1

8

5

По В. Берестову «Где лево, где право». Пересказ по вопросам к тексту.

1

9

6

По  В. Драгунскому «Школьные слова». Чтение и ответы на вопросы.

1

10

7

Составление  и запись предложений  по картинкам на тему «Осень».

1

11

8

Распространение предложений по вопросам. Запись предложений.

1

12

9

По Г. Скребицкому «Художник-осень». Обсуждение прочитанного.

1

13

10

По М. Ивенсону «Падают, падают листья…» Заучивание стихотворения наизусть.

1

14

11

Списывание печатного текста по К. Ушинскому «В школе» .

1

15

12

Списывание печатного текста по В. Голявкину «Первый урок».

1

16

13

По А. Митяеву «В октябре». Выразительное чтение текста.

1

17

14

По И. Соколову-Микитову «Белки». Пересказ по вопросам к тексту.

1

18

15

Контрольное списывание печатного текста Г. Ладонщиков «Верная примета».

1

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (6часов)

19

1

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и называние (употребление) простых предложений.

1

20

2

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Домашние животные. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

21

3

Слова, обозначающие действие предмета. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

1

22

4

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

1

23

5

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

24

6

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

1

Чтение и письмо (10 часов)

25

1

Русская народная сказка  «Вершки и корешки». Пересказ по картинкам.

1

26

2

Русская народная сказка  «Лиса и журавль». Обсуждение сказки.

1

27

3

Гласные и согласные звуки и буквы. Определение количества гласных в слове.

1

28

4

Слог. Деление слова на слоги. Упражнение в делении слова на слоги.

1

29

5

Русская народная сказка «Старик и два медвежонка». Чтение и ответы на вопросы к тексту.

1

30

6

Е.Благинина «Котёнок». Заучивание стихотворения наизусть.

1

31

7

Перенос слов. Ударение. Упражнение в переносе слова по слогам.

1

32

8

Слова с мягким знаком. Упражнение в написании слов.

1

33

9

Е. Чарушин «Ёж». Пересказ текста по картинкам.

1

34

10

Обобщение. Проверка техники чтения. Чтение понравившихся произведений.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

учебное пособие "Рабочая программа по дисциплине ОП.08 "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации"

Учебное пособие "Рабочая программа  по дисциплине ОП.08 "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации" разработано на основе Федерального образовательного стандарта средн...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с ЗПР по учебному курсу "Химия" 8-9 классы

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент дл...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с ТНР по учебному предмету "Химия", 8 класс

Рабочая программа учитывает  особенности работы с детьми с ТНР  и отражает основные направления модернизации современного образования:-нормализация учебной нагрузки для обучающихся;-устранен...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью"

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью" разработана...