Дифференциация звуков Ч-Щ
план-конспект

Кокина Ирина Александровна

Конспект занятия: Дифференциация звуков Ч-Щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ch-shch.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков и букв Ч-Щ  в слогах, словах

1 класс

Составитель:

Учитель-логопед: Кокина И.А.

Тема: Дифференциация звуков и букв Ч-Щ  в слогах, словах

Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ  в слогах, словах.

Задачи:

Образовательные: Развитие навыков фонематического анализа  слов со звуками [ч], [щ.]. Расширять словарный запас.

Коррекционные: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, общей моторики, пространственной ориентировки.

Воспитательные: Воспитание  умения работать в коллективе, уважения друг к другу, взаимопомощи,  самостоятельности, аккуратности на письме.

Оборудование: Предметные картинки,  буквы, карточки, цветные карандаши, мяч, бабочка.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся со всеми, можете рассмотреть всех, обязательно улыбнитесь.

- Рассмотрели? Отлично! Давайте начнем наш урок.

- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту! 

2. Введение в тему занятия.   

 - Урок наш начнем с загадок. Вы любите загадки? Тогда слушайте (ответы в картинках, весят на доске перевернутые, рядом буквы Ч и Щ тоже перевернутые).

Загадки:

 Этот зверь, увидев кошку,                Живёт спокойно, не спешит,

 Громко лает у окошка.                 На всякий случай носит щит.

Вечно крутится у ног                 Под ним, не зная страха,

Рыжий в пятнышках (Щенок)         Гуляет .... (Черепаха)

- Назовите первый звук в слове «черепаха».

- Назовите первый звук в слове «щенок».  

                             

  1. Сообщение темы занятия.

- Кто скажет, какая, тема урока, у нас сегодня?

- Правильно, сегодня на уроке мы будем  учиться различать звуки  [ч], [щ]  и  буквы Ч-Щ.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какое сегодня число? Правильно. 

4. Дыхательная гимнастика.

- Предлагаю вам, продолжить наш урок после дыхательной разминки. Сделаем лёгкий, незаметный вдох и на плавном выдохе пропоём гласные звуки: А – О – У – Э – Ы – И.

5. Артикуляционная гимнастика.

– Для того чтобы красиво говорить, что мы должны сделать? Правильно! Артикуляционную гимнастику, но сегодня мы с вами не будем выполнять все упражнения, а только те, которые нам помогу правильно произносить звуки занятия Ч, Щ: «Лопатка», «Накажем непослушный язычок»,   «Заборчик», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка».

6.  Сравнение артикуляции звуков [ч], [щ].

- Молодцы все упражнения выполнили, можно приступать к работе.

- Давайте произнесем каждый звук отдельно, и попытаемся сравнить артикуляции.

- И так, произносим. С начало звук Ч, кто сможет описать,  как работает наш язычок, губы?

Звук Ч – согласный, так как есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд.  Кончик широкого языка поднят вверх.  Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя теплая, быстрая, толчкообразная. Голосовые складки не работают, голоса нет.  Звук Ч – мягкий, глухой.

Звук Щ – согласный, так как есть преграда – язык. Губы слегка округлены.  Кончик широкого языка поднят вверх.  Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длинная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук Щ– мягкий, глухой.

- И так, посмотрите на доску, тут есть схема характеристики звуков. Еще раз все проговорим.

Характеристика  звуков:          [ч] – согласный, глухой, мягкий.

[щ] – согласный, глухой, мягкий. 

7. Физ. минутка. Игра с мячом. Дифференциация звуков на уровне слога.

- Мне кажется, вы немного засиделись, пойдемте, поиграем. Становитесь в кружок. У меня есть мяч, я сейчас вам по очереди буду его кидать, но не просто кидать, а произносить слоги со звуками нашего занятия. Будьте внимательны, если я кидая мяч, произнесла слог со звуком Ч, вы мне должны, когда кидаете мяч обратно, произнести слог со звуком Щ, и наоборот. Вы поняли, как мы с вами будем играть? Отлично, начинаем.

- Молодцы, поиграли, отдохнули, садитесь на свои места.

  1. Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию.

- Теперь я попрошу вас приготовить ушки, давайте их разотрем, чтобы они лучше слышали.

- Молодцы! И я вам предлагаю “ Слушать, не зевать, громко повторять!”

Ща-ща-ча – наша каша горяча. (Арина)

Щу-чу-щу – я грибы ищу. (Сережа)

Чу-щу-чу – колесо качу.  (Кирилл)

Ча-ща-ча – пишу с буквой А. (Данил)

Ча-ча-ща - поймаю я леща. (Тимур)

Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

- Отлично! Ушки размяли, пора и пальчики размять.

  1.  Упражнение на развитие мелкой моторики.

Чтоб красиво нам писать,

Нужно пальчики размять.

Разбирай скорей прищепки,

Будем с ними мы играть.

(игра с прищепками)

- Ну вот, пальчики мы размяли, приготовьте  красный и синий карандаши.  Приготовили?

- Я раздам вам, вот такие листочки, на листочках напечатаны буквы. Вы должны красным цветом обвести все правильные буквы Ч, а синим цветом все правильные буквы Щ. Запомнили? Еще раз Ч – красным, Щ – синим.  

- Прежде чем приступите к работе, возьмите карандаши, которые вы приготовили. Положите их между ладонями и потрите их друг об друга.  

- Молодца. А теперь приступаем.   

- Давайте проверим, что у вас получилось.  

- Ой, ребята посмотрите, Черепашка и Щенок загрустили. Нужно срочно их развеселить, и я знаю как. Посмотрите, что у меня есть. Правильно это воздушные шары, давайте их подарим Черепахе и Щенку, только будьте внимательны, на каждом шарике есть подсказка кому этот шарик подарить.

- Отлично! Черепаха и Щенок очень рады, что вы подарили им шарики, и просят нас продолжать урок.  

 

 10.  Игра «Кто самый внимательный?»   (Буквы)

- Посмотрите у каждого на столе есть вот такие карточки с буквой Ч и буквой Щ.

 - Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки [ч], [щ], поднимите    соответствующую карточку с нужной буквой:    печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник. 

11. Дифференциация в словах.  Работа по карточкам.

- Посмотрите на листочки, которые я вам сейчас раздам, здесь разные картинки, вам эти картинки нужно разделить между буквами Ч и Щ. Картинки в названии которых есть звук Ч мы отдадим букве Ч, а картинки в названии которых есть звук Щ мы отдадим букве Щ.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

 

12. Работа на уровне слова. Звукобуквенный анализ.

- Ребята, я вам буду показывать слова, а вы должны их прочесть.

Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, прищемить, рукавичка, лещ, бабочка.

 13.  Физ. пауза.  Глазодвигательные упражнения.

- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? Бабочка, какая она красивая, легкая, воздушная. Давайте, встанем и помашем крылышками так как она, посмотрите она  кружется и мы свами, а теперь  понаблюдаем за ней, будем делать движения только глазами.

14 . Работа на уровне слова. Звукобуквенный анализ.

-Давайте к слову бабочка с помощью палочек выложим звуковую схему. 

15. Итог занятия:

- Какие звуки и буквы учились различать?

- Какое задание для вас было самым сложным, а какое легким?

- Давайте напоследок поиграем, будем придумывать слова со звуками Ч, Щ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...