ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
статья

Светлана Олеговна Акопян

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые особенности развития зрительной памяти у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, а так же ключевые особенности коррекционной работы по развитию данного вида памяти.

Ключевые слова: память, зрительная память, младшие школьники, интеллектуальное недоразвитие, умственная отсталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akopyan_s._-_statya.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

С.О. Акопян

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые особенности развития зрительной памяти у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, а так же ключевые особенности коррекционной работы по развитию данного вида памяти.

Ключевые слова: память, зрительная память, младшие школьники, интеллектуальное недоразвитие, умственная отсталость.

«Без памяти, – писал И. Я. Рубинштейн – мы бы существовали мгновениями. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

В учебной деятельности не уделяется достаточного внимания формированию у обучающихся младших классов адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания оказываются непродуктивными и нередко оказываются непродуктивными.

Вопросы формирования и развития способов зрительного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью актуальны, так как данной проблеме педагогами и родителями уделяется недостаточное количество времени и внимания. Проблеме изучения памяти детей с умственной отсталостью посвящены многочисленные исследования отечественных психологов: Л.В.Занкова, И.М. Соловьева, Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, Х.С. Замского, В. Г. Петровой, И.В. Беляковой, В.А. Сумароковой и других. М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн указывают на снижение объема зрительной и слуховой памяти у детей с умственной отсталостью как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении.

Память – один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе воспитания и обучения, формирования навыков, получения знаний, личного опыта. Память имеет взаимодействие со всеми видами деятельности и всеми психическими функциями. Память занимает особое место в системе познавательных процессов. Она объединяет воображение, мышление, восприятие в единую систему, направленную на узнавание окружающего мира.[2]

Проблемой развития памяти занимались великий мыслитель-философ Аристотель, С. Л. Рубинштейн, отечественные психологи Н. Ф. Добрынина, А. А. Смирнова, физиолог И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев, П. П. Блонский. Изучением особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста занимались П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и многие другие психологи и физиологи. В настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.

Одной из классификаций видов памяти является ее разделение по времени сохранения материала, другой — по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае речь идет о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Остановимся подробнее на зрительной памяти. Отличительной особенностью данного вида памяти является то, что в момент удержания какого-либо образа в памяти он (образ) переживает определенное изменение. Трансформацией, совершающейся с визуальным образом в процессе синхронизации, является упрощение, иное преувеличение отдельных моментов, преобразование фигуры в более однообразную и свойственную. Сохраняемая в памяти форма может видоизменяться, расширяться, иногда округляться, может изменяться ее положение и ориентация. Также в процессе запечатления образ изменяется по цветовой гамме. Чаще всего воспроизводятся зрительные образы, особенно редко встречающиеся, неожиданные в жизни человека. Данные преобразования зрительной памяти делают определенный образ менее точным по сравнению с каким-либо образом в словесной памяти. Зрительная память с особым трудом поддается произвольному управлению. Хорошее запоминание только самых ярких моментов, экстраординарных явлений не определяет наличие хорошей памяти. Зрительное запоминание имеет частое проявление у детей дошкольного, младшего школьного возраста и у подросткового возраста. У взрослых ведущей памятью, как правило, является не образная, а логическая память. Однако есть некоторые профессии, где обязательным условием является преобладание образной памяти.

Основной проблемой детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является развитие познавательных процессов, а именно развитие памяти. Память является важнейшим компонентом единства личности. Память – это основа для различных психологических явлений, она объединяет прошлое, настоящее и будущее. Ребёнок со слабо развитой памятью может столкнуться с рядом неблагоприятных ситуаций: он может забыть личные данные, имя фамилию, адрес или контактный номер для связи. Подобная проблема будет мешать ребёнку ориентироваться в окружающем его пространстве и в социуме, а также усваивать необходимую базу знаний и первоначальных навыков.

Память детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Как правило, запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.[4]

Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляются, прежде всего, в том, что программу четырех классов массовой школы дети с легкой умственной отсталостью усваивают за 7-8 лет обучения.

