Методика логопедического обследования
рабочая программа

Котова Елена Александровна

Методики логопедического обследования ребенка с ОНР с 4 до 7 лет учителем-логопедом  (Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._metodika_diagnosticheskogo_obsledovaniya.docx63.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методики логопедического обследования

ребенка с ОНР с 4 до 7 лет учителем-логопедом  (Н.В. Нищевой)

Поведение и эмоциональная сфера - отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко ребенок вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, уровень адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.

Исследование слухового восприятия  - отстукивание или прохлопывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за логопедом.

Исследование зрительного восприятия 1. проводится в процессе узнавания и различения ребенком цветов. 4 года - показать (назвать) кружочки красного, желтого, зеленого, синего, белого и черного цветов. 5 лет - показать (назвать) кружочки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого, розового и черного цветов. 6 лет - добавляется фиолетовый, коричневый и серый цвета.

2. Выяснить, знает ли ребенок геометрические формы. 4 года - показать (назвать) круг, квадрат, овал, треугольник; 5 лет – добавляется прямоугольник, 6 лет — многоугольник.

Исследование восприятия пространственных представлений 1. Выявление навыков ориентировки в пространстве. 4 года - показать (назвать)  какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему. 5 лет - показать (назвать) предметы, которые находятся слева и справа от него. 6 лет - показать (назвать) предметы слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.

2. Умение ребенка ориентироваться в схеме собственного тела. 4 года - показать (назвать)  правую, левую руку, правую, левую ногу. 5 лет - показать (назвать) правый, левый глаз, правое, левое ухо. 6 лет - показать правой рукой левый глаз и левой рукой — правое ухо.

3. Составления разрезных картинок. 4 года - сложить последовательно картинки из двух, трех, четырех частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), обязательно ориентируясь на картинку с целым изображением. Если ребенок не может сложить картинку из двух частей без помощи логопеда, то картинка из трех частей ему уже не предлагается и т.д. 5 лет - сложить картинки из 4—6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение обязательна. 6 лет - задание усложняется отсутствием опоры.

4. Сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец. 4 года - из четырех палочек «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек — «лесенку». 5 лет - «домик» и «елочку» из шести палочек, «лесенку» из семи палочек, 6 лет — «елочку» и «дерево» из шести палочек, «лодочку» и «лесенку» — из семи палочек.

Исследование состояния органов артикуляции - наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы), зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный), твердого неба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная), мягкого неба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), наличие послеоперационных щелей, носовыеполипы, аденоиды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка), подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

Состояния ручной моторики4 года - кинестетическая основа движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведерко и поочередное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую. 5 лет - упр. «ушки зайца», «игра на рояле» и выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой.6 лет –упр. «Коза» на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на одной руке, потом на другой, «игра на рояле» обеими руками, а упражнение «ладонь- кулак-ребро» сначала правой, а потом левой рукой.

После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению движений.

Состояния мимической мускулатуры4 года - по подражанию: закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить брови, наморщить нос, надуть щеки. 5 лет - закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос. 6 лет - закрывает правый глаз, левый глаз, прищуривает глаза, нахмуривает брови, поднимает брови. Надувает правую щеку, левую щеку, втягивает правую щеку, левую щеку. После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

Состояния артикуляционной моторики4 года - по подражанию: открыть и закрыть рот, «улыбка», «трубочка», «лопаточка», «иголочка», «качели», «маятник». 5 лет - открыть и закрыть рот, «улыбка» и «трубочка», «лопата» и «жало», чередуя их; «качели» и «маятник». 6 лет - выполнить тот же набор упражнений и подвигать нижней челюстью вправо-влево, облизать кончиком языка губы по кругу.

После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный), наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

Исследование импрессивной речи (неговорящий ребенок). 1. Понимание имен существительных по лексическим темам: Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».На каждом листе изображено по 6—8 предметов по одной из лексических тем.   4 года - показать куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки. 5 лет - показать все перечисленные предметы и кроме них яблоко, грушу, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку стула, сиденье стула, ножки стула.        6 лет -  показать еще и кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, трамвай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика.

