Сказкотерапия как метод коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
статья

Шурухина Лариса Геннадьевна

Эффективным средством развития связной речи детей с общим недоразвитием речи является активное применение сказки в коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы. А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает. и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.  Приведенное в действие воображение и является основным преобразующим фактором, ибо душа ребенка жаждет вымысла, способного исцелить.

        В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности  использования сказки  для развития связности речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

        Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает множество различных психических и речевых процессов.

Сказкотерапия  - способ обогащения и актуализации словарного запаса ребенка, развития навыков грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, а также нормализация произносительной стороны речи и эффективная форма воздействия на эмоциональную сферу малыша.

        Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

        Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;
  • приобщение детей народному фольклору.

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций (внимание, память, мышление, воображение). На занятиях по сказкотерапии идет постоянное воздействие на собственно речевое развитие, формирование лексико-грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря, уточнение многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, активно тренируется связная речь ребенка, умение вести монологи и диалоги, слушать другого, рассказывать и пересказывать.        

В процессе занятий увеличивается словарный запас, развивается связная речь, происходит автоматизация звуков. Кроме этого, игры-сказки позволяют органично включать в занятие различные задания и виды деятельности. Например, можно использовать приемы психогимнастики и попросить ребенка показать, как рассердился волк или испугался заяц. Необходима на логопедических занятиях и релаксация (например, ребенок изображает ласточку, которая села на веточку и, расправив крылья, греется под весенним солнышком), поможет сказка и развить внимание ребенка. В этом случае можно спросить, что изменилось в сказочном сюжете, чего не было раньше, какие сказки перепутались.

Часто в логопедической работе используются инсценировки. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети развивают творческую фантазию и воображение. Кроме этого, инсценировки помогают детям общаться с логопедом на эмоциональном уровне, и это получается легко и естественно.  Ребенок может быть и участником, и зрителем одновременно. Такая форма работы позволяет импровизировать, и логопед творит сказку вместе с ребенком. В ходе совместного творчества можно изменять и дополнять знакомый сюжет. Это позволяет удерживать внимание и поддерживать интерес детей, что особенно важно в случаях, если ребенок быстро утомляется или его эмоциональное состояние неустойчиво.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных. Pаботая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительной группы (2-ой год обучения) "Безопасное колесо".

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов на материале лексической темы «Транспорт. Правила дорожн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится  к числу наиболее актуальных для современной логопедии.  Поэтому остро встают вопросы раннего распознаван...

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи (Публикация в журнале)

Об успешном использовании разнообразных сенсорных игр в логопедической практике...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Титульный лист программы " Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста"

«Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» Программа носит коррекционно-развивающий характер. В основе создания этой программы лежат современные коррекционно-развивающи...

Использование логопедических сказок в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей...