Жизнь диких животных зимой.
методическая разработка

Хакимова Флорида

Развитие связной речи по теме «Жизнь диких животных зимой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_zimoy_2023.docx270.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь диких животных зимой.

Цель: Развитие связной речи по теме «Жизнь диких животных зимой»

Задачи.

Образовательные:  закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний   период, повадках;

 уточнять, расширять словарь по теме «Дикие животные» {животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж,  мех, шкура, лапа, берлога, нора; дикий, хищное,). 
продолжать обучать детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы 
( мнемотаблицы.);

 совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят. 
Развивающие задачи: развивать чувство рифмы, зрительного восприятия и внимания.

 Воспитательные: формировать навыки инициативности, ответственности; воспитывать любовь  к чтению художественной литературы, поэзии; бережное отношение к природе. 

Оборудование. 
 сухой бассейн , фигурки животных,  снежинки для дыхательной гимнастики,  мнемотаблица, пирамида игр, произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима» (в записи).

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

Психогимнастика.

Здравствуйте ,ладошки,

хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте , ножки,

топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щечки,

плюх-плюх-плюх!(пошлепать себя по щечкам)

Здравствуйте, губки

чмок-чмок-чмок! ( почмокать губами )

Здравствуйте, зубки,

Щелк-щелк-щелк ( пощелкать зубами )

Здравствуй, носик!(потрогать кончик носа)

Здравствуйте, дети!(кивнуть головой)

Давайте поздороваемся с гостями.

Здравствуйте гости. Гости пришли посмотреть на вас, как вы занимаетесь, чему вы научились.  

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами отправимся  на прогулку в зимний лес. Посмотрим, кто там живёт.  Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой. Как вы думаете на чем лучше всего прогуливаться по зимнему лесу?(на лыжах)  Представьте себе, что мы оделись тепло, встали на лыжи и отправились в лес.  Дети имитируя   движения лыжников :

Мы на лыжах в лес пойдем,

Мы взбираемся на холм,

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу.

 - Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет?

А кто это у нас подглядывает за деревьями? (ЭТО СТАРИЧОК ЛЕСОВИЧОК)

Ребята, сегодня к нам в гости пришел “Старичок-лесовичок  ”(на  мониторе картинка “Старичок-лесовичок»)

 ЛЕСОВИК: Здравстуйте, дети! Я приглашаю Вас   на прогулку в  зимний лес и приготовил   задания.   Назовите зимние месяцы. (Декбрь,январь,февраль))

- Ребята, а что бывает зимой? Давайте расскажем лесовичку. А каких животных вы знаете? (Ответы детей)

Ребята, подойдите   и опустите в него руки и найдите по одному предмету.   ( В  ней спрятаны плоскостные изображения диких  животных.)

Воспитатель: Что вы нашли? 
Дети.
 Мы нашли фигурки белки, медведя, лисы, волка, зайца.
Воспитатель :Кто это такие? 
Дети.
 Это дикие животные. 
Воспитатель: Почему их так называют? 
Дети.
 Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают   пищу.
Воспитатель :Сегодня мы и будем говорить о  диких животных, об их жизни зимой.
2. Основная часть 

 Воспитатель: Ребята,  сейчас вы и я попробуем составить рассказ - описания о тех животных, фигурки которых достали.  Сначала вы скажете, как называется ваше животное и далее по схеме описания  животного (Приложение 3)


1Это белка, дикое животное. Белка живет в  лесу , своё жильё она устраивает в дупле дерева. Белка маленькая и проворная. У нее длинный пушистый хвост, а уши кисточкой. Хвост у неё пушистый и служит ей рулем при прыжке  с дерева на дерево. Детеныш у нее  -  бельчонок. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц».

 К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы.

- Какого цвета белочка? (Серая.)

-   Почему , ведь осенью она была рыжая? ( Деревья голые и серые, что помогает скрываться).

-  Как называется жилище белки? (Дупло, гнездо).

В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.  Когда очень холодно, белка не выходит из дупла.  В дупле – тепло.