2. Обобщение. 4 года – показать, где игрушки, обувь, одежда. 5 лет - «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты». 6 лет — еще «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

3. Понимание глаголов. 4 года - показать на картинках-действиях, где девочка сидит, стоит, лежит, идет; где мальчик ест, пьет, читает, рисует. 5 лет - показать, кто летит, плывет, идет, прыгает, ползет. 6 лет — кто строит, убирает, продает, покупает.

4. Понимание прилагательных. 4 года - показать на картинках, где большая чашка, а где маленькая; где красный шар, а где синий; где сладкая еда, а где кислая; где круглый торт, а где квадратный. 5 лет - показать круглое печенье, потом квадратное, затем треугольное, и наконец, овальное; где на картинке сладкое, а где горькое. 6 лет - показать на картинках, где прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой и старый люди; веселый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.

5. Понимание различных форм словоизменения. 4 года - показать, где дом - дома, кот - коты, кукла - куклы, груша - груши, ведро - ведра. 5 лет – глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна. 6 лет — рукав - рукава, пень - пни, гнездо - гнезда, перо - перья, ухо - уши.

6. Понимание предложно-падежных конструкций. 4 года - показать, где мяч в ведерке, на ведерке, у ведерка. 5 лет - показать, где котенок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом. 6 лет - показать, где котенок выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом.

7. Понимание уменьшительных суффиксов. 4 года - показать стол - столик, машину - машинку, ведро - ведерко. 5 лет - показать носок - носочек, чашку - чашечку, окно - окошечко. 6 лет — нож - ножичек, рукавицу - рукавичку, одеяло - одеяльце.

8. Различение глаголов единственного и мн.ч. 4 года - показать, где кошка сидит, кошки сидят, слон идет, слоны идут. 5 лет – показать, где птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут. 6 лет - показать, где мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят.

9. Различение глаголов с различными приставками. 4 года - показать девочку, которая наливает воду в чашку; выливает воду из чашки; поливает цветы. 5 лет - показать на картинках птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку. 6 лет - показать мальчика, который переходит дорогу; перебегает дорогу; подбегает к дому.

10. Понимание содержания знакомой сказки. 4 года - знакома ли ребенку сказка «Репка» и задает по ней ряд вопросов и заданий: «Покажи  - Что посадил дед?. Кто стал репку тянуть? Кого позвал дед? Кого позвала бабка? и т.д.». 5 лет - «Колобок»: «Покажи - Кто попросил бабку испечь колобок? Куда бабка положила колобок? Кого встретил колобок сначала? Кого встретил колобок потом? Кто съел колобка?». 6 лет - «Теремок»: «Покажи - Что стоит в поле? Кто первым прибежал к теремку? Кто потом поселился в теремке? Кто сломал теремок?».

11. Состояния фонематического восприятия. 4 года -  показать: кот—кит, дом—дым, уточка—удочка. 5 лет -  показать: мышка—мишка, почка—бочка, катушка—кадушка, корка—горка. 6 лет: мышка—мошка, пашня—башня, сова—софа, крот—грот.

Исследование экспрессивной речи начинается с заключения о ее характере (однословная, фразовая, связная). Затем проводится исследование состояния лексики.

4 года – 1. Назвать несколько игрушек, предметов посуды, одежды, обуви. 5 лет - овощи, фрукты, птицы, мебель. 6 лет - ягод, насекомые, животные, транспорт.

2. Части тела и части некоторых предметов. 4 года - ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины. 5 лет - нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, воротник, пуговицу, кабину машины и руль. 6 лет - локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для пуговицы, фары, мотор.

3. Обобщение. 4 года - назвать одним словом - изображения нескольких игрушек, одежды, обуви; 5 лет  — мебель, овощи, фрукты, птицы; 6 лет — ягоды, насекомые, животные, транспорт. Подобрать слова- антонимы (слова «наоборот») и образовать следующие пары: друг—враг, горе—радость, легкий—тяжелый, давать—брать, добро—зло, горячий—холодный, длинный—короткий, поднимать—опускать.

4. Состояние глагольного словаря. 4 года - что делают? (Мальчик ест. Девочка спит. И т. п.). 5 лет – что делают животные на картинках (Птицы летают. Змея ползает. И т.п.). 6 лет -  как подают голос разные животные - «Ворона каркает. А что делает кукушка?». Какие трудовые действия совершают представители разных профессий. (Учитель учит. Маляр красит. И т.п.).

5. Знание цвета - прилагательные. 4 года - красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный кружки; 5 лет  — к тому же – оранжевый, голубой кружки; 6 лет  — фиолетовый, розовый, коричневый.

Назвать форму предметов. 4 года: мяч круглый, платок квадратный. 5 лет: солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный. 6 лет:        руль круглый, окно квадратное, флажок треугольный, слива овальная, одеяло прямоугольное.

Исследование грамматического строя речи. 1.мн. ч. имен сущ.. 4 года: стол—столы, кот—коты, дом—дома, кукла—куклы, рука—руки, окно—окна. 5 лет:глаз—глаза, рот—рты, река—реки, ухо —уши, кольцо—кольца.6 лет: лев—львы, лис —листья, стул—стулья, воробей—воробьи, дерево—деревья, пень—пни.

2. Форма имен сущ. в косв. падежах. 4 года: «Что есть у мальчика? (Мяч). Чего нет у мальчика? (Мяча). Кому мальчик дает мяч? (Девочке). Что ты видишь на картинке? (Машину). Чем рисует девочка? (Карандашом). О ком думает кошка? (О мышке)». 5 лет: «Много чего?» (шаров, ключей, берез, ложек, окон). 6 лет: карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.

3. Согласование имен прилаг. с именами сущ. ед. ч. 4 года: красный мяч, синяя шапка, желтое ведро. 5 лет: оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце. 6 лет: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

4. Простые предлоги. 4 года: «Где стоит ваза? (На столе). Где лежат фрукты? (В корзине). «У кого мячик?» (У мальчика)». 5 лет: «Где сидит снегирь? (На дереве). Где стоит машина? (В гараже). У кого кукла? (У девочки). Где стоит коза? (За забором). Где едет машина? (По дороге)». 6 лет: «Где лежит мяч?» (Под столом). Где летает бабочка? (Над цветком. Откуда вылетает птичка? (Из клетки). Откуда прыгает котенок? (С кресла)».

5. Согласование имен числит.с именами сущ.. 4 года: «Два кота, пять котов, две машины, пять машин». 5 лет: «Два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон». 6 лет: «Два пня, пять пней, два воробья, пять воробьев, две шали, пять шалей, два ведра, пять ведер».

6. Суффиксальный способ словообразования. 4 года: «Стол—столик, сумка—сумочка». 5 лет: «Забор—заборчик, носок—носочек, и др.». 6 лет: «Палец—пальчик, изба—избушка».

Названия детенышей животных. 4 года: «У кошки — котенок. У лисы — лисенок. У утки — утенок. У слонихи — слоненок». 5 лет: «У медведицы — медвежонок. У бобрихи — бобренок. У барсучихи — барсучонок. У собаки — щенок. У коровы — теленок». 6 лет: «Стол из дерева - деревянный. Аквариум из стекла какой? Крыша из соломы какая? и т.д.?» Притяжательные прилагательные: «Очки бабушки — бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про усы кошки? Про хвост лисы?»Приставочные глаголы с опорой на картинки: «Что делает мальчик?» (Выходит из дома, отходит от дома, переходит улицу, обходит лужу, входит в дом).Образование глаголов совершенного вида. Ребенок составляет предложения по картинке: «Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит вертолет. Мальчик покрасил самолет».

Состояние связной речи.4 года - пересказать текст из нескольких предложений. 5 лет – пересказ сказки. 6 лет - составить рассказ по любой серии из трех-четырех картинок.

Исследование слоговой структуры слова.4 года - повторить слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька. 5 лет: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, «Мальчики слепили снеговика.Милиционер едет на мотоцикле». 6 лет: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. «Парашютисты готовятся к прыжку. Сестренка развешивает простыни. Водопроводчик чинит водопровод».

Исследование состояние звукопроизношения. Исследование можно проводить со зрительной опорой, предложив ребенку называть картинки (гласные, звуки раннего онтогенеза, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры).

Исследование дыхательной и голосовой функций. Отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), объем дыхания (достаточный, недостаточный), продолжительность речевого выдоха, силу голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), модуляцию голоса.

Исследовании состояния просодических компонентов речи. Отмечаются характеристика темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

Исследование фонематического восприятия. 4 года - повторить пары слогов: ба—па, па—ба, га—ка, ка—га, да—та, та—да, ма—ба, ба—ма, ва—ка, ка—ва, ня—на, на—ня. 5 лет: ба—па—ба, па—ба—па, да—та—да, га—ка—га, за—са—за, са—за—са, тя—та—тя. 6 лет: са—ша—са, ша—са—ша, ша—жа—ша, са—ца—са, ча—тя—ча, тя—ча—тя, ла—ля—ла, ля— ла—ля.

Исследование навыков фонематического анализа и синтеза.5 лет - выделить начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры. 6 лет - конечный согласный из следующих слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок. Определение количества звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан.

Логопедическое заключение - определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией (общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, IV уровень речевого развития). Затем отражается специфика речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией (алалия, ринолалия, дизартрия). И наконец, выписываются выводы из всех разделов речевой карты.

Диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР

Высокий уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен; - без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы;  - различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, геометрические формы; - хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа), правый, левый глаз, правое, левое ухо; - без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; -складывает из палочек предложенные изображения.

  1. Развитие моторной сферы

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе. Координация движений не нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют. Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может показать: - несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; - действия; - предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами. Ребенок понимает: - различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; - предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; - смысл отельных предложений; - связную речь. Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, форму указанных предметов.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов.

Средний уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу и избирательно вступает в контакт, но его эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, он эмоционально стабилен. Ребенок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы, но при этом иногда допускает ошибки; различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы, но при этом иногда допускает ошибки. При ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела допускает единичные ошибки; складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения при небольшой помощи взрослого.

  1. Развитие моторной сферы

Общая и ручная моторика ребенка развиты несколько ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений несколько нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, но делает это не достаточно легко и ловко. В мимической мускулатуре движения выполняются не всегда в полном объеме и не всегда точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика несколько нарушена, движения выполняются не в полном объеме и не всегда точно; переключаемость снижена; присутствуют синкинезии и тремор; саливация повышенная.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Пассивный словарь ребенка несколько ниже возрастной норме. Ребенок может показать: - несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; - действия; - предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, но при этом допускает отдельные ошибки. Ребенок понимает: - различные формы словоизменения; - предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, но при выполнении заданий допускает единичные ошибки. Ребенок дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отдельных предложений, понимает связную речь; дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, но при этом допускает единичные ошибки.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Уровень развития экспрессивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинках, но допускает при этом единичные ошибки. Допускает единичные ошибки при назывании действий, изображенных на картинках, при назывании основных и оттеночных цветов, при названии формы указанных предметов.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи ребенка несколько ниже возрастной нормы. При употреблении имен сущ. в Им.п. ед. и мн. числа, имен сущ. в косвенных падежах, имен сущ. мн. числа в Р.п.; при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций, согласовании числительных 2 и 5 с существительными; при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названии детенышей животных ребенок допускает единичные ошибки.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы. Ребенок не может пересказать небольшой текст с опорой на картинкибез помощи взрослого.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок не грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Нарушено произношение 4—6 звуков. Объем дыхания, продолжительность выдоха не достаточная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации, повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, допуская отдельные ошибки.

