Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"
методическая разработка

Третьякова Светлана Геннадьевна

В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушениями зрения.

Третьякова Светлана Геннадьевна,

учитель - дефектолог

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.

Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у нормально видящего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных родителями, педагогами дети со зрительными проблемами могут  иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к ним из окружающего мира посредством сохранных органов чувств.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, именно оно позволяет ребенку, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости.

Работа по развитию осязания идет по нескольким направлениям:

  1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.

Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев

  1. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов.

Цель: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шершавая – колючая, мягкая – твердая, липкий - пластичный).

  1. Развитие способности к различению структуры поверхностей.

Цель: учить различать структуру поверхности предметов.

  1. Развитие способности к восприятию температурных различий.

Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка. Педагог показывает, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие, а о температуре судят по собственному впечатлению. Только многократно произведенные под контролем взрослого человека действия по определению температуры предметов способствуют накоплению практического опыта самого ребенка.

В процессе развития восприятия температурных различий у детей вырабатывается способность концентрировать свое внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. При этом целесообразным будет знакомство с прибором для измерения температуры — термометром.

Следует показать, что назначение термометров бывает разным — для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с этим различается и их внешний вид — форма, цвет жидкости внутри и т. п.

В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а в другой воду налили из теплого чайника.

Температура тела человека в помещении и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды. Температура же воздуха и воды может существенно различаться в зависимости от места и ее измерения.

В качестве примера можно измерить температуру человека, объяснив при этом правила пользования термометрами.

  1. Развитие способности к различению веса.

Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука, воспринимают ощущения тяжести, дифференцируемые и осознаваемые человеком как ощущения веса.

Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные: перышко и стул, тетрадь и кирпич. Затем покажите разнообразные предметы и дайте ему возможность поднять и оценить вес с помощью следующих действий: поднять одной рукой, двумя руками; взвесить на обеих или на одной ладони; взять в руку предмет и, опуская его, наблюдать, как он падает — быстро или медленно, что произойдет при соприкосновении с поверхностью.

При этом очень важно объяснять в речи свои действия и те выводы, которые можно сделать. Например, педагог роняет на пол книгу и тетрадный лист, затем спрашивает детей:
      - Как упала книга? (Быстро, с шумом, резко, сразу вниз.)
      - Как упал тетрадный лист? (Медленно, плавно, бесшумно при соприкосновении с полом.)
     -  Почему так получилось? (Предлагает детям взвесить на ладонях книгу и лист.)
      - Что мы можем сказать о весе этих предметов?

Детей нужно подвести к пониманию относительности веса по двум параметрам:

1. Вес не зависит от величины предмета. Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов, не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.

Информативными для детей являются упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (шарик деревянный, пластмассовый, металлический).

2. Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми сравнивается. Например, тетрадь по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к листу бумаги — тяжелым. Нужно научить детей, сравнивая предметы по тяжести, составлять сериационные ряды по убывающей или нарастающей их веса.

Практическую значимость для детей имеют знания о весе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (чугунная плита, гиря, гантели, ведро с песком и др.).

Можно познакомить детей с некоторыми видами весов: промышленными (с двумя чашами и гирями — старого образца), аптекарскими (также с двумя маленькими чашечками и гирьками), весами для домашнего использования (безмен или с одной чашей на подставке).

Самостоятельно производимые детьми действия взвешивания помогут расширить и уточнить представления об одинаковом весе предметов, различающихся по величине, объему и некоторым другим свойствам.

  1. Выделение сенсорных эталонов формы.

Цель: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры и геометрические тела, находить эти формы в окружающих предметах.

  1. Формирование представлений о величине предметов.

Цель: учить различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов.

  1. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.

Цель: Учить определять поверхности окружающих предметов, находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых предметах, давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

  1. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.

Цель: учить классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам; учить обследовать различные предметы (из дерева, металла, тканей, пластмассы, стекла и т.д.) с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры, температурных ощущений.

  1. Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания.