- А как она от врагов защищается? (Лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева).

Это Волк — дикое хищное животное, обитает на всей территории России, кроме острова Сахалина и Курильских островов. Волк предпочитает степи, тундру, лесостепи.  

Жилище волка-  логово, которое устраивает в самых глухих местах.  Внешне похож на собаку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Большая голова с широкими лбом опущена вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх. Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят. Волк воет У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, а передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей.2

Волки не делают запасов на зиму, им помогают пережить зиму сильные ноги и острые зубы .Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей.

Что согревает волка зимой? (Густая, плотная, тёплая шерсть). Цвет шерсти он не меняет, остаётся серебристо-серой.

- На кого охотятся волки? (Волки охотятся на  крупных животных: оленей, лосей).

У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.


Это лиса — хищное дикое животное. Живёт в лесу, жилище лисы  - нора.  Лиса

ростом больше кошки, но меньше собаки; (среднего размера)

вытянутая голова;

У лисы

• заостренные уши;

• худые лапы;

• длинный и пушистый хвост.

  •  на лапках когти У неё очень хорошее чутьё: по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца.
  • . Тело её покрыто пушистым, коричневым или рыжим мехом.

Лиса тявкает. Детёныши лисы-лисята.

Лисы охотятся на грызунов, могут поймать себе на обед птиц, зайцев или рыбу, которую хищники ловят на нерестовых реках. Не откажутся лисички и от яиц. Помимо всего этого, зверь может питаться разными растениями, ягодами и дикими плодами..

– Как лисы приспособились к зиме ? (у них густой и пушистый мех , он защищает от холода)

- Чем питаются лисы? (мышами, зайцами, птичками)

- Что помогает лисе поймать свою добычу? (острый слух, чутье)

- Грызунов лиса умудряется доставать прямо из-под снега. Они прислушиваются своими большими ушами к звукам под снежным покровом, ко всем шорохам и писку, а затем быстро ныряют под снег или разрывают его лапками. Такой способ охоты называют мышкованием.  Так что найти под снегом скопление мышей ,для нее особого труда не составляет

4

3

Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники. 

Как выглядит медведь? (большой, одет в теплую бурую шубу ,он ходит тихо, но он быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.)

А чем они питаются? (медведь всеяден: ест мясо и рыбу, траву и корни, лакомится орехами, малиной и медом, причем не боится пчел)  

Зимует медведь в укромной  берлоге , которую готовит заранее, он устилает ее мелкими ветвями, хвоей и мхом).Накопленный заранее жир, помогает медведю спокойно перенести зиму . У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата.

- Почему медведь сосет лапу? Бытует мнение ,что медведь сосет лапу во время зимней спячки и поэтому не голодает.

Но на самом деле со ступней медведя сходит старая, грубая кожа, которая шелушиться и сильно зудит, а молодая и нежная нуждается в согревании.

Облизывая лапы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле медведь согревает ее губами и языком.  

Если медведя разбудить, то он выходит голодным и в это время очень опасен. Его называют медведь – шатун.

ЗАЯЦ.

Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев и мелкими ветками).

- На что похожи следы зайца? (На капельки.).

-Что помогает  зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши).

- А какие  враги у зайца? (Сова, волк, лиса).

- Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (Ноги).  Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, как он будет защищаться? (Отбиваться лапами, кусаться).

- Какие зубы у зайца? (Острые).

- А почему зимой заяц белый? (Белая шкурка помогает спасаться от врагов).

1.        задание Лесовичка : ( работа с мнемотаблицей).

МНЕМОТАБЛИЦА

E:\Дикие Животные\мнемотаб.jpg


6. Физминутка

Дети по лесу гуляли (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (тянут вверх руки)

И их лучики согрели. (обнимают себя)

Вдруг на встречу волк идет (крадутся)

Хитро смотрит, спинку гнет (выгибают спинку)

Мы волчишку обхитрим

На носочках побежим (бег на носочках)

Отдохнули порезвились

И на стулья опустились. (сели)

Игра «Угадай чей след?»

Слайд 14

Игра «Чей, чья, чьи?»

