Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ
учебно-методический материал

Салимова София Васильевна

Сравнительная таблица инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ по вариантам обучения по адаптированной основной образовательной программе в соответствии С ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_obuchayushchihsya_s_ovz.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кадровые условия

Программно – методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

Учителя-дефектологи, тьютор, ассистент (помощник), воспитатели, учителя-логопеды, специальные психологи или педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре, социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники.

Образование:   
Педагоги, педагоги – психологи, учитель – логопед, учитель – дефектолог, тьютор, медицинские работники - высшее профессиональное образование,
воспитатели -  высшее или среднее профессиональное образование,  музыкальный работник, ,соц. работник учитель физкультуры, рисования, трудового обучения -  образования не ниже среднего профессионального с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации,
ассистент (помощник)- образование не ниже общего среднего и прошедший соответствующую программу подготовки к работе с детьми.  

Общеразвивающие предметы:             - филология (русский язык, литературное чтение),
- иностранный язык,
- математика и информатика,
- обществознание и естествознание (окружающий мир),
- основы религиозных культур и светской этики,
- искусство (изобразительное искусство, музыка),
- технология,
- физическая культура (адаптивная).

Коррекционные курсы: Формирование коммуникативного поведения (фронтальные и индивидуальные занятия), музыкально – ритмические занятия (фронтальные занятия),  
социально – бытовая ориентировка (фронтальные занятия).

 

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с РАС должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся.

- сенсорная комната, комната
релаксации,
- технические средства обучения (мультмедийные средства - произведения художественной литературы), дидактические материалы.

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер;
другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.

8.2 –  РАС

1.3 - глухие

Кадровые условия

Программно – методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

- Учитель – дефектолог (сурдопедагог), учитель начальных классов, должны иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области сурдопедагогики,
-
Учитель музыкально-ритмических занятий - высшее профессиональное образование.
-
Пед работники – педагог-психолог, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, соц педагог, педагог дополнительного образования, педагог организатор –высшее профессиональное педагогическое образование, удостоверение о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в области сурдопедагогики,
-
воспитатели - высшее или среднее профессиональное образование, Медицинские работники (врач-психиатр, невролог, педиатр) - высшее медицинское образование.

Общеразвивающие предметы: 
Язык и речевая практика (русский язык, литературное чтение), естествознание,
математика,
искусство,
технология,
физическая культура

Коррекционные курсы:  формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия), музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия),
развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия),
социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия),
развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия).

FM система, слуховые аппараты, кохлеарные импланты


4.2 - слабовидящие

Кадровые условия

Программно – методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

- Учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель начальных классов - высшее профессиональное педагогическое образование,
учитель музыкально-ритмических занятий - высшее образование, аналогичное учителю-дефектологу, учителю начальных классов и музыкальную подготовку,
- воспитатели - высшее или среднее профессиональное образование,
педагог-психолог, учитель рисования, учитель физической культуры, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о профессиональной переподготовке или повышении квалификации по спец. тифлопедагогика
-
ассистент (помощник) -  образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.  

Общеразвивающие предметы:
Филология,
математика и информатика,  обществознание и естествознание (окружающий мир),
основы религиозных культур и светской этики,
искусство,
технология,
физическая культура


Коррекционные курсы: 
Ритмика,
адаптивная физическая культура (АФК),
развитие зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка, пространственная ориентировка, развитие коммуникативной деятельности.


4.3 – слабовидящие

Кадровые условия

Программно – методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

Учителя, учителя-дефектологи (тифлопедагог),
педагоги-психологи, учителя групп продленного дня
 - высшее профессиональное образование,
социальные педагоги,
воспитатели -
 наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о профессиональной переподготовке или повышении квалификации,
медицинские работники – высшее медицинское образование

Общеразвивающие предметы:
Язык и речевая практика,
математика,
естествознание, искусство, технология,
физическая культура

Коррекционная курсы: 
Ритмика,
адаптивная физическая культура (АФК),
социально-бытовая и пространственная ориентировка.




6.2 - НОДА

Кадровые условия

Программно – методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

Учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы,– высшее профессиональное образование,
ассистент - (помощник) -  образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.
Медицинские работники (врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды – высшее медицинское образование, младший медицинский персонал - образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.

Общеразвивающие предметы:
Филология,
математика и информатика,
 Обществознание и естествознание (Окружающий мир),
Основы религиозных культур и светской этики, искусство,
физическая культура,
технология

Коррекционная курсы: 
речевая практика,
основы коммуникации,
психомоторика и развитие деятельности,
двигательная коррекция

- кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор

-  прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);

- средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;

- средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа "МОТОмед" и др.;

- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.


6.3 - НОДА

Кадровые условия

Программно – методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

Учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы,– высшее профессиональное образование,
ассистент - (помощник) -  образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.
Медицинские работники (врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды) – высшее медицинское образование, младший медицинский персонал - образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.

Общеразвивающие предметы:
Язык и речевая практика (русский язык, чтение, речевая практика),
математика,
естествознание,
искусство (рисование, музыка), физическая культура,
технология.


Коррекционная курсы: 
речевая практика,
основы коммуникации,
психомоторика и развитие деятельности,
двигательная коррекция.

- кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор;

- прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);

- средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;

- средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа "МОТОмед" и др.;

- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.

Вариант 8.2. АООП НОО предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (с одним первым дополнительным классом) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (с двумя первыми дополнительными классами) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.

Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.

Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также  применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....