Цель: учить выделять стороны, углы, середину листа (стола); учить размещать предметы по образцу и словесному указанию

                Перед началом занятий обязательно нужно подготовить кисти и пальцы рук. Ниже приведены примеры некоторых подготовительных упражнений:

  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  • Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Являясь контактным анализатором, осязание позволяет слабовидящему непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметно-пространственных представлений.

Приёмы тактильного (осязательного) обследования

предметов окружающего мира

Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Следовательно, овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у детей предметных и пространственных представлений и в то же время условием осязательной чувствительности.

Для детей с нарушениями зрения характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений.

Точность осязательного восприятия и узнавания детьми предъявляемых им объектов зависит от способов, которыми она пользуется при обследовании. Поэтому каждого ребенка надо учить рациональным приемам осязательного восприятия, сложившимися на основе обобщения опыта использования предметов в процессе обучения.

Осязательное обследование, как, правило, подразделяется на два этапа. Сначала осуществляется общее ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного педагогом. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта. Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки.

Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета правой, проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с левой. Например, при ощупывании многоугольников ребенок сначала охватывает фигуру обеими руками, при таком общем обхвате находит самый заметный угол, затем берет фигуру в левую руку и держит ее именно за этот угол, считая его первым. Потом он ведет слева направо указательным пальцем правой руки последовательно по сторонам многоугольника, выделяя и считая каждый из углов до того угла, который держит пальцами левой руки.

При осязательном восприятии некоторых предметов после нахождения начального пункта левая рука передвигается вслед за правой. Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объекта.

Например, при сравнении геометрических тел с кривыми поверхностями (шар, конус, цилиндр) сначала детьми различается форма предмета, а при сравнении прямолинейных фигур (квадрата, прямоугольника и др. четырехугольники) сначала различаются размеры.

Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту и лапам (ногам). Ощупывание растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева - с листьев, овощей - с части, употребляемой в пищу).

Восприятие незнакомых или мало знакомых объектов педагог должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются педагогом. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать с ним.

Когда педагог убедится в том, что алгоритм осязательного обследования определенной группы предметов усвоен детьми, ему достаточно назвать только части, подлежащие детальному изучению. В этих случаях дети работают самостоятельно, а педагог наблюдает за их действиями, анализирует ответы и вносит поправки.

Некоторые свойственные осязанию приемы обследования объектов формируется у детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности спонтанно. Замечено,  что при сравнении предметов по высоте дети кладут ладони на них сверху; для определения твердости материалов пользуются характерным нажатием на предмет первой фалангой большою пальца, при определении фактуры используют не только осязание, но и слух (стучат по предмету пальцами или обследуемым предметом по столу). Перечисленные и аналогичные приемы преподавателю нужно знать и использовать в работе со слабовидящими и слепыми детьми.

Для закрепления осязательных представлений, обеспечения их сохранности в памяти ребенка необходимо через некоторое время повторно предъявлять эти же предметы для обследования и опознания. Так же важно проводить сравнение знакомого предмета с предметами, относящимися к одной и той же определенной группе. Надо научить детей выделять в сравниваемых предметах сходство и различие, указывать и называть их: в квадрате все стороны равны между собой, а в прямоугольнике - только противоположные; шар катится, а куб нет; у цапли ноги длинные, пальцы без перепонок, а у утки ноги короткие и с перепонками между пальцами, что помогает ей загребать воду при плавании. Включение в акт осязательного восприятия анализа основных признаков предмета и словесного их объяснения помогает ребенку в узнавании знакомых предметов, осознанном восприятии новых и отнесении их к определенному классу понятий.

Вследствие этого, при ощупывании предметов, руки у детей бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют - все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.

Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т.е. при выполнении других предметно-практических действий; поэтому их надо специально научить и довести навыки осязательного восприятия до автоматизма.

Такую работу не целесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Для развития сохранных органов чувств детей следует включать их в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно и с интересом выполнять. К таким видам деятельности относятся обследование знакомых и незнакомых предметов: изготовление аппликации, конструирования, лепка, участие в разнообразных дидактических играх, чтение рельефных рисунков, подготовка рук к письму, если необходимо, то к чтению по системе Брайля. Однако в начале каждого занятия дети под руководством тифлопедагога должны выполнять несколько упражнении, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.

