Развитие мелкой моторики рук учащихся с ОВЗ на уроках художественной керамики.
статья

Проблема развития мелкой моторики на занятиях лепкой весьма актуальна, так как при работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.Во время лепки дети, используя различные приёмы, обучаются разнообразным движениям рук. Эти приёмы (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.) положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учат работать кончиками пальцев, делая их более чувствительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_na_urokah_keramiki.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук учащихся с ОВЗ на уроках художественной керамики

Декоративно - прикладное творчество для  детей, должно стать некой лабораторией, где каждый ребёнок может наблюдать всевозможные преобразования вещей, различных материалов, знакомиться с их свойствами. Одним из таких видов декоративно прикладного искусства является лепка из глины, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, и  при этом доступна  детям. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький глиняный мир, как настоящий.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и по необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.  Лепка - придание формы пластическому материалу  с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. - один из видов изобразительной деятельности и самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.  И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.   По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.  

 Проблема развития мелкой моторики на занятиях лепкой весьма актуальна, так как при работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.

 Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Таким образом, мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов  до очень сложных движений.   

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность. То есть, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- воспитывают усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка

 В процессе лепки важно привыкнуть работать пальцами: необходимо развить до высокой степени чувство осязания материала, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит. Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое. Для начала необходимо ознакомиться с основными приемами работы с пластическим материалом.

● Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;

● Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.

● Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.

● Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.

● Раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.

● Вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.

● Разрезание – деление куска глины с помощью стеки.

● Соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.

● Заострение – оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым .

  Таким образом, во время лепки дети, используя различные приёмы, обучаются разнообразным движениям рук. Эти приёмы (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.) положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учат работать кончиками пальцев, делая их более чувствительными.

Изделие из глины ограничено вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности. Работа по лепке из глины необходима  каждому учащемуся с ОВЗ  для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельность лепки из глины, использовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Это дает возможность украшать интерьеры комнат и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую воспитанников.   Украшая свой дом, люди тянуться к народному искусству которое помогает сделать его праздничным и уютным. Декоративная лепка способствует приобретению умений работать с глиной, с красками, соответствующими инструментами, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наноситься и специальными печатками с сечениями в виде круга, треугольника, квадрата. Следовательно, работа положительно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук, делает их более чувствительными.

Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети с ОВЗ знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.   Работа с  глиной своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с  детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического  развития, ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства рук. И это естественно - ведь сведения о мире получают именно через руки, через рабочий орган, с помощью которого исследуют, творят, строят. Поэтому на уроках по лепке широко использую пальчиковые гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.   Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие - более крупные.

Психологи говорят, работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться концентрироваться. Еще одно удивительное свойство глины - её консистенция может меняться от жидкой до твердой. Поэтому глину легко ломать, крошить, размазывать, и скатывать в причудливые фигурки. Для детей лепка из глины особенно полезна, ведь она развивает моторику, фантазию и пространственное мышление.

  Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики у детей. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.     Систематические упражнения по тренировке пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.   С этой целью могут быть использованы разнообразные занятия по лепке, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей. Если  ребенок затрудняется в самостоятельном  выполнении движений, необходима индивидуальная помощь учителя, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.

Основная задача занятий по художественной керамике - обучение учащихся приемам возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения предмета понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание.

Таким образом, занятия лепкой являются эффективным методом развития мелкой моторики у  школьников с ОВЗ.

Этот вид детского творчества чрезвычайно полезен: кроме влияния на мелкую моторику, через массаж определённых точек на ладонях, активизирующих работу мозга, занятия лепкой способствуют развитию художественного вкуса и пространственного воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности

Для того, что на словах не передашьЛюди выдумали кисть и карандаш.Все мы видим мир по-разному чуть-чуть,И, рисуя, ты об этом не забудь!...

Статья на тему "Развитие мелкой моторики на уроках художественного труда"

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов а...

Статья: Развитие мелкой моторики у обучающихся с ДЦП на уроках трудовой подготовки в начальной школе

Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкиекоординированные манипуляции, движения малой амплитуды...

Сообщение по теме "Развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ при работе с фоамираном".

Сообщение по теме "Развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ при работе с фоамираном"....

Статья Развитие мелкой моторики у обучающихся с ДЦП на уроках трудовой подготовки в начальной школе

СтатьяРазвитие мелкой моторики у обучающихся с ДЦПна уроках трудовой подготовки в начальной школе...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОРИГАМИ»

С этими словами трудно не согласиться, с каждым годом становиться все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Практика показывает, что придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70...