Низкий уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или отказывается вступать в контакт. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально лабилен. Ребенок не дифференцирует звучание нескольких игрушек, не определяет направление звука, не воспроизводит предложенные педагогом ритмы; не различает и не соотносит 10 основных и оттеночных цветов, не различает предложенные геометрические формы;  плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, не может показать по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); не может показать правый, левый глаз, правое, левое ухо, либо допускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий. Ребенок с трудом складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; с трудом складывает из палочек предложенные изображения, либо вообще не может выполнить предложенных заданий даже с помощью взрослого.

  1. Развитие моторной сферы

Общая и ручная моторика ребенка развиты ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений грубо нарушена. Ребенок моторно неловкий, не умеет правильно держать карандаш, не может без помощи рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются не в полном объеме и не достаточно точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика нарушена. Движения выполняются не в полном объеме и не достаточно точно; переключаемость снижена; присутствуют синкинезии и тремор; саливация значительно повышена.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной норме. Ребенок не может: - показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; - показать действия; - показать предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, или делает это с множественными ошибками. Ребенок не понимает различные формы словоизменения и допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий; не понимает предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, не дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; не понимает смысл отдельных предложений, плохо понимает связную речь; не дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении или допускает при дифференциации множественные ошибки.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Уровень развития экспрессивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не называет: - предложенные предметы, части тела и предметов; не обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;  - действия, изображенные на картинках; - основные и оттеночные цвета, форму предметов или допускает множественные ошибки при выполнении задания.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребенок допускает множественные ошибки при: - употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; - употреблении имен существительных в косвенных падежах; имен существительные множественного числа в родительном падеже; - согласовании прилагательных с существительными единственного числа; - употреблении предложно-падежных конструкций; согласовании числительных 2 и 5 с существительными; - образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названий детенышей животных.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития связной речи ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже ее. Ребенок не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки и с помощью взрослого.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения не соответствует возрастной норме, нарушено произношение 10 и более звуков. Объем дыхания не достаточный, выдох короткий, голос слабый, сиплый, хриплый, модуляция нарушена. Темп, ритм речи и паузация нарушены. Ребенок не употребляет основные виды интонации. Речь не интонирована. Ребенок не может без ошибок повторять слоги с оппозиционными звуками, не выделяет начальный ударный гласный из слов.

Диагностика развития ребенка седьмого года жизни с ОНР

Высокий уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен. Ребенок безошибочно: - дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы; - дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов; - воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр); - ориентируется в пространстве, показывает предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, сева внизу, справа внизу, слева вверху, справа внизу; - ориентируется в схеме собственного тела, может показать левый глаз правой рукой, правое ухо — левой рукой; - складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов; - складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти.

  1. Развитие моторной сферы

Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном объеме и нормальном темпе. Ребенок может: - прыгать на двух ногах и на одной ноге на месте; - прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; - бросить мяч от груди, из-за головы; - подбросить и поймать мяч; - самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее. Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое. У ребенка не отмечаются леворукость и амбидекстрия. Он умеет: - рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека; - застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата. Мышечный тонус мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий и тремора нет, переключаемость хорошая; обильная саливация отсутсвует.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает: - отельные предметы, объекты, части предметов и объектов; несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт; - предметы, обладающие определенными признаками. Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками; смысл отдельных предложений и связных текстов. Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

  1. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может назвать по 4—5 существительных по всем темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; действия и признаки предметов по указанным картинкам; использует в речи антонимы. Объем глагольного словаря и словаря прилагательных достаточный.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно: - образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже; - согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; - употребляет предложно-падежные конструкции. Ребенок умеет образовывать: - существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; - относительные и притяжательные прилагательные от существительных; - приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок не нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Нарушено произношение сонорных звуков (звуки [р],[л],[р’],[л’] отсутствуют либо заменяются на звук [j], либо звуки [р], [л] заменяются на звуки [р’], [л’]). Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила, модуляция голоса, темп, ритм и паузация речи нормальные. Речь богато интонирована. Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

Средний уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок вступает в контакт практически сразу. Эмоциональные реакции достаточно адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен. Ребенок дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы, допуская единичные ошибки; дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов; воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы, допуская единичные ошибки.  Ребенок ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, допуская единичные ошибки. Ребенок складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов и фигуры из шести-семи палочек по памяти с небольшой помощью взрослого.