Знакомство с формой посредством осязания следует начинать с объемных геометрических фигур: куба, бруска (так упрощенно называют прямоугольный параллелепипед), цилиндра, конуса.

Первоначально дети должны научиться узнавать эти формы, отличать одну от другой, показывать жестами характерные признаки каждой формы и соотносить с этими формами знакомые предметы. Например: мяч, помидор, яблоко имеют шарообразную форму; многие коробки по форме похожи на брусок; морковь, шпиль башни представляют собой форму конуса и т. п.

От объемных геометрических фигур следует перейти - к плоским. Педагог дает каждому ребенку модель геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. п.), называет ее и руководит обследованием. Для закрепления полученных таким образом представлений предлагается найти среди нескольких геометрических фигур, а затем и предметов (пуговица, носовой платок, салфетка и т.д.), фигуры заданной формы.

На следующем этапе надо упражнять детей в нахождении знакомых геометрических форм среди контуров окружающих вещей и их частей. Например: крышка стола имеет прямоугольную форму, сиденье стула – четырехугольную, донышко цветочного горшка - круглую и т.д. Для четкого дифференцирования геометрических форм необходимо варьировать величину и фактуру обследуемых моделей фигур и предметов.

Эффективным средством совершенствования моторики и осязания в процессе восприятия форм являются различные упражнения на классификацию геометрических фигур. Так можно предложить детям разложить в разные коробки смешанные вместе круги, квадраты (кубы, шары, цилиндры, конусы). Выполнение таких упражнений способствует развитию элементарных приемов обследования формы и тренировке мышечных ощущений, совершенствованию движений кисти и пальцев рук (ребенок учится охватывать предмет прочно, но без напряжения). Кроме того, для тренировки мелкой моторики рук полезно сортировать различные предметы: бусинки, камешки, ракушки, желуди и т.д. Сортировать можно и фишки разных мозаик, для чего надо смешивать их, а затем разложить по величине и по форме. При выполнении предлагаемых упражнений более крупные предметы складываются в коробку, а мелкие - в бутылочку с нешироким горлышком или в различные пластмассовые баночки. Последнее нужно для того, чтобы выработать у ребенка умение достаточно точно брать предметы большим и указательным пальцами. Сначала упражнения проводятся в медленном темпе, но постепенно в них включается - элемент соревнования (игра кто быстрее и точнее).

Таким образом, можно выделить несколько алгоритмов осязательного обследования:

1. Алгоритм изучения предмета

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину предмета.

Выдели основные части предмета.

Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.

Что это за предмет? Расскажи о его назначении.

2. Алгоритм изучения внешнего вида животных

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину животного.

Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.

Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.

Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?

3. Алгоритм изучения внешнего вида растений

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину растения.

Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу). К какому классу относится это растение?

Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.

Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.

Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?

Организация предметно-развивающей среды

Для развития тактильной чувствительности у детей с нарушениями зрения необходима предметно-пространственная развивающая среда, включающая  разнообразные материалы. Гармоничность сочетания разных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Приведу примеры различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях.      

Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

 Игровые тактильные панно (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет. Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.  Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

 Полезно использование щеток, махровых рукавичек, роликового массажера, массажного валика для ног и др.       По возможности,  следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и  холодным) и др.

Очень полезны для детей  игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги. Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.


      

Дидактические игры
на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: шершавую шишку, колючего ежика и др.

     

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
     

«Определи на ощупь»

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» 

(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
         По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. 

    

«Найди пару»

 Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.  Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.    

«Найди ящичек»

 Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
      Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка. 

«Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

   

«Отгадай цифру» (букву)

На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

 

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

 Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Прочитай»

Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

   

«Золушка»

 Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.


      «Угадай, что внутри»

 Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....

Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения часть I

В статье описывается опыт работы педагога, работающего в экспериментальном режиме во внеурочное время над развитием логического мышления у детей с нарушением зрения....

Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»

Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;-замечать их форму, цвет;-формировать действия с предметам...