Использование логопедических сказок в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
статья

Шурухина Лариса Геннадьевна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является логопедическая сказка. 

Логосказка - это театрализованное представление, в котором знакомые детям персонажи сказок вовлекают маленьких артистов в действие спектакля, стимулируя их произносить звуки, слоги, слова. При помощи игровых действий дети легко вступают в общение со взрослыми и детьми, учатся испытывать различные эмоции: сочувствие, радость, переживание за героев сказки, соотносить движения со словами, различать и передавать интонационную выразительность речи. 

Логопедическая сказка является наиболее эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает кругозор представлений детей, делает обучение более доступным и интересным, способствует более глубокому и качественному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Игра тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности дошкольников, в игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложную задачу.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- учет структуры дефекта,

- поэтапность коррекции речи.

Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка..

Используя логосказки, учитель-логопед решает коррекционные задачи:
- создает благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

– развивает психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществляет сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг, создает атмосферу взаимопонимания.

- развивает все стороны речевой функциональной системы в интересной и занимательной форме для ребенка.

Существуют разные виды логопедических сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

-кинезеологические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Также выделяют:

1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
- Артикуляционные.

- Фонетические.

- Сказки по обучению грамоте.

2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):

- Пальчиковые.

3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
- Лексико-грамматические.

4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
- Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

- Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

- Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

- Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.

- Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
- Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

- Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

Артикуляционные сказки:

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Фонетические сказки:

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы. Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Кинезиологические сказки 

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связаны с речью;

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Лексико-грамматические сказки

Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Лексико-грамматические сказки Н. В. Нищевой помогают активизировать словарь, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивают внимание и творческое воображение детей.

Таким образом, применение логопедических сказок позволяет добиться правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения и развития речи.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»