Организация деятельности группы "Особый ребенок"
статья

Рождение здорового ребёнка для родителей большое счастье, его ждут с нетерпением, строят планы о дальнейшем успешном воспитании и обучении. Но планы рушатся в один миг, когда в семье рождается ребёнок с отклонениями в умственном и физическом развитии и перед семьёй встаёт множество вопросов: Как лечить и где лечить? Где получить квалифицированную социальную, психологическую, педагогическую помощь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

Варнавская М.М., учитель-дефектолог,

ГКОУ «Котовская школа-интернат»,

marina.varnavskaya.1977@mail.ru

Рождение здорового ребёнка для родителей большое счастье, его ждут с нетерпением, строят планы о дальнейшем успешном воспитании и обучении. Но планы рушатся в один миг, когда в семье рождается ребёнок с отклонениями в умственном и физическом развитии и перед семьёй встаёт множество вопросов: Как лечить и где лечить? Где получить квалифицированную социальную, психологическую, педагогическую помощь?

В настоящее время в Волгоградской области реализуется региональный проект «Комплекс мер  по активной поддержке родителей детей-инвалидов  (законных представителей)  для сохранения семейной среды, развития и воспитания детей» и  Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Котовская школа-интернат» является активным участником в реализации данного комплекса мер.

Одним из направлений Комплекса мер является Комплексная программа  психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,   в том числе детей  с ранним детским аутизмом и расстройствами аутистического  спектра «Академия «Мэри Поппинс».

В рамках Комплексной программы «Академия «Мэри Поппинс» на базе Государственного казённого общеобразовательного учреждения  «Котовская школа-интернат» с марта месяца 2019 года функционирует группа «Особый ребёнок».

Деятельность группы «Особый ребёнок» направленна на создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями для осуществления всестороннего и гармоничного развития, обеспечение  социальной адаптации и интеграции детей, формирования предпосылок учебной деятельности.

        Целями деятельности и основными задачами Группы являются:

адаптация детей к условиям общеобразовательного учреждения; содействие процессу социализации в окружающем мире; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; формирование предпосылок общей и специальной готовности к обучению; усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту; коррекция психического и физического здоровья детей; диагностическое и психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников; консультативно-методическая поддержка родителей.

В Группу на коррекционные занятия с учителем-дефектологом на основании заявления родителей (законных представителей) и рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума принимаются дети в возрасте от 5 до 7 лет, ряд основных показателей развития которых ниже возрастной нормы. По составу Группа может быть одновозрастная и разновозрастная.

Предельная наполняемость одной группы «Особый ребёнок» составляет 4 ребёнка. Состав группы может быть постоянным в течение года, или приём в неё может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.

Организация образовательного процесса в группе «Особый ребёнок» осуществляется посредством реализации специализированной коррекционно-развивающей программы, основными направлениями которой являются:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

•        Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

•        Развитие навыков каллиграфии;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

•        Развитие зрительного восприятия и узнавания;

•        Развитие зрительной памяти и внимания;

•        Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

•        Развитие пространственных представлений и ориентации;

•        Развитие представлений о времени;

•        Развитие слухового внимания и памяти;

3. Развитие основных мыслительных операций:

•        Навыков соотнесенного анализа;

•        Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

•        Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

4. Развитие различных видов мышления.

5. Развитие связной речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Специализированная программа коррекционно-развивающей направленности «Особый ребёнок» включает игры и упражнения, интересные и полезные для детей, с обязательным учётом их индивидуальных особенностей, заболевания, настроения. Занятия организовываются таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий. Эти занятия помогут улучшить состояние каждого ребёнка и скорректировать его развитие.

В Группе для полноценного развития детской деятельности сконструирована особая предметно-развивающая среда, которая обеспечивает положительное коррекционно-развивающее воздействие: собрано достаточное количество дидактических игр, наглядных пособий, сенсорного и развивающего оборудования, игрушек, много настольного и печатного материала и т.п.

Дополнительным эффективным средством в организации и осуществлении коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии являются занятия в сенсорной комнате. Сенсорная комната позволяет использовать широкий набор современного высокотехнологичного специализированного оборудования, в условиях которого становится возможным быстрое установление контакта с ребёнком, стимулируется становление мотивации, что в значительной степени повышает эффективность коррекционных мероприятий и сокращает срок достижения положительного эффекта.

По окончании освоения коррекционно-развивающей программы оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам детей. В конце учебного года динамика развития определяется на основе анализа их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи), посредством составления характеристики и отчета учителя-дефектолога.

На сегодняшний день отмечается положительная динамика в развитии у всех детей, посещающих группу «Особый ребёнок». Большая часть детей имеет положительную динамику развития восприятия и понимания пространственно-временных отношений. У части «особых» детей появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире.

Особое внимание уделяется работе с родителями.

Сотрудничество с родителями – это непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность всей работы. Все семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладениями необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребёнка. И моя главная задача – оказать педагогическую помощь и поддержку семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, познакомить их с доступными способами коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком, способами воспитания и обучения ребёнка, посещающего группу «Особый ребёнок».

Таким образом, практика работы группы «Особый ребёнок» показывает, что предлагаемая форма является востребованной для семей города, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,   в том числе детей  с ранним детским аутизмом и расстройствами аутистического  спектра. Обучение детей в подобных альтернативных учебно-воспитательных организациях - есть фундамент успешного их будущего в плане овладения и развития учебными, коммуникативными и социально-значимыми навыками.

Список литературы:

1. Аверина, И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы /И.Е. Аверина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.

2. Козлова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мат-лы регион. науч.-практ. семинара «Ребёнок с ОВЗ – в школе и дома» (Волгоград, 27 марта 2014 г.). – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. – С. 184-191.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.

В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

Модель мотивированных рекомендаций родителям по организации дня своего ребенка в семье (по Россу Кэмпбеллу).

В презентации даются советы родителям по организации дня своего ребенка в семье....

В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра.

В бесконечном потоке новых идей, задаешься вопросом-как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию детей, как современными играми организовать деятельность ребенка, развивая ег...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...