  1. Развитие моторной сферы

Ребенок недостаточно моторно ловок и координирован, но все движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе. Он может: - прыгать на двух  и одной ноге на месте; - прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; - бросить мяч от груди, из-за головы; - подбросить и поймать мяч; - самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляется его некоторая раскоординированность и моторная неловкость, присущая детям с ОНР. Ручная моторика развита достаточно хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У ребенка может отмечаться леворукость или амбидекстрия. Ребенок умеет: - рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека; - застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает это недостаточно ловко и уверенно. Мышечный тонус мимической мускулатуры и органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация; переключаемость несколько затруднена.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту. Ребенок показывает: - отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки; несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт; - предметы, обладающие определенными признаками, допуская отдельные ошибки. Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками; понимает смысл отдельных предложений и связных текстов, допуская единичные ошибки. Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, допуская единичные ошибки.

  1. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме. Ребенок может назвать по 3—4 существительных по всем предложенным темам; может назвать части тела и части указанных предметов; обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые антонимы. Объем глагольного словаря и словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать действия и признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные ошибки. Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; употребляет предложно-падежные конструкции, иногда допуская отдельные ошибки. Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида, но иногда допускает отдельные ошибки.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок незначительно и только на фоне предложения нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение двух групп звуков. Объем дыхания нормальный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила, модуляция голоса, темп, ритм и паузация речи нормальные. Речь интонирована недостаточно. Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки.

Низкий уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально не стабилен. Он плохо дифференцирует звучание нескольких игрушек, плохо определяет направление звука, при воспроизведении заданных ритмов делает множественные ошибки. Ребенок плохо: - дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов; плоские и объемные геометрические формы; - ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. Он не может сложить картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов, фигуры из шести-семи палочек по памяти.

  1. Развитие моторной сферы

Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Ребенок не может: - прыгать на двух и одной ноге на месте; - прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; - бросить мяч от груди, из-за головы; - подбросить и поймать мяч; - самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и только с помощью взрослого. Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются в неполном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У ребенка отмечаются леворукость или амбидекстрия. Ребенок не умеет: - рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека; - застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата. Мышечный тонус мимической мускулатуры и органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии тремор, обильная саливация; переключаемость плохая.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда может показать: - отельные предметы, объекты, части предметов и объектов; - по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт; - предметы, обладающие определенными признаками. Ребенок не всегда понимает: - различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; - существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов; - плохо дифференцирует глаголы с различными приставками; - смысл отдельных предложений и связных текстов. Ребенок плохо дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже его. Ребенок не может назвать: - даже по 2—3 существительных по всем предложенным темам; - части тела и части указанных предметов; - действия и признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками; - обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; - не использует в речи антонимы. Объем глагольного словаря и словаря прилагательных не достаточный.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребенок допускает множественные ошибки: - при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже; - при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций. Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; относительные и притяжательные прилагательные от существительных; приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с множественными ошибками.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок значительно нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение трех-четырех групп звуков. Объем дыхания не достаточный. Продолжительность выдоха не достаточная. Дыхание верхнеключичное. Сила, модуляция голоса, темп, ритм и паузация речи не достаточные. Речь не интонирована. Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками с множественными ошибками, не умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.

Цели урока:1.      Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2.      Учить использовать схемы при работе над задачей.3....

Соотношение методики Н. Аха и методики Л. Выготского-Н. Аха в исследовании генезиса понятий

Эссе об исследовательских методиках классиков психологии по исследованию понятийного мышления...

Методики на развитие воображения. Методики на владение своим голосом.

Ребенок выбирает определенную роль. Описывает как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.д. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься, исполняя эту роль...

Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина

Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...

Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...