У зайца

Заячьи уши

Заячий хвост

У волка

Волчьи уши

Волчий хвост

Волчья пасть

У медведя

Медвежьи уши

Медвежья пасть

 У лисы

Лисий хвост

Лисьи уши

Лисья пасть

У белки

Беличьи уши

Беличий хвост

Слайд 15

 игра «Танграм» собери животное из геометрических фигур

Предлагаю вам составить силуэты животных из элементов игры «Танграм». Внимательно посмотрите из каких геометрических фигур состоят эти изображения,как расположены и приступаем к работе.

Подведение итогов:

 Ребята, как вы думаете, могут ли люди помочь зверям и птицам пережить зиму и как они это могут сделать ? Слайд 21

(для птиц развесить кормушки; для зайцев, лосей  поставить кормушки с сеном)

А как люди должны вести себя в лесу? (в лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь природу. Лес нельзя загрязнять.

10 Игра.   Ребята, лесовичок оставил свои припасы нам с вами, но чтобы добраться до них нужно выполнить задания: первое найти всех животных, которые спрятались на картинке (детям предлагаются картинки-загадки «Какие животные здесь спрятались?»)   

12.Итог занятия.   

- Вам понравилось наше путешествие в зимний лес?

- Ребята, кого мы с вами встретили в лесу?

Дети: Зайца, белку, лису, волка , птиц, медведя ...

-почему этих животных называют дикими? (они живут в лесу ,боятся человека. Это неприрученные животные.

Ребята вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать, были доброжелательны, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку. Вы все сегодня молодцы!

 Приложение 2

Схема описания животных.
7

  1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7. Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное?  10. Чем оно питается?

Приложение 4
Картинка - загадка
Какие животные здесь спрятались?

 

9

Анализ непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе

1. Общие сведения

Возраст детей: 6-7 лет

Воспитатель: Лешукова И.А

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Жизнь диких животных зимой»

с опорой на мнемотаблицы

Цель занятия: Развитие связной речи по теме «Дикие животные»

Цель занятия направлена на решение следующих задач:

Образовательные:  закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний   период, повадках;

 уточнять, расширять словарь по теме «Дикие животные» {животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж,  мех, шкура, лапа, берлога, нора; дикий, хищное,). 
продолжать обучать детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы 
( мнемотаблицы.);

 совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят. 
Развивающие задачи: развивать чувство рифмы, зрительного восприятия и внимания.

 Воспитательные: формировать навыки инициативности, ответственности; воспитывать любовь  к чтению художественной литературы, поэзии; бережное отношение к природе. 

Цель реализована в течение достаточного количества времени (30 минут).

Занятие соответствует:

общим воспитательным и развивающим целям и задачам комплексно – тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Зима»).

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно.  Дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.

. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

3. Использованные методы и приемы

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

  • сосредоточения и привлечения внимания;
  • активизации речи и познавательной активности;
  • активизации самостоятельности мышления.
  • Использование детского опы

4. Анализ деятельности воспитателя

В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

  • с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;
  • речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;
  • педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;
  • педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);
  • воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Дикие животные зимой

Зайцы - обитатели тайги и леса.Здравствуй лес,дремучий лес,Полный сказок и чудес!Кто в глуши твоей таится?Что за зверь, какая птица?В данной презентации рассказывается о жизни диких животных лесов....

Конспект занятия по предметам «Развитие речи и окружающий мир» и «Альтернативное чтение». Тема: «Дикие животные зимой».

Конспек интегрированного занятия в 6 классе "особый ребенок" в коррекционной школе 8 вида с использование альтернативной коммуникации и визуального рассписания....

Конспект открытого урока "Дикие животные зимой"

Тема урока: "Дикие животные зимой". Тип урока: комбинированный.Цель: систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы.Задачи:Образовательн...

Жизнь диких животных зимой.

Презентация для детей с особыми потребностями коррекционной школы (старшие классы)....

Конспект занятия " Дикие животные зимой"

Конспект занятия " Дикие животные зимой"...