Использование логопедических сказок в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
статья

Шурухина Лариса Геннадьевна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является логопедическая сказка. 

Логосказка - это театрализованное представление, в котором знакомые детям персонажи сказок вовлекают маленьких артистов в действие спектакля, стимулируя их произносить звуки, слоги, слова. При помощи игровых действий дети легко вступают в общение со взрослыми и детьми, учатся испытывать различные эмоции: сочувствие, радость, переживание за героев сказки, соотносить движения со словами, различать и передавать интонационную выразительность речи. 

Логопедическая сказка является наиболее эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает кругозор представлений детей, делает обучение более доступным и интересным, способствует более глубокому и качественному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Игра тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности дошкольников, в игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложную задачу.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- учет структуры дефекта,

- поэтапность коррекции речи.

Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка..

Используя логосказки, учитель-логопед решает коррекционные задачи:
- создает благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

– развивает психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществляет сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг, создает атмосферу взаимопонимания.

- развивает все стороны речевой функциональной системы в интересной и занимательной форме для ребенка.

Существуют разные виды логопедических сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

-кинезеологические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Также выделяют:

1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
- Артикуляционные.

- Фонетические.

- Сказки по обучению грамоте.

2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):

- Пальчиковые.

3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
- Лексико-грамматические.

4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
- Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

- Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

- Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

- Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.

- Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
- Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

- Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

Артикуляционные сказки:

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Фонетические сказки:

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы. Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Кинезиологические сказки 

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связаны с речью;

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Лексико-грамматические сказки

Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Лексико-грамматические сказки Н. В. Нищевой помогают активизировать словарь, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивают внимание и творческое воображение детей.

Таким образом, применение логопедических сказок позволяет добиться правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения и развития речи.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится  к числу наиболее актуальных для современной логопедии.  Поэтому остро встают вопросы раннего распознаван...

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи (Публикация в журнале)

Об успешном использовании разнообразных сенсорных игр в логопедической практике...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Программа логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи

Программа направлена на помощь детям с общим недоразвитием речи в овладении необходимыми навыками и умениями.            В программе представлена...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи (индивидуальная форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи (индивидуальная форма работы)...

Сказкотерапия как метод коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Эффективным средством развития связной речи детей с общим недоразвитием речи является активное применение сказки в коррекционной работы....