Дети с интеллектуальным недоразвитием воспринимают и запоминают всю новую информацию значительно медленней, после многократных повторений, в скором времени забывают воспринятое, а главное, не могут вовремя воспользоваться приобретенными умениями и знаниями на практике, в отличие от детей с нормотипичным развитием, Основной причиной плохого запоминания, низкого уровня памяти и усвоения новых знаний, умений и навыков является свойство нервных процессов умственно отсталых детей. Определенная слабость замыкательной функции коры мозга подтверждает малый объем, низкий уровень памяти и медленный темп формирования условных связей, а также их непрочность. Помимо этого, понижение активного внутреннего торможения, позволяющее выделить недостаточную насыщенность возбуждения, приводит к тому, что воссоздание учебного материала многими умственно отсталыми детьми различается особенной неточностью. Заучив несколько правил, дети с умственной отсталостью во время ответов воспроизводят другие правила вместо нужных. Такое довольно часто встречается на практике. При усвоении содержания рассказа дети младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью при его воспроизведении могут привести несколько вымышленных либо заимствованных из другого рассказа деталей.[3] 

В ходе реализации процесса коррекции зрительной памяти у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью важно учитывать следующие положения.

1. Начинать  проведение коррекционных занятий необходимо при наличии определенного плана действий.

2. Коррекционное воздействие должно быть комплексным: излагаемый материал должен стимулировать не только  память,  но и  развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление.  

3. Необходимо осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при  развитии  мнемической деятельности  путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 4. Необходимо осуществлять коллегиальное сотрудничество как со специалистами, курирующими ребенка с умственной отсталостью, так и с его родителями.

5. Педагоги при подборе заданий должны опираться как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.

6. Педагог должен постоянно разнообразить как содержание, так и технику представляемого для зрительного запоминания материала.

7. Младшим школьникам с умственной отсталостью необходима более частая смена видов деятельности на занятиях и уроках, чем их сверстникам с нормотипичным развитием.

8. Не стремиться активно обучать детей с умственной отсталостью незнакомым упражнениям, а постоянно направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.

9. Этапы коррекции предполагают изложение материала от «простого к сложному».

В процессе коррекционной работы по развитию зрительной памяти необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм следующий: ребенок запоминает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.

В ходе формирования избирательности зрительной памяти ребенку предлагается запоминаемый материал, затем предлагается следующее:

  • показать ему такой же ряд, но с расположением эталонных стимулов в другом порядке; ребенку необходимо восстановить нужный порядок;
  •  показать ребенку такой же ряд, но с искажениями (фигуры с недорисованными фрагментами или развернутые и т.п.). Он должен указать, что неправильно, и заменить ошибочный вариант верным.

 Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию зрительной памяти младших школьников с умственной отсталостью будет способствовать более качественном усвоению ими учебного материала, лучшей ориентировке в окружающем мире, и, как следствие, лучшей адаптации в социуме.

Список литературы:

  1. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст] / Х. С. Замский. – М. : Академия, 2008. – 368 с.
  2. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. – М. : Академия, 2013. – 335 с.
  3. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – М. : Юрайт, 2012. – 447 с.
  4. Психология лиц с умственной отсталостью [Электронный ресурс].– Режим доступа – https://pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-90.shtml.  – Дата доступа:09.06.2022.

Акопян Светлана Олеговна – магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

Научный руководитель: Сошникова Наталья Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у младших школьников

Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, пр...

Развитие зрительной памяти у младших школьников с дисграфией.

Статья содержит упражнения и игры по развитию зрительной памяти младших школьников, которые можно применять не только на логопедических занятиях, но и на занятиях в группе продленного дня....

Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.

Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....

Тема: «Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием».

Уровень развития связной речи напрямую зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Нарушения связной речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняю...

Статья на тему: "Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием"

Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащаетс...

Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.

Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...